Рекомендации по совершенствованию системы дистрибуции прессы в сетях магазинов самообслуживания

(приняты участниками заседания круглого стола «Продажи прессы: проблемы взаимоотношений издающих и торгующих организаций в сетевых магазинах самообслуживания», организованного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)
          
           Настоящие рекомендации адресованы участникам рынка распространения печатной продукции в сетях магазинов самообслуживания и направлены на решение задачи формирования эффективной системы взаимоотношений всех задействованных в этом процессе структур на принципах, обеспечивающих свободу слова, доступ к информации для конечных покупателей, экономическую целесообразность организации продаж, рост продаж продукции и оптимизации ассортимента.
          
           Важным элементом в общей системе распространения прессы является её дистрибуция в сетях магазинов самообслуживания. По оценкам экспертов рынка, продажи периодики в сетях супермаркетов продолжают расти, их доля в объёме розничной торговли ежегодно увеличивается, занимая всё большее место в бюджетах издательских домов.
          
           Развитию системы продаж прессы в магазинах самообслуживания в России свойственны те же тенденции, которые наблюдаются во многих зарубежных странах. Этот вывод нашёл подтверждение в ходе дискуссии на заседании 1-го Европейского круглого стола по вопросам дистрибуции печатной продукции, состоявшегося в июле 2007 года в Бильбао (Испания). Участвовавшие в заседании представители европейских объединений распространителей прессы отмечали, что практически повсеместно владельцы ритейла достаточно успешно перераспределяют рекламную доходность издателей в собственную пользу, устанавливая высокие входные платежи за право присутствия печатной продукции в своих сетях. Нарастает процесс сокращения количества представленных в сетях изданий в связи с выводом из ассортимента тех, которые не проходят порог рентабельности. По инициативе сетей сокращается также и число поставщиков продукции в торговые объекты.
          
           Вместе с тем, российский рынок продаж прессы в супермаркетах имеет и свои особенности. К ним относятся - сравнительно невысокая стоимость самой прессы, отсутствие агентских отношений в данном сегменте рынка, иной, отличный от европейского, механизм ценообразования и др. Это приводит к тому, что дистрибутор не имеет дохода, способного сделать его затраты экономически обоснованными. Такая ситуация толкает дистрибутора на пополнение своего бюджета с помощью маркетинговых услуг, дополнительной оплаты за приоритетную выкладку и пр.
          
           Рынок розничного распространения прессы в России работает по существу исключительно на основе договоров купли продажи, вследствие чего все риски лежат только на распространителе. В разрез с существующей за рубежом практикой отдельные отечественные издатели пытаются напрямую договариваться с сетями о поставках своих изданий, минуя дистрибуторское звено. В связи с активным развитием ритейла продолжается усиление его влияния на рынке распространения периодики и снижение рентабельности независимых поставщиков прессы в сети магазинов самообслуживания.
          
           Участники круглого стола считают необходимым осуществить меры по совершенствованию системы дистрибуции печатной продукции в сетях магазинов самообслуживания и рекомендуют участникам рынка прессы руководствоваться нормами цивилизованного ведения медиа бизнеса, сложившимися в России и европейских странах, которые должны способствовать:
          
           1. Формированию атмосферы доверия между издателями, распространителями и ритейлорами. Установлению и развитию взаимовыгодных, исключающих конфронтацию и недобросовестную конкуренцию взаимоотношений между издателями и дистрибуторами, распространяющими печатную продукцию в сетях магазинов самообслуживания. Принципы таких взаимоотношений предполагают, что все спорные вопросы, возникающие между участниками рынка, решаются путём переговоров.
          
           2. Внедрению в повседневную практику основополагающих правил «Дистрипресс», согласно которым каждый оператор рынка должен обладать самостоятельностью и независимостью, строить свою деятельность на базе ответственности и профессионализма, добиваться высокого качества предоставляемых товаров и услуг, удовлетворяющего запросы покупателей и партнёров по бизнесу.
          
           3. Удовлетворению спроса покупателей на печатные издания в разных тематических группах с максимально возможным ассортиментом. Внедрению в практику рыночно обоснованной ассортиментной и тиражной политики, согласно которой распространяемый в магазинах самообслуживания ассортимент и размеры тиражей печатной продукции зависят только от потребительского спроса.
          
           4. Выработке мер, препятствующих ущемлению интересов одних участников рынка (как издателей, так и распространителей) в пользу других. Созданию равных условий распространения периодики для всех издателей независимо от тиражности их изданий. Вход печатной продукции в сетевые магазины самообслуживания должен осуществляться на свободной, экономически обоснованной основе.
          
           5. Обеспечению прозрачности и информационной открытости процесса продаж с учётом принципов экономической целесообразности. Достижению стабильного, экономически обоснованного уровня рентабельности, дистрибуторов, поставляющих печатную продукцию в сетевые магазины самообслуживания.
          
           6. Своевременному прохождению платежей между всеми участниками рынка прессы в супермаркетах, благодаря введению одинаковых сроков и равных условий расчётов за проданную продукцию, основанных на правилах, применяемых ритейлорами. Каждая услуга, оказываемая партнёрами друг другу, должна быть оплачена согласно экономическим законам рынка.
          
           7. Росту продаж печатных СМИ. В этих целях предусмотреть совместные промо-акции дистрибуторов и издателей, дистрибуторов и ритейлоров по продвижению изданий на рынок.
          
           8. Развитию диалога участников издающих и торгующих организаций, отраслевых общественных объединений с органами законодательной и исполнительной власти в центре и на местах. Представляется целесообразным рекомендовать субъектам Федерации принять региональные законы о поддержке печатных СМИ и приданию прессе статуса социально значимого товара.
          
           Москва
          
           30 мая 2008 года
          
           Пресс-служба АРПП
          
           06.06.08