Особенности национальной подписки

17 апреля 2008 года в Государственной Думе РФ состоялось совместное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, посвященное вопросам подписки на периодические издания.

В заседании также приняли участие издатели и распространители из разных субъектов РФ и представители СМИ. В ходе заседания состоялась дискуссия о проблемах подписки. С докладами выступили Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи В.Я. Комиссаров; Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации П.Н. Гусев; Заместитель Председателя Государственной Думы В.А. Язев; Статс-секретарь, заместитель министра информационных технологий и связи РФ А.В. Маслов; Генеральный директор ФГУП «Почта России» А.И. Казьмин; Депутат ГД, член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи А.Е. Хинштейн; Член Общественной палаты РФ, Главный редактор, генеральный директор газеты «Комсомольская правда» В.Н. Сунгоркин, Главный редактор газеты «АиФ» Остарков, Председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции А.В. Оськин и др.

На заседании отмечалась крайне кризисное состояние Почты России. Сумма ее убытков составила 4 млрд. рублей, доставка подписных тиражей на данный момент является убыточной. Участники также подвергли ФГУП «Почта России» критике, отмечая повсеместный рост тарифов. В ходе заседания подчеркивалось, что постоянно растущие тарифы угрожают жизни большинства районных и городских газет.

Вопросы, обсуждавшиеся на совместном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, посвященном вопросам подписки на периодические издания, широко представлены в материалах, раздававшихся после заседания, а также в средствах массовой информации.

В своем выступлении Председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) А.В. Оськин отметил, что особенностью национальной подписки в стране является то, что подпиской не занимается ни государство, ни издатели. Последнее время государство не может решить проблему с выделением дотаций на подписку, а большинство издателей не хотят должным образом, т.е. рублем, помогать институту подписки. В качестве иллюстрации обратного положения в данном вопросе, докладчик привел ряд фактов функционирования института подписки за рубежом. В частности было отмечено, что в странах ЕС осуществляется комплекс мер по поддержке подписки. Только во Франции ежегодно на эти цели выделяется 500 млн. евро. В Китае в прошлом году государство выделило 10 млрд. долларов на развитие почты. По-другому относятся к подписке зарубежные издатели. В США, к примеру, издатель полностью оплачивает всю доставку подписчику подписных изданий. Поэтому, к примеру, 1 экземпляр журнала «Maxim» обходится подписчику всего в 50 центов. А средняя стоимость годовой подписки в США по всем изданиям не превышает 27 долларов. В Германии крупнейший издательский дом «Бауер» тратит около 25 млн. евро в год на сохранение и развитие подписки на свои издания и таких примеров множество.

Совершенно иная ситуация в России. В АРПП внимательно следят за положением дел в этой сфере, т.к. в наши ряды входят и ФГУП «Почта России» и подписные агентства и издательские дома. Мы с сожалением отмечаем, что Минфин категорически возражает против дотации на подписку, этот сегмент рынка лишен и льгот по НДС. Кроме того, значительная часть издателей стоит на иждивенческих позициях, более того, они требуют, по сути, от Почты России и подписных агентств проявления благотворительности. Мы далеки от тотальной защиты почтовиков, в их деятельности есть множество недостатков, но сегодня, когда почтальон в российской глубинке получает менее 2 тысяч рублей в месяц, а более трети почтовых вагонов и почтового автотранспорта находятся в аварийном состоянии, мы считаем, что почте надо помогать всем миром.

Надо откровенно признать, что на рынке российских СМИ присутствует много издательского мусора, у нас зарегистрировано более 70 тыс. газет и журналов, в то время как, к примеру, в Германии - только 6 тыс. Рынок должен быть освобожден от издательского мусора, не востребованного потребителем.

Российским СМИ нужен не просто льготный НДС, а нулевой сквозной НДС, нужна бюджетная поддержка подписки со стороны государства. Российский издатель должен всерьез заняться этим институтом и со своей стороны вносить экономический вклад в работу со своим подписчиком. Если решить эти проблемы, отметил докладчик, то мы сможем вывести российскую подписку на уровень международных стандартов.

В завершение работы совместного заседания Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, посвященного вопросам подписки на периодические издания была принята резолюция.


Пресс-служба АРПП