Группа объединила медиаактивы в одну компанию


          
           Группа "Промсвязькапитал" (ПСК) завершила продолжавшееся весь прошлый год объединение своих медийных активов. Газеты "Аргументы и факты" и "Труд", бесплатные издания, а также сети дистрибуции и типографии вошли в новую УК "Медиа З". Сейчас руководство компании перешло ко второму этапу развития - оптимизирует расходы на управление существующими активами и ведет переговоры о приобретении новых. В перспективе не исключается возможность выхода компании на 1РО или привлечения стратегического инвестора.
          
           По замыслу руководителей "Медиа З", компания должна стать первой прозрачной, не торгуемой на бирже структурой российского издательского рынка: на этой неделе они раскрыли финансовые показатели и рассказали о стратегии развития. По данным компании, консолидированная выручка активов под управлением "Медиа З" в прошлом году выросла на 11,85% и составила 11,9 млрд руб. EBITDA по холдингу увеличилась на 18,8%, до 1,6 млрд руб. В прошлом году активы "Медиа З" заработали 700 млн руб. чистой прибыли, что на 31% выше показателя 2006 года. Рентабельность по EBITDA составила 13,6%, а рентабельность по чистой прибыли - 5,93%. Впервые медиахолдинг раскрыл финансовые показатели своих активов в прошлом году и стал первым из российских издателей, объявивших свою финансовую отчетность. По данным компании, консолидированная выручка медиаактивов за первые девять месяцев 2007 года составила $347 млн, EBITDA- $49 млн, чистая прибыль - $21 млн. "Показатели сопоставимы с нашими и другими крупными издательствами. Однако „Медиа 3" сложно с кем-то сравнивать: это фактически единственная компания, объединяющая не только газеты, но и крупные типографии и дистрибуцию",- отмечает гендиректор ИД "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин.
          
           Вывод из центра
          
           "Промсвязькапитал" вошел в медиабизнес в 1999 году после приобретения миноритарного пакета комплекса "Пресса-1", который позже был преобразован в типографию "Медиапресса". В 2000 году компания приобрела миноритарный пакет ИД "Аргументы и факты" (АиФ), в 2004-м - 50% газеты "Труд" у "Газпроммедиа" и трудового коллектива. Позже компания довела свое участие в АиФ до контрольного пакета, докупила 50% акций газеты "Труд" и довела свое участие в типографии "Медиапресса" до 91%. Контрольный пакет ИД "Экстра М медиа" ПСК приобрел в 2006 году.
          
           Сейчас компания "Медиа З" объединяет издательские дома "Аргументы и факты", "Газета „Труд"", "Экстра М медиа", полиграфические комплексы "Медиапресса" и "Экстра М", а также сети дистрибуции АРИА-АиФ, МОП "Союзпечать", "Метропресс-СПб" и "Роспечать-Челябинск". "В течение нескольких лет мы формировали активы: докупали пакеты миноритариев, чтобы довести свое участие в каждом активе до контроля. И наконец сформировали компанию с тремя направлениями бизнеса: СМИ, полиграфия и дистрибуция",- отмечает член правления "Медиа З" Павел Хохряков. С прошлого года компания "Медиа З", носившая тогда название УК "Первая полоса", завершила последнее приобретение сети "Роспечать-Челябинск" и сменила формат старейшей российской газеты "Труд". С этого года она начала позиционироваться как издание о карьере и ориентироваться на аудиторию менеджеров среднего звена. Заместитель гендиректора по контенту "Медиа З" Владимир Бородин говорит, что смена формата позитивно сказалась на показателях издания. "В период с октября прошлого года по февраль этого российская аудитория газеты по сравнению с аналогичным прошлым периодом выросла на 60%, а рост московской аудитории с лета прошлого года составил 49%. Таким образом, газета „Труд" вышла на первое место по приросту аудитории среди российских ежедневных газет. Причем эти показатели без учета рекламной кампании, которая началась позже",- доволен Бородин.
          
           В нынешнем году компания планирует масштабные преобразования в области контента и вывод своих подразделении из центра Москвы. До конца года будет реализован проект "Медиапарк", который должен объединить редакции газет, входящих в "Медиа З". Холдинг уже договорился об аренде нескольких зданий бизнес-центра "Лефорт" общей площадью 10 тыс. кв. м. Инвестиции в новое оборудование и аренду составят $10 млн. За счет объединения рекламных служб, а в перспективе - отделов распространения и сокращения штата сотрудников бэк-офисов компания рассчитывает сэкономить до $1 млн в год. Перевод редакции в новый комплекс позволит "Медиа З" использовать особняк ИД АиФ на Мясницкой улице общей площадью более 3 тыс. кв. м. "Мы рассматриваем разные варианты: сдачу площадей в аренду, продажу здания. Кроме того, удачное расположение особняка позволит использовать его для организации масштабного пресс-центра",- рассказывает гендиректор "Медиа З" Александр Страхов.
          
           Компания может заработать и на другом девелоперском проекте - здании типографии "Медиапресса", бывшей типографии "Правда". Типографский комплекс располагается на улице Правды, д. 24, стр. 1 и занимает 8 га. До конца года планируется вывести типографию за пределы Третьего транспортного кольца. "Сейчас типография расположена в центре Москвы, и это неудобно для всех процессов работы. Мы рассматриваем разные предложения по участкам земли в Подмосковье для новой типографии",- говорит Страхов. В этом году директором по развитию "Медиапрессы" был назначен бывший ген-директор типографии "Алмаз-пресс" Сергей Власов.
          
           Оценка для стратега
          
           После года относительного перерыва в переговорном процессе участники рынка ожидают от "Медиа З" новых покупок. Сами представители компании подтверждают, что ведут переговоры о приобретении с рядом издательских компаний и планируют диверсифицировать бизнес. В прошлом году холдинг ПСК присматривался к телевизионным активам, однако мультипликаторы, с учетом которых продавались эфирные каналы, показались компании завышенными. Поэтому выход на телевизионный рынок холдинг "Медиа З" планирует через сегмент телеконтента, например путем приобретения продакшн-компаний.
          
           С учетом всех имеющихся активов представители "Медиа З" дают компании минимальную оценку $600 млн. Эксперты сомневаются, что сейчас она может стоить так дорого: газета "Труд" была перезапущена совсем недавно, сети распространения "Медиа З" пока управляются разрозненно, а будущее бесплатных газет находится под вопросом. "Сумма в два раза меньше была бы более адекватна",- считает вице-президент Delta Private Equity Partners Александр Лупачев.
          
           Тем не менее холдинг "Медиа З", безусловно, будет интересен стратегическому инвестору. "Большинство медиакомпаний в структуре больших холдингов в результате отпочковываются благодаря IPO или привлечению стратега. Газетный бизнес, возможно, не самый привлекательный для инвесторов IPO, однако его рост в России может заинтересовать,- считает директор по инвестициям холдинга „Проф-медиа" Сергей Тихонов.- К тому же „Медиа 3" - хороший вход на быстрорастущий рынок для западной компании". В самой компании не исключают как проведения IPO, так и привлечения стратегического инвестора. Весь прошлый год ПСК вел переговоры о продаже 25% южноафриканскому холдингу Naspers, однако, по словам Страхова, сейчас они приостановлены. В то же время компания ведет переговоры с рядом других крупных западных холдингов. "Иностранных инвесторов всегда смущали непрозрачность и хаотичность в построении российского медиабизнеса. Приобретая пакет в „Медиа З", они получают прозрачный структурированный бизнес",- отмечает гендиректор агентства "Медиа-марк" Константин Исаков.
          
           Источник: Business & Financial Markets
          
           17.04.08