Мы следуем за потребностями рынка


          
           Для современного медиарынка характерна глубокая сегментация, с чем связано бурное развитие в последние годы отраслевой прессы – изданий, сосредоточенных на конкретной области и предназначенных для профессиональной помощи людям определенной специальности. ИД «Отраслевые ведомости» выпускает 19 специализированных информационно-аналитических журналов, каждый из которых ориентирован на специалистов различных отраслей. Как журналы развиваются сегодня и в чем особенности отраслевой прессы, рассказала «Курьеру печати» генеральный директор ИД «Отраслевые ведомости» Ольга БАДЬЯНОВА.
          
           – Как появился ИД «Отраслевые ведомости», кто стал инициатором его создания?
          
           – Осенью этого года исполнится десять лет с того момента, как появились первые выпуски наших отраслевых изданий. Сначала они выходили в рамках издательской программы «Отраслевые ведомости», которая появилась в 1998 году. У истоков ее создания стояла команда единомышленников, которым эта идея показалась интересной и перспективной. Сошлись нужные люди в нужное время в нужном месте. Мы начали работать, ориентируясь в основном на собственную интуицию, как это и было принято в 90-е годы, но в процессе работы люди учились, набирались опыта, появлялись новые сотрудники, которые были действительно заинтересованы в своем деле, – наверное, именно поэтому мы смогли немало сделать за прошедшие десять лет.
          
           – С какого издания компания начала свою деятельность?
          
           – Первый журнал, который мы выпустили, назывался «Стеклянная тара», и наш выбор был неслучаен. В российской промышленности в те годы наблюдался активный рост стеклотарной отрасли, но при этом на рынке не было ни одного издания на эту тему – ни отраслевого, ни технологического. Сегодня издательский дом выпускает 19 профессиональных журналов. Кстати, надо сказать, что наши издания нельзя назвать в полном смысле слова отраслевыми. Их особенность в том, что они задумывались и выпускаются в большинстве своем как технологические – издания, которые предназначены людям дела: технологам, главным инженерам, руководителям. Наши журналы могут оказать реальную помощь в организации производства, в совершенствовании технологического процесса, в маркетинге конкретной компании – то есть они охватывают полный технологический и организационный цикл предприятия.
          
           – Какова основная концепция развития вашего издательства?
          
           – Основная наша концепция достаточно проста. Наши издания – это издания для профессионалов. Они должны быть полезны и интересны людям, которые профессионально занимаются той отраслью, которой посвящено наше издание. В основном наши читатели –специалисты высшего звена, которые определяют технологическую, маркетинговую и стратегическую политику предприятия, но есть в наших изданиях материалы, которые будут полезны и для среднетехнического персонала.
          
           – Журналы издательского дома охватывают совершенно разные рынки – это и пищевая промышленность, и ЖКХ, и актуальная экологическая тематика, недавно был запущен лицензионный журнал Airports International... По каким принципам вы тематически расширяете линейку изданий?
          
           – Конечно, выпуск на рынок издания новой тематики – не дело случая. Логику нашего выбора диктует сам рынок. Каждый раз, когда мы расширяли свою сферу деятельности, предварительно проводились подготовительные работы. Ориентируясь на развитие российского рынка, мы выбирали ту сферу, в которой существовала реальная потребность информационной поддержки. Можно сказать, что мы следуем за развитием самого рынка, иногда даже опережая его.
          
           – Планируете ли вы и в дальнейшем выпускать новые продукты?
          
           – Да! На сегодняшний день мы разработали схему, позволяющую издательскому дому расширяться в зависимости от потребностей рынка настолько, насколько это будет необходимо. Как только возникает потребность на рынке, которая совпадает с нашим интересом, мы готовы проработать практически любую тему.
          
           – Как строится работа издательского дома «Отраслевые ведомости»?
          
           – Наши издания обладают разным объемом, поэтому структура одна, а количество людей, работающих в разных редакциях, разное. Мы постарались создать оптимальную для нас структуру: каждое издание имеет самостоятельную редакцию, при этом есть службы, обеспечивающие другие составляющие издательской деятельности – это единый дизайн-центр, единая служба распространения, единая производственная часть. – Помимо печатной прессы, не планируете ли вы выпускать в будущем книги для профессионалов, например?
          
           – Об отдельном книжном подразделении мы не думали, но по некоторым направлениям, например по экологии производства, выпускали несколько книг, когда возникала такая потребность. Однако перенацеливать журнальное издательство на книжное нецелесообразно. У нас налажена уникальная технология работы, идет непрерывный процесс, и в этой ситуации менять сферу деятельности нет смысла.
          
           – Для работы в изданиях подобного рода необходимы высококлассные специалисты. Кто авторы ваших материалов?
          
           – Да, наши авторы – это профессионалы в своей отрасли. С одной стороны, это производственники, которые готовы поделиться своими наработками, с другой – сотрудники профильных научных институтов, которые выполняют определенные разработки для производства.
          
           – Получается, что журналистов в обычном понимании у вас нет?
          
           Мы занимаем очень узкий сегмент рынка b2b, и это тот случай, когда посредник в виде журналиста исключается. Во многих изданиях журналист является посредником – он пытается донести мнение одного специалиста до другого, написав свой оригинальный материал или взяв интервью. У нас задача другая – не извратить то, что говорит один профессионал другому профессионалу. Поэтому в нашем сегменте эти издания могут делать только профессионалы. Конечно, там присутствует журналист как редактор… но не более. Есть люди, которые должны уметь делать журнал, а есть люди, которые должны уметь предоставлять контент. Наши издания – это прямая связь между профессионалами без посредника. Хотя периодически мы привлекаем к работе отдельных журналистов. У нас есть журналистский актив, который работает с нами то по одному направлению, то по другому. В ближайшее время мы планируем создать единую службу информации, куда стекались бы данные от корреспондентов на местах.
          
           – Сталкивались ли вы с проблемой кадров в издательском доме? Не секрет, что отраслевые издания не могут обеспечить высокий уровень зарплат, да и работа в изданиях массового характера считается более престижной...
          
           – Вопрос кадров в отраслевых изданиях действительно очень сложный. Но надо отметить, что в нашем издательском доме редакторы уходят крайне редко. За все время нашего существования – а это десять лет! – это были разовые случаи: человек уходил либо на пенсию, либо из-за того, что не успевал влиться в коллектив. Мы стараемся создать максимально комфортные условия и обеспечить максимально творческую и интересную работу и колоссальные возможности для самореализации.
          
           – Как строится работа по распространению и продвижению ваших изданий?
          
           – В основном наши издания распространяются по подписке, как любая отраслевая пресса. Общий тираж всех журналов издательского дома составляет сегодня около 80 тыс. экземпляров в месяц. Конечно, как всякий издатель, мы стремимся к тому, чтобы распространить максимум экземпляров, но не всегда и не во всех отраслях это возможно. Поэтому политика распространения прорабатывается для каждого издания отдельно и зависит от объемов предприятий в отрасли, от ее особенностей. Продвижение каждого издания также очень индивидуально, все зависит от аудитории и тематики. Например, пищевые журналы и журнал Airports International не могут продвигаться по одному и тому же сценарию. Поэтому работа по каждому планируется заранее, и в начале деятельности по продвижению мы хорошо понимаем, чего хотим достичь в результате. Из этого уже и возникают PR-мероприятия, которые мы проводим.
          
           – Насколько охотно к вам идут рекламодатели? Ведь они обычно недолюбливают отраслевые СМИ…
          
           – Мы всегда говорили и говорим своим менеджерам по рекламе, что для нас сбор рекламы – это не самоцель. И душой мы не кривим. Потому что реклама имеет смысл только в тех изданиях, где она дает отклик, где клиент чувствует, что он заплатил деньги не зря. Без ложной скромности могу сказать, что особенность рекламы в наших изданиях как раз в том, что отклик очень хороший. Если мы запускам издание, на первый взгляд, небольшим тиражом – 3-4 тыс. экземпляров, то это значит, что в данной отрасли работает 3-4 тыс. предприятий, соответственно, мы покрываем весь рынок. Большинство наших клиентов работает с нами много лет, постоянно появляются новые.
          
           – Традиционно отраслевые СМИ подозревают в ангажированности со стороны игроков определенного рынка. Вы с этим сталкивались?
          
           – Должна сказать, что мы никогда не были связаны никакими обязательствами ни с одной крупной структурой или крупным предприятием. Мы всегда существовали и развивались на те деньги, которые сами заработали. И это предмет нашей гордости. Мы с проблемой недоверия к отраслевым изданиям, связанной с ангажированностью, не сталкивались вообще. По той причине, что даже повода нет. В любом случае, если издание существует на чьи-либо деньги, этот факт хорошо известен на рынке.
          
           – Уровень конкуренции на медийном рынке весьма высок. Скажите, как вы справляетесь с конкуренцией?
          
           – У нас нет конкурентов, у нас есть коллеги! Это наше золотое правило. Конечно, специализированных изданий в разных отраслях промышленности очень много, некоторые существуют не один десяток лет, но мы не потерялись, нашли свою нишу и имеем свое лицо. Несмотря на тенденцию увеличения рынка отраслевых изданий, у меня складывается такое впечатление, что профессиональная информация становится все более востребованной. Люди на производстве ставят перед собой новые задачи, и чем более оперативно мы реагируем на их потребности, тем больше наши издания нужны.
          
           – Вы сказали, что реклама для вас не самоцель. А что тогда является главным для издательского дома?
          
           – Наш читатель! Если нет заботы о читателе, то нет и журнала. Мы постоянно встречаемся со своими читателями на выставках, всевозможных конференциях, общаемся с ними через журнал, через наш сайт. В некоторых журналах, например «Экология производства», существует практика ежегодного проведения тематических конференций. Постепенно образуется своеобразный актив людей, которые могут стать соавторами наших журналов.
          
           – Были ли в вашей практике такие случаи, когда по просьбам читателей вы что-то меняли в содержании, оформлении журналов?
          
           – Не только «были случаи», но так происходит постоянно. Мы стараемся очень быстро откликаться на предложения читателей, отвечающие нашей общей концепции. Это правило – внимание к мнению читателя – никогда не нарушается.
          
           – Одним из инструментов работы с читателями является сайт в Интернете. Как развивается сайт вашего издательского дома? На ваш взгляд, насколько вообще важно сегодня развитие сайта издания?
          
           – Действительно, сайт – это обратная связь с читателем. Мы не только привязываем его к себе печатной версией, но и побуждаем получать какую-либо информацию сверх того, что печатается в изданиях. Сайты изданий функционируют с 2003 года. Все наши печатные издания имеют зарегистрированную форму как интернет-издания и представлены как отдельным самостоятельным сайтом, так и на объединенном портале «Отраслевых ведомостей».
          
           Сайт дает возможность быстрого общения. Потребитель b2b-изданий требует оперативной информации. На сайте он имеет возможность получить этот ответ намного быстрее, чем в печатном варианте. Благодаря сайту, мы сами стали более глубоко и четко понимать, что нужно нашим читателям, каким темам они отдают предпочтение, в каких проблемах желают разобраться. Практика показывает, что вопросы, которые нам задают наши читатели, потом превращаются в некоторые материалы в печатных изданиях. И рубрика «Вопрос-ответ» есть в каждом издании.
          
           Сначала мы выкладывали на сайт почти все материалы печатного издания, сейчас открываем только половину. Это не способ заработать, а скорее, способ поднять наш авторитет в глазах читателя и привлечь внимание.
          
           – Как вы оцениваете рынок отраслевых изданий в целом? Не секрет, что он сейчас набирает обороты. Как он будет развиваться в ближайшее десятилетие?
          
           – На ваш вопрос отвечает сам рынок. Когда мы запустили журнал «Мясные технологии», подобных ему в отрасли не было. За время существования этого журнала – шесть лет – появилось пять новых изданий в этой отрасли. Факт увеличения числа изданий, которые «плавают» рядом, говорит о том, что этот рынок будет развиваться, абсолютно точно. У нас масса неохваченных отраслей, которые нуждаются в профессиональных изданиях. Помимо этого, наблюдается еще одна интересная тенденция – идет дробление внутри отрасли. Например, есть такое интернациональное издательство Reed Elsevier, которое выпускает 15 тыс. изданий за счет более узкого сегментирования рынка. А наш журнал «Полимерные материалы» – не отраслевой, а мультиотраслевой, потому что полимерные материалы используются в оборонной промышленности, в автомобилестроении, в пищевой и легкой промышленности… На наших глазах он начал «почковаться», и за последние два года как отдельные журналы появились «Нетканые материалы, «Формы+», и скоро появится еще один журнал. Поэтому говорить о конечности этого рынка не приходится. Пути его развития разные, но возможности безграничны.
          
           Подготовила Юлия Володина
          
           Источник: Курьер печати
          
           15.04.08