Искать новые Интернет-проекты будут компании-инкубаторы


Высокие цены на Интернет-активы вынуждают фонды прямых инвестиций вкладывать деньги в запуск новых проектов. Такие инвестиции более рискованны, чем покупка существующего проекта, но менее затратны и потенциально более прибыльны. Недавно инвестфонды нашли способ снизить риски: многие из них создают инкубаторы - структуры, которые специализируются на поиске, разработке и продаже наиболее интересных проектов.

В конце прошлого года один из немногих отечественных фондов, специализирующихся на инвестициях в медиаактивы, Russian Media Ventures (RMV), заявил о запуске нового портала Top4top. Проект анонсировался как "социальная сеть для интеллектуалов". Лицами проекта стали популярные в 1990-е телеведущие Лев Новоженов и Дмитрий Дибров. Для нового Интернет-проекта заявленные инвестиции $15 млн были совершенно беспрецедентными. Почти треть этих денег - $4,5 млн планировалось потратить на масштабную рекламную кампанию.

Несмотря на колоссальные вложения, аудитория Рунета отреагировала на Top4top вяло. Участники рынка, опрошенные B&FM, уверены, что проект не оправдал надежд инвесторов и собирает недостаточно рекламы. В RMV утверждают, что ситуация не столь драматичная. Тем не менее признают: фонд ожидал от Top4top большего. "Проект укладывается в параметры фонда, мы по-прежнему уверены, что вернем все вложения в этот портал. Но мы скорректировали ожидания по отдаче",- говорит гендиректор фонда Кирилл Лыско. По его словам, проект не выстрелил потому, что в него было вовлечено не так много специалистов, работающих с интернет-аудиторией. Поэтому у посетителей сайта возникли сложности с навигацией, чтением. "Посещаемость проекта растет - на конец апреля она составляла около 70 тыс. человек, уверяет Лыско.- Но мы понимаем: если ничего не изменим, рост аудитории может приостановиться".

Инкубаторы размножаются

Для RMV этот проект был первым вложением в Интернет и в значительной степени - эксперимент на новом рынке. Чтобы впредь избегать рисков, с которыми столкнулся Top4top, RMV решил создать новую компанию - Inventure. В фонде эту структуру называют интернет-инкубатором. Кирилл Лыско поясняет: "Это своего рода наш внутренний НИИ, который специализируется на проектах в Сети. В его состав входят аналитический центр, специалисты, которые отбирают и реализуют наиболее интересные Интернет-проекты из тех, что попадают к нам". Исследовательский центр компании выделяет три категории Интернет-проектов (см. справку). Inventure - фактически самостоятельный фонд с собственным бюджетом. Инкубатор работает по следующей схеме: вкладывается в запуск нового проекта, "растит" его, продает инвесторам уже работающий.

В проект Inventure RMV планирует вложить десятки миллионов долларов. В фонде рассчитывают получать от деятельности интернет-инкубатора не менее 50% годовых за счет продажи перспективных и разработанных проектов другим инвесторам. По словам участников рынка, Inventure - самый крупный инкубатор, принадлежащий фонду прямых инвестиций в России. Других случаев, когда компания такого профиля оформлялась бы как дочерняя структура, у нас еще не было.

Однако самой идеей создания интернет-инкубаторов сейчас интересуются практически все отечественные инвестфонды, работающие с новыми проектами в Сети - например, ИК "Финам". Венчурный фонд "Финам" начал инвестировать в стартапы в Сети еще в 2005 году. В частности, $1,5 млн вложил в электронную платежную систему Money Mail. Всего за три года было приобретено около десяти новых Интернет-проектов, в которые инвестировано примерно $10-12 млн. А на днях "Финам" объявил о запуске интернет-портала B-generator, который в пресс-релизе компании назван "венчурной фабрикой". Его концепция такая же, как у интернет-инкубатора Inventure - поиск новых перспективных проектов в Сети и их продажа заинтересованным инвесторам. Правда, принцип работы B-generator.Ru несколько иной, чем у Inventure. Зарабатывать в "Финаме" собираются не на "выращивании" Интернет-проектов и их перепродаже, а "На сайте B-generator будут размещаться предложения по проектам. А в офлайне мы будем осуществлять юридическую поддержку и сопровождение сделок, получая долю от суммы сделки",- говорит аналитик "Финама" Владислав Кочетков.

Аналитик фонда ABRT (инвестор проектов Quintura и видеосервиса "ТВ клик") Кирилл Данилюк также считает логичным создание инкубаторов. "Сейчас, выбирая проект для инвестирования, мы ориентируемся скорей на людей, которые его делают, чем на идею. Работаем с теми, кто может делать успешный продукт. Логичный шаг - создание подразделения, которое отбирало бы перспективные проекты. Это снизит наши риски",- говорит аналитик.

Равнение на Запад

По словам экспертов, сегодняшний интерес фондов прямых инвестиций именно к новым Интернет-проектам не случаен. Дело в том, что уже существующие в Рунете активы сильно переоценены. Их владельцы называют цену, исходя из ожиданий бесконечного роста рынка Интернет-рекламы. Его объем, по разным оценкам, составил в 2007 году $200-300 млн. Гендиректор агентства Adwatch Лев Глейзер прогнозирует, что в этом году рекламный рынок вырастет на 80-90%. Поэтому ждать снижения расценок на Интернет-активы не приходится.

Отечественные инвесторы не первые столкнулись с такой ситуацией. В США перегрев интернет-рынка, когда все активы в Сети были переоценены в разы, произошел еще восемь-девять лет назад. Это вынудило инвесторов искать новые методы эффективных вложений в Интернет-активы. В итоге сформировалась категория компаний, которые занимались тем, что искали на рынке новые недорогие и перспективные проекты.

"На Западе есть крупные организации, так называемые „бизнес-ангелы" и инкубаторы,- к примеру, Y Combinator. Они отбирают на рынке интересные идеи, „упаковывают" проекты, доводят их до состояния стартапа, продают другим инвесторам. Второй этап вложений осуществляют уже венчурные фонды",- рассказывает Кирилл Данилюк.

Американский рецепт актуален для сегодняшнего российского рынка. С одной стороны, высокая стоимость готовых активов. С другой - большие риски при покупке. Практика показывает, что покупка Интернет-проекта вовсе не гарантирует покупателю высоких рекламных доходов. Многие проекты даже с большим трафиком не востребованы рекламодателями, сетуют участники рынка. "Интерес рекламодателей определяется многими факторами. В том числе эффективностью действия рекламы и имиджем портала. Бывает, инвестор покупает портал с большой посещаемостью. Надеется за счет этого привлечь большое число рекламодателей. А оказывается, что компаниям, которые активно рекламируются в Интернете, либо аудитория сайта не подходит, либо они считают невозможным ассоциировать свой имидж с контентом сайта",- говорит председатель правления агентства IMHO VI Арсен Рева-зов. Но даже если сайт и пользуется спросом у рекламодателей, сам рынок замедляется. Это, в свою очередь, значительно увеличивает темпы окупаемости инвестиций в Интернет-проекты. "В значительной степени активы в Сети стоят дорого именно по причине ожидания сумасшедшего роста рынка Интернет-рекламы. Но рынок не может бесконечно расти. Скажем, уже в 2009 году он вырастет в лучшем случае на 40%, что на 10% меньше, чем в этом",- отмечает Ревазов.

Будущее за независимыми

Эксперты единодушны во мнении, что инкубаторы будут востребованы отечественным рынком. "Сейчас инвесторы только начинают вкладывать средства в стартапы. Но через несколько лет в этом сегменте будут уже целые аукционы",- прогнозирует Лев Глейзер. С ним соглашается Кирилл Данилюк: "По-настоящему интересных проектов на рынке очень мало. Из десяти предлагаемых проектов успешными для инвестора могут оказаться в лучшем случае один-два. То есть если фонд вложит небольшие средства сразу в большое количество проектов, какие-то из них обязательно выстрелят. Риски инвестора значительно снижаются".

Тем не менее России еще далеко до западных стран. В отличие от Соединенных Штатов, где уже сформирована полноценная индустрия интернет-инкубаторов, в России в ближайшее время их будет немного, предсказывают эксперты. Свои прогнозы они объясняют тем, что, скорей всего, учредителями и создателями большинства инкубаторов будут фонды прямых инвестиций в новые Интернет-проекты. "Фонды заинтересованы в создании собственных инкубаторов, чтобы искать перспективные проекты для своих вложений",- говорит гендиректор фонда Ruvento Вячеслав Лисицын.

Он уверен, что в перспективе большинство инкубаторов будут независимыми компаниями, как на Западе. "Когда инкубатор работает в рамках какого-то фонда, он прежде всего представляет интересы именно этого фонда. Это невыгодно для рынка. Ведь самые интересные проекты они будут оставлять внутри фонда, ограничивая доступ к перспективным проектам для других инвесторов",- говорит Лисицын.

На сегодняшний день в России независимых интернет-инкубаторов всего два: питерская Embria и московский фонд Ruvento. Обе работают примерно по одному принципу. "Мы вкладываем в новые проекты от $100 до $300 тыс., разрабатываем его бета-версию, набираем команду под проект. А потом привлекаем деньги венчурных фондов, оставаясь при этом в проекте",- говорит Вячеслав Лисицын.

Три категории новых Интернет-проектов

1. "Ниши" - существующие на рынке сегменты, которые востребованы аудиторией. Способы и технологии производства проектов в них хорошо известны. Инкубатор ищет незаполненные ниши и запускает в них проекты. Это фактически безрисковые вложения, так как могут быть просчитаны.

2. "Тренды" - тенденции развития ситуации на рынке. Задача инкубатора - запускать проекты, которые будут совпадать с этими трендами. Риск состоит в том, что это пока пустое (хоть и перспективное) поле и образцов успешных проектов здесь нет.

3. "Концепции" - это соображения об Интернете как информационно-коммуникативной среде, которые существуют пока только на уровне идеи и могут как реализоваться, так и оказаться нежизнеспособными.

Источник: Business & Financial Markets

02.06.08