Несостоявшаяся акция российской прессы увенчалась успехом


Во вторник, 20 мая, главные редакторы ведущих российских газет показали, на что способна четвертая власть, когда дело касается не каких-то абстрактных свобод или чьих-то там прав, а интересов их собственных изданий. Утром пресс-служба Общественной палаты России, членами которой почти все они и состоят, распространила заявление. В нем главные редакторы "Московского комсомольца", "Аргументов и фактов", "Комсомольской правды" и "Известий" оповестили общественность, что в среду газеты выйдут с пустыми первыми полосами, на которых вместо статей будет размещена лишь одна фраза: "Задушить свободу слова можно разными способами. Например, резким повышением тарифов на подписку". Главреды даже обратились с письмом к Дмитрию Медведеву. К вечеру вторника угроза дала конкретный результат. В администрации президента газетам пообещали решить вопрос, и акция была отменена.

Романтический порыв

По замыслу организаторов, белые передовицы должны были символизировать, что еще один канал получения информации постепенно становится недоступным для многих россиян. "Люди привыкают получать ту или иную газету, которая приходит к ним как друг, как помощник. Но из-за непомерного роста тарифов на доставку и, как следствие, повышения цены на подписку они будут вынуждены отказывать себе в этом, нарушая привычные жизненные устои", - пояснил главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов. Его поддержал и главред "АиФ" Николай Зятьков. "Увы, но в эпоху информационного насыщения, общей доступности телефонной связи, телевидения, интернета вдруг оказывается, что в одной из наиболее развитых стран мира, каковой Россия действительно является, эти информационные потоки становятся недоступны для людей в тех или иных населенных пунктах. Мы всеми силами пытаемся не допустить этого и снизили цену на подписку до такой степени, что делаем ее себе в убыток. Поэтому свои меры мы уже исчерпали и теперь ждем шагов от государства", - пожаловался он.

"Проблема в вопиющей профнепригодности бывшего руководства "Почты", в наличии коррупции в его решениях, в совершенно выдающейся забюрократизированности всех процессов на почте", - перешел в наступление главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин. "Несмотря на все заверения руководства "Почты России", что повышение - только следствие общих инфляционных процессов, это абсолютно не так. Ведь тарифы за последнее время выросли на 100, 200, а в отдельных регионах даже на 400 процентов", - заявил он.

Правда жизни

Руководитель дирекции общественных связей "Почты России" Сергей Григоренко поспешил успокоить высокопоставленных журналистов. По его словам, подписная кампания на второе полугодие 2008 года уже завершается, и тарифы на этот период сохранены без изменений, тарифная же политика на 2009 год пока вообще не определена. При этом "Почта России" пояснила, что доставка периодики приносит ей только убытки. В 2007 году недополученные доходы составили 3,2 миллиарда рублей, а в 2008 году они ожидаются на уровне 4,2 миллиарда.

История вопроса восходит к 2005 году, когда "Почта России" начала поднимать тарифы, что повлекло за собой удорожание подписки и сокращение подписчиков среди наименее обеспеченных граждан страны. После того как повышение тарифов продолжилось и в 2006 году, Общественная палата обратилась за помощью к Дмитрию Медведеву, занимавшему тогда должность первого вице-премьера. Он провел совещание с представителями профильных ведомств и издательского бизнеса, на котором было принято решение заморозить подписные тарифы с 1 апреля 2006 года и проверить обоснованность тарификации на второе полугодие того же года.

Как утверждает неназванный, но, по всей видимости, весьма осведомленный источник РИА Новости во ФГУП "Почта России", проверка Федеральной антимонопольной службы тогда подтвердила, что тарифы убыточны. "А поскольку это нерегулируемый государством тариф, то Минфин отказался от его финансирования и обратил внимание на то, что все нерегулируемые тарифы должны быть доведены до экономически обоснованных к 2009 году", - рассказал он. После этого было решено постепенно повышать тарифы. По словам источника, в конце 2007 года газеты получили скидку с базового тарифа в 35 процентов. В следующем полугодии она была снижена до 25 процентов. "С 1 апреля началась подписная кампания на второе полугодие 2008 года, и мы должны были перейти к следующему снижению скидки с 25 до 17 процентов, против чего выступили районные и городские газеты, мотивировав это тем, что такие тарифы приведут к их закрытию", - рассказал источник в "Почте России". Тогда гендиректор Федерального агентства связи Андрей Казьмин направил "Почте" рекомендацию приостановить этот процесс и сохранить скидку в 25 процентов для этой категории прессы, в связи с ее высокой социальной значимостью.

"Это решение возмутило федеральные и региональные издания, и за месяц до завершения подписной кампании (окончание 15 июня) они потребовали применить старый тариф и к ним", - сказал источник РИА Новостей. По его словам, если до 1 июля, когда издатели определяют цену подписки на первое полугодие 2009 года, не будет принято решение о государственных субсидиях, которые компенсируют потери "Почты", сокращение подписной скидки будет продолжено: в первом полугодии 2009 года она будет доведена до 8 процентов, а во втором и вовсе перестанет существовать.

На запасном пути

Теперь, вроде как, этого случиться не должно. "Белые полосы завтра не выйдут. Все дело в том, что в дело вмешалась администрация президента России, Министерство связи и печати, и, скорее всего, все наши требования будут удовлетворены", - заявил во вторник "Интерфаксу" один из инициаторов акции, глава комиссии Общественной палаты РФ по свободе слова и СМИ, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.

"Акция благополучно завершена. Мы получили все заверения госчиновников, в частности Михаила Владимировича Сеславинского, что проблемы, которые мы поднимаем, будут решены, тарифы останутся на уровне первого полугодия 2008 года и решение будет найдено, - заявил "Ленте.Ру" главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов. - Благодаря, кстати, большой поддержке радио и интернет-СМИ, которые, продемонстрировав свое преимущество, раньше, чем мы вышли, сделали возможным решить эту проблему". "Если "Почта России" решит повысить тарифы в будущем, на этот случай мы будем хранить этот модуль - 'белое пятно'", - пригрозил он.

Источник: lenta.ru

22.05.08