Газетный рынок России и мировые тенденции


Важнейшей составляющей частью рынка периодики России и главным производителем информационного контента являются газеты. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 35,5 тысячи газет и еженедельников.

Однако данные о регистрации не отражают реального числа изданий, находящихся в фактическом рыночном обороте. По мнению экспертов, из всех зарегистрированных ежедневных и еженедельных газет реально на рынке присутствует порядка 15 тысяч изданий.

Объемы газет, оборот от их реализации и рекламные доходы в 2007 году выросли, а тиражи и аудитория печатных версий газетной прессы продолжали сокращаться. В 2007 году было отпечатано 7,8 млрд экземпляров против 8,05 млрд в 2006 году. Это связано в основном со снижением общего интереса жителей страны, особенно молодежи, к печатной прессе вследствие стремительного развития онлайновых СМИ.

Падению интереса к центральным, а отчасти и местным газетам в России в немалой степени способствуют также сохраняющиеся и даже обострившиеся в последнее время проблемы с распространением. Особенно это касается ежедневных газет, для которых исключительно важна оперативная доставка свежего номера к читателю в одно и то же время во всех регионах, где они выходят. Пока, к сожалению, даже в городах подписные тиражи газет доставляются в лучшем случае в течение дня, а в сельской местности, как правило, два-три, а то и один раз в неделю.

Тенденции сокращения наблюдаются и в мировом масштабе. Как следует из доклада члена правления немецкого концерна "КБА" Кристофа Миллера, с 2002 по 2007 гг. включительно ежедневные тиражи платных газет выросли только в Азии и Океании (с 281 до 332 млн экземпляров). В Европе и Северной Америке они за это время сократились с 98 до 94 и с 69 до 66 млн экземпляров соответственно, а в Африке и Латинской Америке практически не изменились. Одновременно резко, в Европе в 3 раза, а в Северной Америке и Азии с Океанией в 2 раза, выросли тиражи ежедневной бесплатной прессы.

Тенденции мирового газетного рынка последних лет сводятся к следующему:

- высокий рост газетного рынка в Китае, Индии, Восточной Европе, особенно в сегменте бесплатной прессы;

- снижение тиражей продаваемых газет в высокоразвитых странах;

- практически повсеместный перевод газет на полный цвет и переход качественной прессы от традиционных широкополосных к компактным форматам ("berliner" - более узкий, чем стандартный формат А2; таблоидный формат);

- увеличение инвестиций издателей в полиграфию, оборудование ньюзрумов, новые печатные и предпечатные технологии (около $6 млрд за 18 месяцев - с января 2006 по июнь 2007 года), активное использование новых полиграфических сервисов (сушка, шитье, вклейка и т. д.);

- часть вновь появившихся газетных направлений и рубрик взяли свое начало в интернете;

- печатные и онлайновые форматы газетной прессы больше не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга;

- несмотря на быстрый рост аудитории электронных СМИ, общий объем рекламы, размещаемой в газетной прессе, с 2000 года остаеся практически неизменным.

Эти тенденции свидетельствуют, что мировая газетная отрасль в целом здорова, энергична и не только успешно справляется с нарастающей конкуренцией со стороны других медиа, но и активно внедряет новые медиаформаты.

Рыночно ориентированные ежедневные газеты России, как общефедеральные, так и региональные, тоже настойчиво ищут свое место в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию к сокращению тиражей и читательской аудитории. Они активно применяют передовой зарубежный опыт - становятся мультимедийными, переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы, применяют технологии "глянца", меняют содержание, формы подачи материала, систему распространения и многое другое. В результате позиции газет на рынке в целом не ослабевают, а, скорее, укрепляются. Например, рекламные доходы российских газет в 2007 году выросли весьма существенно.

Проблема повышения интереса населения к чтению газет, особенно молодежи, в обозримом будущем будет определяющей, причем решить ее без повышения качества самого печатного продукта невозможно. К сожалению, российские газеты сегодня нередко слабо привлекательны внешне и не всегда являются источником достоверной информации. Аудитория их печатных версий демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. По данным TNS Gallup Media, за 2006 год у восьми наиболее читаемых ежедневных газет страны она сократилась в среднем на 14,1 процента. В 2007 году эта тенденция сохранилась, хотя и замедлилась. Одновременно исследования ВЦИОМа и Фонда развития информационной политики показывают, что, чем дальше, тем больше население страны предпочитает местную или сетевую прессу как более доступную.

Важной задачей газетной отрасли в России является формирование привычки к чтению у молодежи. Этой цели служат социальные акции, проводимые издательскими домами.

Газетный рынок имеет свою специфику. За очень короткий промежуток времени, отпущенный на создание ежедневной газеты, нужно не только подготовить качественный контент, но и преподнести его в том формате, который будет привлекателен для читателя. Это помогают сделать специальные инструменты и технологии. Но многие коллеги, занимающиеся газетным бизнесом, просто незнакомы с этими технологиями. Возможно, это и является одной из главных причин того, что в массе своей российские газеты пока не обрели достойного качественного уровня.

Ведь для повышения популярности иногда просто нужно изменить стиль работы. Например, для активизации читательского внимания важно, чтобы помимо текста на газетной странице присутствовали фотографии, инфографика, таблицы с комментариями к материалам. Такая газета привлекательнее потому, что содержит больше точек входа для читателя.

Число региональных газет, сопоставимых по качеству с федеральными СМИ, пока еще очень невелико. Да и вообще ежедневные газеты в регионах по-прежнему редкость (если не считать местных выпусков федеральных сетевых изданий). С точки зрения содержания и дизайна российские газеты, как национальные, так и местные, очень разные. Но проблема качества как обязательное условие привлечения читателей актуальна практически для всех российских газет.

Из ежегодного доклада "Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития" Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, презентация которого состоялась на форуме "Издательский бизнес 2008" 23 июня 2008 г.

Источник: МедиаАтлас.ру

04.07.08