Вчера утром появились сообщения о готовности печатной прессы выйти в среду с белыми первыми полосами - таким образом журналистское сообщество намерено было продемонстрировать свое неприятие идеи повышения цен на подписку. "Задушить свободу слова можно разными способами. Например, резким повышением тарифов на подписку - только пять строчек на белом фоне - так будет выглядеть в среду первая полоса крупнейших газет и журналов России", - такое сообщение распространила Общественная палата. Организаторы акции пояснили: "Пустое место символизирует то, что еще один канал получения информации становится для многих читателей недоступным".
Письмо с предложениями по урегулированию проблем почтовых тарифов ОП направила президенту Дмитрию Медведеву. Документ подписали: председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, член Общественной палаты, главный редактор газеты "Аргументы и факты" Николай Зятьков, член Общественной палаты, главный редактор газеты "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин и главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов.
"Подписка на периодические издания для миллионов граждан РФ является основной формой получения информации о жизни страны и общества, - говорится в письме. - Запланированный ФГУП "Почта России" существенный рост тарифов на услуги по организации подписки, в ряде регионов на 100%, приведет к исчезновению института подписки в России и фактически к разрушению единого информационного пространства нашей страны".
К 2010 году объем сегмента доставки подписной периодики "Почта России" планирует увеличить до 250-300 млн. долл. Одной из возможных причин активизации Общественной палаты называют уход из Мининформсвязи его главы Леонида Реймана, который покровительствовал подведомственной ему "Почте России".
Аргументы "Почты России": доставка периодики убыточна для предприятия - в 2007 году недополученные доходы составили 3,2 млрд. руб., а в текущем году ожидаются на уровне 4,2 млрд. руб.
Два месяца назад гендиректор Федерального агентства связи (Россвязь) Андрей Казьмин порекомендовал "Почте России" приостановить унификацию тарифов, сохранив скидку в 25%. Об этом говорится в апрельском письме Казьмина на имя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерия Комиссарова. Глава Россвязи информировал парламентария: "Почта России" сдерживает рост тарифов на подписку, но в условиях убыточности не имеет возможности и дальше дотировать подписчиков за счет собственных средств, наращивая убытки от оказания услуги населению".
Руководители "Почты России" и Мининформсвязи неоднократно требовали бюджетного субсидирования службы доставки. Но, отмечает Казьмин, "несмотря на необходимость компенсации убытков в 2007 году и в последующие годы, решение о выделении средств принято не было".
Между тем, по данным "Почты России", в 2007 году 80% подписных тиражей, доставляемых предприятием, приходилось на физлиц. В среднем по России в прошлом году на 100 человек приходилось по 213 подписных изданий, при этом в Москве и Санкт-Петербурге - 72 и 91 соответственно. В городах в розницу газеты и журналы существенно дешевле, чем по подписке. Таким образом, замечает Казьмин, основная масса подписчиков - социально незащищенные слои: пожилые люди, которые не покупают прессу по дороге на работу, и жители отдаленных деревень, "где подписка является единственным способом получения газет и журналов".
Проблема заключается "в вопиющей профнепригодности бывшего руководства "Почты", в наличии коррупции в его решениях, в совершенно выдающейся забюрократизированности всех процессов на почте", уверен главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин. "Несмотря на все заверения руководства "Почты России", что повышение - только следствие общих инфляционных процессов, это абсолютно не так. Ведь тарифы за последнее время выросли на 100, 200, а в отдельных регионах даже на 400%", - отметил он. И привел пример: "Руководитель филиала в каком-нибудь регионе совершенно неправомочен принимать какие-либо решения без санкции из Москвы - в итоге структура "Почты" стала исключительно неповоротливой, неспособной оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения рынка".
"НГ" вполне может подтвердить этот тезис. Однажды автор этих строк не смог оформить подписку для инвалида в Санкт-Петербурге: в почтовом отделении заявили, что это можно сделать только по месту жительства получателя.
Вчерашняя акция, сказал главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов, направлена была на то, "чтобы печатным СМИ пожить еще": "Если "Почта России" будет рассказывать про то, что с повышением тарифов сделать ничего невозможно, а государство будет просто поглядывать на это - газеты просто загнутся". По его словам, "подписка - это признак стабильности существования человека": "Люди привыкают получать ту или иную газету, которая приходит к ним как друг, как помощник. Но из-за непомерного роста тарифов на доставку и, как следствие, повышения цены на подписку они будут вынуждены отказывать себе в этом, нарушая привычные жизненные устои".
"Увы, но в эпоху информационного насыщения, общей доступности телефонной связи, телевидения, интернета вдруг оказывается, что в одной из наиболее развитых стран мира, каковой Россия действительно является, эти информационные потоки становятся недоступны для людей в тех или иных населенных пунктах", - заявил вчера главный редактор "АиФ" Николай Зятьков. И добавил: "Мы всеми силами пытаемся не допустить этого и снизили цену на подписку до такой степени, что делаем ее себе в убыток. Поэтому свои меры мы уже исчерпали и теперь ждем шагов от государства".
Вчера днем в дело вмешалась администрация президента. Акция была отменена: организаторам пообещали, что их требования скорее всего будут удовлетворены. О этом сообщил главный редактор "МК" Павел Гусев. Сегодня, по его словам, "по этому вопросу будет проведено специальное совещание и в нем, видимо, будет поставлена точка".
А чуть ранее руководитель дирекции общественных связей "Почты России" Сергей Григоренко поспешил прокомментировать случившееся: его ведомство не принимало решений о повышении тарифов на доставку периодики. По его словам, подписная кампания на второе полугодие 2008 года завершается, и тарифы на этот период остаются неизменными. Тарифная политика на первое полугодие 2009 года пока не определена, подчеркнул Григоренко.
Вчера же глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский выступил с заявлением: "Агентство подтверждает позицию, что в основе всех дальнейших действий по этой проблеме по-прежнему должны быть интересы читателей". Глава Роспечати подчеркнул, что "после реструктуризации правительства РФ, в результате которой ФГУП "Почта России" и вся отрасль массовых коммуникаций, к которой относятся десятки тысяч российских газет и журналов, оказались подведомственными одному федеральному органу исполнительной власти - Министерству связи и массовых коммуникаций, у нас появилась реальная возможность найти эффективное решение этой проблемы". Как отмечает Сеславинский, власти "понятна острота этой проблемы: "Очевидно, что государство не должно стоять в стороне от взаимоотношений "Почты России" - основного оператора подписного рынка страны с издателями периодики, государство должно способствовать диалогу и поиску компромиссных решений". Он напомнил: проблема дважды обсуждалась на специальных правительственных совещаниях в 2006-2007 годах. На этих совещаниях, отметил он, "были приняты решения, которые способствовали стабилизации подписных цен на периодику в стране". Кроме того, сказал глава Роспечати, на основе этих решений "были разработаны предложения по реформированию подписного рынка страны, предусматривающие государственную бюджетную поддержку доставки подписных тиражей населению".
Источник: Независимая газета21.05.08