10 апреля с.г. в Шарм-Эль-Шейх (Египет) продолжил работу XIV международный семинар АРПП – «Новое в медиабизнесе».
Впервые в семинаре приняли участие около 40 руководящих работников центрального офиса и региональных подразделений ОАО «Агентство «Роспечать». С докладом о деятельности Агентства и перспективах его развития выступил генеральный директор А.В. Власов. Своё выступление он начал с характеристики рынка розничного распространения. По мнению А.В. Власова, в настоящее время происходит укрупнение игроков за счет слияний. Рынку присущи хаотичные связи, непрозрачность, отсутствие общих правил, в результате чего возникают постоянные конфликты между оптовиками, издателями и розницей, попытки принимать односторонние жесткие решения. На рынке низкая непредсказуемая прибыльность участников, неэффективный, неразвивающийся оптовый сегмент.
Агентство «Роспечать», представляющее собой крупнейшую в РФ федеральную торговую сеть по продаже печатной продукции, которая обладает финансовой стабильностью, высокими показателями доходности, независимостью и самостоятельностью во всех сферах производственной деятельности, готово активно участвовать в новом этапе становления рынка распространения прессы в России.
Докладчик обосновал необходимость реформирования рынка. Рынок активов – спекулятивный, маленькие сети не найдут в себе сил для борьбы за рентабельность, многие покинут этот рынок не получив той награды, на которую рассчитывали. Наряду с этим конкурентное давление растет ежегодно, прежних усилий уже не достаточно для обеспечения рентабельности, стремительно растет потребность в инвестициях, требуется качественно новый уровень технологий. Всё это является свидетельством кризиса роста.
Однако кризис роста, вместе с тем - источник возможностей. Рост рынка печатных СМИ существенен и ощутим, издательский бизнес растет значительно активнее, рынок распространения испытывает кризис роста, его хаотичность – основной тормоз развития. Таким образом, задача лидеров рынка совместно ликвидировать хаос и позволить рынку расти. В этом заключается задача, которую видит руководство Агентства «Роспечать» – качественное преобразование рынка распространения. С этим связаны новые ориентиры компании: прорыв в качестве, выбор оптимального метода развития. Прозрачность, подчеркнул докладчик, наше конкурентное преимущество. Реализации поставленной цели будут способствовать факторы лидерства - передовые технологии, сильная маркетинговая позиция, минимальные издержки.
А.В. Власов назвал три стратегических направления, по которым пойдёт Агентство. В частности, взят курс на повышение уровня коммуникаций с Издателями (ликвидация информационного хаоса, диалог в условиях осведомленности), развитие новейших технологий в работе собственной розничной сети, широкое участие во всех каналах распространения (преодоление кризиса роста, достижение максимальной результативности). Мы знаем, сделал акцент А.В. Власов, что нужно.
Дополнили картину возможностей Агентства представители региональных структур, входящих в компанию. О своих достижениях и планах рассказали генеральный директор ОАО ВТФ «Роспечать» Владимировской области Н.В. Амелина, генеральный директор ЗАО Сибирское агентство «Экспресс» Д.И. Крылов, генеральный директор ООО Брянсксоюзпечать» Р.Ю. Скрипицын, коммерческий директор ЗАО «Ростдонпечать», ОАО «Ростпечать» М.В. Колесников, генеральный директор ООО «Экспресс Печать» (г. Казань) З.З. Хакимзянов, генеральный директор ЗАО «Роспечать» (г. Санкт-Петербург) Н.Е. Сатурнова. Комментируя представленные выше презентации, исполнительный директор ЗАО «Собеседник» С.В. Цыганов высказал пожелание, чтобы представители Агентства «Роспечать» более детально осветили тему продаж прессы, остановились на проблемах технологии продаж, на том, чем должны заниматься распространители. В ходе дискуссии директор по развитию ООО ИД «Столетник» М.Е. Желаннова, отвечая на вопросы представителей «Роспечати», поделилась опытом работы издательского дома по «воспитанию» собственного читателя. Генеральный директор ООО Агентство «Метропресс» Т.А. Истратий поддержал начинания нового руководства ОАО «Агентство «Роспечать» по реформированию рынка и высказался за создание единых правил игры для рынка распространения.
В заключение дискуссии с обобщающим мнением выступил В.И. Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать». Он перечислил весь значительный спектр услуг, который оказывает «Роспечать» на рынке СМИ, высказался за тесное сотрудничество и взаимодействие с издателями, подчеркнул большое значение, которое придает новое руководство Агентства формированию плодотворных отношений с региональными сетями.
С большим интересом был заслушан доклад генерального директора ЗАО «ИД «Бурда» А.-Ф. Листевника «Основы дистрибуции прессы». В начале выступления он заметил, что презентации представителей Агентства «Роспечать» можно расценивать, как шаг к достижению прозрачности на рынке прессы. Я за диалог, подчеркнул А.-Ф. Листевник, из которого обе стороны выходят поумневшими. Наша фирма давний партнёр Агентства «Роспечать». Ещё в советские времена 10% тиража журнала «Бурда» продавалось через сети «Роспечати», остальные 90% распределялись через профсоюзные организации. Сегодня, правда, через «Роспечать» мы распространяем те же 10%, остальное забирают другие дистрибуторы.
А.-Ф. Листевник представил свои наблюдения и оценки ситуации на медиа рынке России. Заметил, что российский рынок самый динамичный в Европе. Он растёт в год на 15-20% быстрее германского. Причём, дистрибуторский рынок Германии в последнее время имеет отрицательную динамику.
Далее докладчик дал толкование тому, кто является участниками рынка печатной продукции. Издатель - учреждение или лицо, осуществляющее подготовку и выпуск печатной периодической продукции. Дистрибьютор – физическое или юридическое лицо, приобретающее у издателя и продающее продукцию розничным сетям от имени издателя на условиях, определенных соответствующим соглашением. Розничная сеть – предприятия розничной торговли, осуществляющие продажу печатной продукции конечному покупателю.
По мнению А.-Ф. Листевника, задача распространения заключается в продаже товара. Заниматься только выставкой продукции на полке или маркетинговым обслуживанием для дистрибутора бесперспективно. Такая система не имеет шансов на выживание. Касаясь проблемы выработки правил функционирования системы распространения, он заметил, что в настоящее время в России правила определяет розница, что в корне ошибочно. Правила должен создавать издатель в содружестве с дистрибутором и розничными продавцами. Это верно ещё и потому, что экономические риски в первую очередь несёт издатель. На практике должно быть так, что все участники рынка должны нести риски на своих участках деятельности. Кроме того, издатель должен инвестировать в дистрибуцию, в том числе и в свои собственные сети. Хотя издатели не должны доминировать на дистрибуторском рынке.
Рассуждая о типах договоров, которые следует заключать между издателями и дистрибуторами, А.-Ф. Листевник заметил, что договор комиссии не может служить панацеей от всех бед. Если же работать по этому типу договоров, то необходимо, чтобы подобные договора действовали по всей цепочке: издатель – дистрибутор – розничный продавец. Преимущества такого договора - решение вопроса по налоговому учету ремиссии. Недостатки - комитент берет на себя обязательство по несению всех расходов, комиссионер несет риск по неуплате за продукцию конечным покупателем. Договор комиссии эффективен, только когда он действует на всех этапах вплоть до розничной сети.
В нынешних условиях по договору поставки работать проще. Его преимущества - выработанные законом, четкие имущественные отношения по принадлежности продукции, издатель несет риск неуплаты только от дистрибьютора, а не от конечного клиента. Недостатки – остаётся открытым вопрос по налоговому учету ремиссии, издатель может определять только правила работы с дистрибьютором.
За какие правила выступает продавец? Рентабельность распространения, приоритет хорошо продающимся изданиям, свободный доступ в ассортимент розничной сети, свободный доступ к информации по продаже журналов в розничной сети. В перспективе, как считает А.-Ф. Листевник, на рынке будущего будет 2 дистрибьютора в 1 регионе. Система дистрибуции будет 2-х ступенчатая: региональный дистрибутор и региональная розничная сеть.
Отвечая на вопросы заместителя генерального директора ООО «Издательство «Камелот» (г. Воронеж) И.В. Кочурина, заместителя генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать» В.В. Комиссарова, генерального директора ООО «Пресс-Хаус Лэнд» Р.П. Мельникова, вице-президента АРПП В.А. Чирятникова и других докладчик дал следующие пояснения своей позиции. Издатель заинтересован в том, чтобы его издание было дешевле для конечного покупателя. Хотя это не всегда выгодно дистрибутору. Поэтому надо согласовывать политику ценообразования с процессами, происходящими в экономике, в том числе и с инфляцией. Проблема выбора региональных дистрибуторов должна решаться на основе экономических факторов, но всё-таки это прерогатива издателей. В представленной презентации не было показано главное звено системы распространения – покупатель, оплачивающий все издержки издателей и дистрибуторов, поскольку речь шла о создании правил функционирования рынка прессы. А это задача издателей и дистрибуторов. Сегмент недорогих изданий будет расти. Уже сегодня он, а не дорогие журналы даёт наибольший доход.
Президент АРПП Д.В. Мартынов высказал мнение, что относить значительную часть рисков продаж на дистрибуторов некорректно, т.к. у распространителей в отличие от издателей нет такой статьи доходов как поступления от рекламы, а торговля изданиями с низкой стартовой ценой многократно увеличивает убытки дистрибуторов с ростом тиражей таких изданий.
Пресс-служба АРПП
11.04.08