Пресса на юге: Ростов-на-Дону


          
           Ростовская область - лидер Южного федерального округа по количеству зарегистрированных СМИ. Таковых здесь свыше тысячи, около половины из них - печатные. Реально работающих значительно меньше. Однако при положительной динамике развития региона список желающих начать ростовский медиабизнес (особенно журнальный) продолжает пополняться. В первую очередь - в Ростове-на-Дону.
          
           Газеты
          
           Рынок печатных СМИ Ростова-на-Дону - это устойчивое сочетание локальных и сетевых изданий. Соседство федеральных "сетевиков" с местными газетами обозначилось здесь в середине 90-х годов прошлого века. Сегодняшний список общероссийских газет с ростовской составляющей традиционен для большинства городов с миллионным населением: "Аргументы и Факты Дон", "Ведомости Юг России", "Коммерсантъ Ростов", "Комсомольская Правда Ростов-на-Дону", "Московский Комсомолец Юг", "Российская газета (Ростов-на-Дону)", "Жизнь за всю неделю", "Из рук в руки", "Ва-Банк", "Антенна-Телесемь", "Все для Вас", "Стройка", "За рулем" и другие.
          
           Среди локальных СМИ немало газет общественно-политической и деловой направленности (по некоторым данным, на эти сегменты приходится 43% всей печатной продукции региона). В частности, ежедневные газеты: старейшая областная "Наше время" (выходит с 1921 г.) и городская "Вечерний Ростов" (выходит с 1958 г.). В числе наиболее заметных еженедельников: "Крестьянин", "Молот", "Южный репортер", "Газета Дона" (ИД "Провинция") и другие. При этом локальные СМИ имеют устойчивые позиции. Например, деловая пресса. По данным ИД "АБАК-ПРЕСС", именно местные деловые издания лидируют по рекламным доходам в своем сегменте. В частности, в 2007 г. наибольшая доля рынка деловых изданий Ростова-на-Дону принадлежит еженедельнику "Город N" (23% совместно с приложением "Город N - Банк - Клиент").
          
           Лидером по объему собираемой рекламы среди всех еженедельников в Ростове-на-Дону традиционно является газета бесплатного распространения "Ва-банкъ по-ростовски". Издание "ИнтерМедиаГрупп" пришло в Ростов-на-Дону в 1994-м. Примерно в то же время в городе появились сетевые "Из рук в руки" (1992 г.), "Все для Вас" (1993 г.), ростовская газета "Реклама Юг" (1996 г.). Сегодня все они продолжают работать в нише рекламных газет региона, которая представлена как СМИ универсального содержания, так и изданиями по отдельным секторам рынка: "Минутка", "Мой Ростов", "Блокнот", "Реклама Ростова", "Южный АвтоРынок", "Стройка", "Южный торговый дом", "Образование. Работа. Отдых", "Твоя вакансия" и другие. Наибольший тираж среди ростовских газет, реализуемых в розницу, имеет телегид "Антенна" - местный вариант общенационального городского телегида "Антенна-Телесемь" (свыше 184 тыс. экз., в Ростове-на-Дону - с 1997 г., с 2002 г. - в составе ЗАО "ИнтерМедиаГруп"). Еще в 2006 г. в ростовской "Антенне", несмотря на присутствие в городе нескольких местных телегидов, своими основными конкурентами считали всероссийские еженедельники общего содержания с телепрограммой - "Комсомольскую правду", "Аргументы и факты" и другие. В 2007 г. ситуация изменилась - "Антенна" перестала быть единственным федеральным телегидом в городе - на рынок вышли сетевые "Теленеделя" и "Панорама TV - Страна". Что, естественно, обострило конкуренцию, одним из последствий которой стало снижение цен на рекламу на страницах ведущих ростовских телегидов. А сам факт запуска сразу двух мощных проектов в одном сегменте можно назвать особенностью ростовского газетного рынка 2007 года. Рынка, по словам его участников, "практически сформированного" и "довольно спокойного".
          
           Журналы
          
           Глянцевый бум - явление, о котором в Ростове-на-Дону говорят не первый год. Соблазн для издателей действительно велик - на юге России сосредоточено много средств, столица региона развивается бурно, рекламный рынок растет. Журналы запускаются даже структурами, не специализирующимися на издательском деле. Это приводит к тому, что параллельно с серьезными изданиями возникают "однодневки", на фоне роста числа СМИ обостряются кадровые трудности, не теряет актуальности проблема демпинга. По подсчетам ИД "АБАК-ПРЕСС", число регулярно выходящих глянцевых изданий в Ростове-на-Дону превысило три десятка: в конце 2007 г. издавалось 29 журналов, в первые месяцы 2008-го вышли еще три. 12 проектов из общего числа журналов являются сетевыми, причем полку "сетевиков" существенно прибыло в 2007 г.: "Дорогое Удовольствие" (ИД "Русская Азия", Новосибирск ), Fashion Collection (ИД "Гранд Шоу М", Москва), "Люди & Вещи. Shopping" (ИД "Западная пресса", Калининград), "Искусство Потребления" (ИД "Медиа Мир", Краснодар), "9 Линий" (ИД "Абак-пресс", Екатеринбург), "Эксперт Юг" (ГК "Эксперт", Москва), Сosmopolitan-Юг (ИД Independent Media, Москва).
          
           Активность сетевых издательств в свете перспектив региона понятна. "Мы долго не решались прийти на Юг России. В регионе меньше городов-миллионников и крупных промышленных центров, чем, например, в Поволжье или на Урале. Это не внушало уверенности, что проект имеет шанс выжить как коммерческое предприятие. Однако в последние годы ситуация заметно изменилась, - комментировал накануне запуска проекта „Эксперт Юг" генеральный директор медиахолдинга „Эксперт" и главный редактор журнала Валерий Фадеев, - В Южном федеральном округе идет процесс политической стабилизации, уже несколько лет динамика экономического развития округа выше общероссийской, а в строительной отрасли впору говорить о буме, который еще сильнее подстегнет подготовка Сочи к проведению Олимпийских игр 2014 года". "Эксперт Юг" - единственное деловое издание, которое распространяется в каждом из 13 субъектов ЮФО. Однако сам рынок деловой прессы в регионе и его столице далеко не вакантен. В Ростове-на-Дону присутствуют более 10 деловых СМИ - газет и журналов. Выходят журналы "Ростовский Бизнес-журнал", "Деловой квартал", Ваш капитал", "Реальный бизнес". По данным мониторинга "АБАК-ПРЕСС", по итогам 2007 г. прирост рынка рекламы в деловой прессе города составил 71%. Примерно половина рекламных бюджетов пришлась на крупные местные издания. А 60% рынка рекламы в деловом сегменте заняли: газета "Город N" (совместно с приложением "Город N - Банк - Клиент"), журналы "Деловой квартал" и "Реальный бизнес". На рынке глянцевых журналов с долей от 2% в Ростове-на-Дону в прошлом году насчитывалось более десятка изданий (данные маркетинговой службы ИД "АБАК-ПРЕСС"): "Кто главный", "Выбирай Соблазны большого города", "Градус удовольствия", "9 Линий", "Дорогое удовольствие", "Аэрофлот Дон", "Аэропорт", Hi home, "Весь дом". Лидером сегмента с долей 27% является шопинг-гид "Я покупаю".
          
           Маркетологи отмечают увеличение рекламного бюджета ростовского глянца и ряд тенденций, характерных для местного журнального сектора в целом. Наблюдается рост интереса рекламодателей к изданиям с качественными редакционными материалами, соответственно, снижается популярность журналов чисто рекламного формата. Заказчиков рекламы все чаще интересуют крупные города Ростовской области, следовательно, повышается востребованность СМИ с распространением по региону. И, наконец, юг России - не исключение в плане внимания издателей и рекламодателей к сегменту special interest. Что дает и даст растущему журнальному рынку разнообразие.
          
           Источник: МедиаАтлас.ру
          
           24.04.08