"Суп" съел газету


Сделка с "Супом" позволит "Коммерсанту" извлечь максимум выгоды из аудитории ЖЖ. "Суп" имеет шанс стать диверсифицированным интернет-холдингом, но этот шанс еще надо правильно использовать

В конце июня российская интернет-компания "Суп", управляющая крупнейшим блог-сервисом LiveJournal.com, обменялась активами с медиахолдингом "Коммерсантъ". "Суп" получил онлайновое издание "Газета.ру", которое, по сообщениям обеих сторон, останется независимым ресурсом со своей редакционной политикой. "Ъ" достались неконтрольный пакет акций "Супа" и возможность назначать двух членов правления компании. Точный размер пакета стороны не разглашают.

Соглашение между "Супом" и "Ъ" стало продолжением сотрудничества двух компаний, которое началось еще в мае прошлого года. "Коммерсантъ" был одним из первых медиахолдингов, который позволил пользователям Живого журнала писать сообщения на своих форумах без дополнительной регистрации, а также копировать в свой блог материалы ИД по упрощенной схеме. За счет бесплатного контента, сгенерированного блогерами, "Ъ" надеялся увеличить посещаемость своего сайта. "Суп", в свою очередь, получал небольшой процент от рекламы и возможность продвигать ЖЖ среди читателей "Ъ".

Помимо "Коммерсанта" "Суп" сотрудничает по аналогичной схеме с РИА "Новости", газетой "Известия" и другими. Участники этого и подобных интернет-проектов сходятся во мнении, что кросс-маркетинг между блогами и СМИ дает положительные результаты и позволяет увеличивать аудиторию, а значит, и денежные потоки этих сайтов.

С точки зрения эксперта-консультанта "Финама" Леонида Делицына, справедливая цена "Газеты.ру" - 10-15 млн долларов, а LiveJournal - 30-40 млн долларов. Леонид Делицын оценивает одного уникального посетителя "Газеты.ру" в сутки примерно в 40 долларов, а ЖЖ - более чем в 50 долларов. При этом аудитория у всех порталов "Супа" примерно в пять раз больше, чем у "Газеты.ру".

В свое время "Газета.ру" оказалась для "Коммерсанта" удобным "входным билетом" в интернет. Но, купив в конце 2006 года ИД "Секрет фирмы", в котором было и это онлайновое издание, "Ъ" приобрел прямого конкурента сайту газеты "Коммерсантъ". Темы изданий во многом пересекаются, и держать их под одной крышей было очевидно невыгодно. У аналитиков не вызывало сомнений то, что рано или поздно "Ъ" продаст этот интернет-ресурс. Сделка с "Супом" оказалась прекрасным шансом убить сразу двух зайцев - сбыть с рук газету и получить прямой доступ к блогосфере, расширив зону своего влияния в интернете.

В 2007 году дела у "Газеты.ру" шли весьма неплохо. Выручка составила около 5 млн долларов. За последние полтора года аудитория выросла на 50%, но газета не собирается на этом останавливаться. Она планирует расширять свое региональное покрытие, предоставлять рекламодателям новые продукты и улучшать технологическую инфраструктуру. Кроме того, издание заявило о намерении плотно работать с потребительским контентом, в чем, конечно, ЖЖ может ей очень пригодиться.

Интерес "Супа" к "Газете.ру" тоже легко объясним. Прежде всего это возможность создать многопрофильный интернет-холдинг с сильным брендом в области СМИ. "Суп" сможет не только предоставлять широкий набор сервисов своей интернет-аудитории, как компания делает сейчас, но и производить высококачественный контент. До сих пор наряду с LiveJournal, аудитория которого выросла под управлением "Супа" в два раза, агентством по работе с социальными медиа +Sol и коммуникационным агентством Victory S.A., интернет-холдингу принадлежал только спортивный ресурс "Чемпионат.ру", входящий в тройку крупнейших новостных спортсайтов в рунете. За последний год его аудитория выросла с 800 тыс. до 2,6 млн человек.

Не менее важно и то, что с помощью "Газеты.ру" "Суп" существенно повысит свою капитализацию и может стать весьма привлекательным активом для крупного российского или зарубежного медиахолдинга.

""Суп", несомненно, ищет варианты для развития, хотя в случае конкретной сделки речь идет, скорее, о взаимном интересе проектов друг к другу и о сравнительно паритетном объединении. Оно позволяет создать более крупного и диверсифицированного игрока на интернет-рынке. "Суп" - проект с большой аудиторией, но пока неизвестными доходами. "Газета.ру" - проект с меньшей аудиторией, но широко анонсированными в прошлом высокими доходами. Издание известно своим умением продавать рекламу, и, соответственно, оно может привлечь в "Суп" новые денежные потоки. В сумме получается ресурс с огромной аудиторией и незаурядными доходами, который может заинтересовать потенциального покупателя", - прокомментировал "Эксперту" Леонид Делицын.

Он не исключает, что в будущем "Суп" может быть продан одному из формирующихся отечественных агрессивных медиахолдингов или крупному западному игроку интернет-рынка, который хотел бы стартовать или рестартовать в России, поскольку обновленный "Суп" имеет существенно более высокую и понятную стоимость.

Тем не менее споры о том, кто останется после данной сделки в большем выигрыше - "Суп" или "Ъ", не утихают. "Создается впечатление, что генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев подарил "Газету.ру" "Супу". Формально ИД не получил за свое издание никаких денег. На деле же "Ъ" перестает нести расходы на содержание и продвижение крупного общественно-политического издания, по сути дублирующего хедлайнера ИД - газету "Коммерсантъ". Как только "Газета.ру" будет интегрирована в проекты "Супа", трафик пойдет в сторону "Коммерсанта" через все те интеграционные механизмы, которые уже сегодня есть на сайте газеты. С другой стороны, раз, по сообщениям обеих сторон, редакционная политика "Газеты.ру" останется без изменений, непонятно, как именно "Суп" может использовать издание в своих целях. Я считаю, что этот момент - самый интересный во всей этой истории, но именно из-за него складывается ощущение, что в большем выигрыше остается "Коммерсантъ". Хотя, конечно, партнерство с сильнейшим игроком издательского рынка - хорошая новость для "Супа". Другое дело, сможет ли компания правильно использовать этот ресурс", - отмечает руководитель лаборатории конвергенции факультета журналистики МГУ Иван Засурский, который стоял у основания интернет-холдинга "Суп" и несколько месяцев был его директором по маркетингу.

Источник: Эксперт

01.07.08