Компания «Медиа Мир», управляющая интернет-ресурсами холдинга РБК, пытается активнее продвинуть свою социальную сеть Vspomni.ru, которая начала действовать в конце прошлого года. Так, на днях была запущена первая масштабная кампания для этого ресурса «Пригласи 500 друзей». Однако, по мнению экспертов, даже такие затратные инициативы холдинга вряд ли смогут вывести эту сеть в лидеры рынка, так как он уже достаточно насыщен.

Холдинг РБК располагает электронными (RBC daily, Utro.ru) и печатными СМИ (ежедневная газета RBC daily, журнал РБК), а также интернет-ресурсами («РБК-Украина», «РБК-Кредит», «РБК-Недвижимость»). Кроме того, в состав группы компаний входит телеканал «РБК-ТВ» и ряд других активов. По данным на июль 2007 года, компания располагает аудиторией в 1 млн человек в сутки и более 6 млн в месяц. Выручка интернет-ресурсов РБК, приобретенных и запущенных в 2007 году, составила $6,2 млн, рост выручки в сегменте интернет-рекламы и сервисов составил 67 %. В первом квартале 2008 года в целом выручка холдинга увеличилась на 46 % благодаря развитию новых интернет-проектов и деловых печатных изданий РБК.

На днях стартовала масштабная маркетинговая кампания по продвижению социальной сети Vspomni.ru «Пригласи 500 друзей». Напомним, что данный портал появился на рынке достаточно поздно по сравнению с другими аналогичными проектами – осенью 2007 года. Vspomni.ru оформлен в стиле советского ретро 1980-х годов и создан для поиска старых друзей, земляков, родственников, коллег. Проект управляется дочерней компанией РБК «Медиа Мир». При старте называлась цифра в 8 млн человек – такая аудитория должна быть у Vspomni.ru к концу 2009 года. По мнению аналитика компании «Финам» Леонида Делицына, сейчас все лидирующие интернет-холдинги пытаются «вскочить в последний вагон уходящего поезда» социальных сетей. «Создать или купить дешево «Одноклассники» и «ВКонтакте» ключевые холдинги не успели, не поверили в их успех. Теперь крупные социальные сети слишком дороги, и  две наиболее активные медийные компании Интернета - Mail.ru и РБК - интенсивно раскручивают собственные социальные сети», - отмечает г-н Делицын.

«Рыночные предпосылки для такой активизации появились относительно давно, еще осенью прошлого года, когда произошел бурный рост социальных сетей. Но на тот момент мы еще были не готовы проводить столь масштабную маркетинговую кампанию. Сейчас мы вкладываем внушительные средства для проведения крупной кампании. Причем главный акцент компании состоит в том, что приз соответствует духу социальных сетей. Обычно победители рекламных конкурсов получают индивидуальные призы, которыми нельзя поделиться с друзьями. А наш приз предназначен для компании друзей Vspomni.ru из 500 человек, которые поедут отдыхать в Турцию», - рассказал заместитель генерального директора по маркетингу компании «Медиа Мир» Олег Ульянский.

По правилам акции пользователям надо зарегистрироваться на сайте vspomni.ru, заполнить профиль, выслать приглашения к участию в игре своим друзьям и собрать на сайте команду. Побеждает команда, в которой будет больше всего участников. 500 самых активных ее представителей в качестве приза получат поездку в Турцию. Как отмечают разработчики, на сайте ведется рейтинг активных пользователей. Так, например, за приглашение «друга» в группу участник получает 10 баллов, за размещение фотографии – 1 балл и т.д.

В поддержку акции будет проводиться рекламная кампания, рассчитанная на 2 месяца. В мае акция будет рекламироваться на ТВ – на Первом канале, телеканалах ТВ3 и «Спорт» будут размещены 25-секундные и 10-секундные рекламные ролики. Параллельно с телерекламой стартует компания Vspomni.ru в метро и крупнейших вузах обеих столиц. Здесь будут размещены плакаты, анонсирующие акцию. Также с 1 мая стартовала реклама Vspomni.ru в Интернете. В рамках продвижения задействованы поисковые порталы Yandex, Rambler, а также развлекательные сайты и порталы Рунета. Кроме того, рекламные ролики Vspomni.ru можно посмотреть на видеохостинге Smotri.com, также являющегося проектом «Медиа Мир». Во второй месяц маркетинговой кампании реклама останется только в Интернете.

Как сообщает пресс-служба «Медиа Мир», только в первые дни акция «500 путевок в Турцию в подарок от Vspomni.ru» собрала на сайте 20 капитанов, у которых уже более 500 друзей в команде. Участники конкурса реализуют собственные стратегии по сбору команд. Чтобы привлечь внимание к своей команде, капитаны размещают в сети видеоролики с призывом поехать в Турцию, активно пишут об акции в блогах и на форумах, рассылают приглашения по почте, ICQ.

Как отметил Олег Ульянский, сейчас главной целью акции является наращивание аудитории, а о коммерческих целях пока говорить рано. По прогнозам специалиста, после проведения акции аудитория возрастет в разы. Старт-ап-менеджер Андрей Артищев (artishev.com) оценивает состояние трафика после маркетинговой кампании в 50-200 тыс. в день.

Об основных путях популяризации социальных сетей рассказал Леонид Делицын: «Социальные сети продвигаются с помощью межличностных коммуникаций («из уст в уста» или с помощью word-of-mouth), а также путем рекламы в сообществах (например, студенческих, институтских).  Эффективным способом на начальном этапе была покупка контекстной рекламы в поисковых системах. Этот способ практикуется и сейчас - наберите слово «школа» и свой номер школы в «Яндексе» и посмотрите, кто появится в списке рекламодателей в правой части экрана».

«Ситуация с акцией «500 путевок в Турцию в подарок от Vspomni.ru» интересна и оригинальна по концепции, но является запоздалой и никак не будет способствовать целям, которые поставлены перед Vspomni.ru. Существующий трафик, который «нагоняется» на Vspomni.ru, отскакивает от сайта, так как пользователям неинтересен этот сервис. Сейчас сайт имеет менее двух просмотров на человека - это говорит о том, что пользователи заходят и сразу выходят с сайта, и 1,74 хита на страницу, когда у «Одноклассников» почти 50 хитов на пользователя (Alexa)», - прокомментировал г-н Артищев.

В целом многие эксперты рынка считают, что столь поздний выход проекта на рынок негативно повлиял на ожидаемый рост аудитории Vspomni.ru. «На мой взгляд, нецелесообразно делать клоны существующих проектов-лидеров, которые уже состоялись на сформировавшемся рынке, а не только стартуют. С «Одноклассниками» можно было побороться ровно год назад, но не в 2008 году. «Одноклассники» уже вышли на плато и более активно не растут, достигнута точка насыщения. Vspomni.ru пытается сыграть в той же нише (найди одноклассников, старых друзей и т.п.) - тренд «вспомнить, найти». Но уже лидер сформировался и собрал здесь фактически весь трафик. РБК (Vspomni.ru) делает ставку на маркетинговой активности до осени, когда по их прогнозам должна прийти к финалу акция «500 путевок в Турцию в подарок от Vspomni.ru», но тогда уже, скорее всего, с «Одноклассников» начнется частичный отток. Конечно, «Одноклассники» не упадут в разы, но трафик после первичного интереса у них рано или поздно уменьшится», - пояснил Андрей Артищев.

«В качестве самостоятельного проекта такая затея не может себя окупить. Однако в качестве очередного ресурса для аудитории крупного медиахолдинга он вполне себя окупит, так как аудитория не рассеется в пространстве, а будет циркулировать по другим проектам РБК», - оценил г-н Делицын.

По мнению же г-на Артищева, проект Vspomni.ru неокупаем и терпит провал. «Наблюдается та же самая ситуация, которая в свое время сложилась с Loveplanet.ru после успеха ресурса Mamba.ru. Более целесообразно для такого холдинга запускать новые продукты, а не клонировать лидеров, тем более на состоявшихся рынках. Например, можно направить инвестиции в развитие детской социальной сети, которая была презентована на «КИБ-2008», - это интересный и перспективный сервис. У рынка социальных сетей для детей есть перспективы в Рунете. На данных рынках в РФ нет сейчас значимых игроков, то есть ниша свободна, а потребность в сервисах и аудитория есть», - прокомментировал Андрей Артищев.

О перспективах развития рынка социальных сетей рассказал Леонид Делицын: «Сейчас социальные сети будут пытаться монетизировать аудиторию, которую уже набрали. Поэтому мы ожидаем портализацию социальных сетей - это позволит им продавать больше рекламы. Социальные сети будут наращивать количество сервисов: появится больше контента, коммерческих объявлений, мобильных услуг. Что касается успешных проектов, то их выход можно ожидать всегда. Десять лет в Рунете не было проектов, способных сравниться по охвату аудитории с «большой тройкой», и вдруг неожиданно появились два. Напомним, что в России до сих пор нет, например, крупного аукциона, сравнимого с eBay. Проекты, предоставляющие онлайн-видео, уже многочисленны, но по охвату аудитории пока далеко отстают от лидеров интернет-рынка. Все эти направления могут «выстрелить» по мере распространения широкополосного доступа в российских регионах». «Сегодня наблюдается консолидация рынка. Тренд социальных сетей в целом достиг точки насыщения, в том числе и в нише тематических социальных сетей, гораздо интереснее, что будет дальше. Среди вариантов можно предположить выход сервисов на базе семантики, гео- и мобильные сервисы, а также семантический веб», - прогнозирует г-н Артищев.

Источник: mskIT.ru

15.05.08