История, приключившаяся с одним из немногих провинциальных "толстых" журналов, проста и очень поучительна. Несколько недель редакция сражалась с учредителем издания и местными властями. И, разумеется, проиграла.

Открытые письма, публикации в прессе и в Сети не дали ничего: Анна Сафронова, делавшая очень интересный, с "лица необщим выраженьем", по-настоящему современный журнал, была от должности отстранена, отныне редактором "Волги" является Елизавета Данилова, местная поэтесса и кандидат филологических наук.

Конфликт вокруг журнала развивался по всем законам жанра. В мае в Министерство печати с письмом обратился попечительский совет Ассоциации саратовских писателей (АСП), который рекомендовал чиновникам заменить редактора журнала "Волга - XXI век". Речь, в частности, шла о стихотворениях с ненормативной лексикой. По мнению АСП, подобных произведений на страницах журнала быть не должно.

"Графоманы издают газеты и журналы, сами же их читают, сами хвалят и не чувствуют никаких угрызений совести" Издатель журнала, директор государственного учреждения "Саратов-Медиа", созданного правительством области, Сергей Гришин почти потребовал вымарать нецензурные выражения и убрать из номера роман Валерия Володина "Повесть временных лет".

Анна Сафронова после невыполнения этих требований от должности за несоответствие оной была отстранена. Вероятно, свою роль сыграло и то, что председателем попечительского совета АСП является Наталья Ипатова, супруга губернатора Саратовской области.

В провинции не слишком любят перечить власти: себе потом дороже выйдет. В конфликт вмешался и председатель саратовского отделения Союза писателей России Владимир Масян, соучредитель журнала. Масян потребовал (вполне справедливо, кстати), чтобы его мнение при назначении нового редактора также было учтено.

Масяна можно понять еще и потому, что "Волга" позволяла себе пренебрегать принципиальным для провинции правилом отдавать предпочтение не хорошему и интересному, а местному творчеству. Позицию Сафроновой многие полагали слишком "высокомерной": своих, мол, не публикуете. Хотя "своим" в Саратове есть где печататься, только "Волге" удалось стать хоть сколько-нибудь заметным за пределами губернии изданием. За это журнал и поплатился: сверчку очень недвусмысленно указали на шесток.

Де-юре Анна Сафронова вообще не была редактором "Волги", занимая в разное время разные должности а-ля и.о. главреда, поэтому ее отстранение и назначение учредителем конкурса на замещение вакантной должности (именно этот конкурс и выиграла Елизавета Данилова) формально полностью законно. Ни издатель, ни учредитель не вышли за юридические рамки, и пусть их действия выглядят крайне странно (письмо в министерство, скажем, слишком уж походит на донос), право - на их стороне.

На стороне Анны Сафроновой - простой, как дважды два, здравый смысл, который гласит, что ненормативная лексика не повод для истерики (не случайно Орлуша, один из самых популярных поэтов Сети, скажем мягко, не чужд такого рода лексике, не пренебрегает ей и живой классик Всеволод Емелин, да и вообще в джойсовском "Улиссе" есть слово из трех букв - что с того?), что журнал должен быть прежде всего интересным, а только потом устраивать местную литературную общественность и власть, что и в провинции можно - на одном энтузиазме - сделать не уступающее столичным образцам издание.

Но здравый смысл не норма права, он не закреплен законодательно и в суде вряд ли может быть сильным аргументом.

Впрочем, сомнительно, что при официальном разбирательстве саратовский суд не принял бы сторону супруги губернатора области: решения такого рода могли бы стоить во всех смыслах недешево.

И назначенная редактором Елизавета Данилова, и председатель местного Союза писателей Владимир Масян, и существенная часть радостно наблюдавшей за процессом саратовской писательской тусовки - если судить по их публикациям - довольно обычные провинциальные графоманы, коих великое множество в каждой губернии. Графоманы эти издают газеты и журналы, сами же их читают, сами хвалят и не чувствуют никаких угрызений совести. Таков стандарт современного литературного процесса в глубинке. "Волге" было предписано стандарту соответствовать.

К сожалению, право и здравый смысл иногда не совпадают, и поделать с этим нельзя ничего. Кроме крайне бережного и трепетного отношения к тем островкам здравомыслия, которые еще остались не придавленными суровой буквой закона. "Толстые" журналы вообще давно не "властители дум", но даже они на две головы выше того, с чем теперь придется столкнуться читателям "Волги", если таковые вообще останутся.

Впрочем, и горевать сильно нет причин. Талантливых текстов в нынешней России не слишком много, а спрос на них - огромен. Не "Волгой" единой, можно сделать новый журнал, краше прежнего. Только уже, видимо, не в Саратове...

Источник: Взгляд

07.06.08