Наиля Гусакова
родилась в Москве. Окончила строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство». Работала в Министерстве промышленности строительных материалов. Была генеральным директором небольших компаний, которые занимались пошивом женской одежды и ее распространением, в частности, через торговые центры. В 2002 году пришла в ЦДП менеджером по продажам, была управляющей по Центральному административному округу. В 2004 году стала директором департамента продаж,в 2007-исполнительнымдиректором, в июне 2008 года - и. о. генерального директора ЦДП.
17 июня Игорь Швец был освобожден от обязанностей генерального директора ООО «Центр дистрибуции прессы» в связи с переходом на другую работу. Исполнять эти обязанности будет Наиля ГУСАКОВА, ранее занимавшая должность исполнительного директора компании.
Наиля Фаэтовна, с чем связана смена руководства ЦДП в условиях стабильного роста показателей компании?
ЦДП всегда было стабильно развивающимся предприятием, и это видно даже по результатам последнего года. Так, если в 2007 году мы отмечали открытие 500 торговой точки, то сейчас их у нас уже 680, то есть растем сейчас интенсивно. При этом есть все предпосылки и для дальнейшего развития.
Что касается кадровых перестановок, то хочу отметить, что Игорь Семенович Швец - замечательный руководитель, именно таких называют «антикризисный управляющий». За время своей работы он сделал очень многое. Не имея опыта в нашей отрасли, он достаточно быстро вник в специфику бизнеса и смог вывести его из кризиса, который возник в июле прошлого года. Сейчас все наладилось, перед нами стоят грандиозные задачи, но это уже задачи текущие, кризис миновал, а человеку с его энергией, с его возможностями скучно заниматься рутиной. Его конек - это работа на прорыв, работа в авральном режиме. И поэтому на каком-то этапе он понял, что ему сейчас интереснее взяться за новый проект.
Если честно, то очень хочется поблагодарить Игоря Семеновича от лица ЦДП, от группы компаний «Логос» за его вклад, за его энергию, за то, что он дал нам.
Не возникает ли опасений, что издательское сообщество воспримет столь частую смену руководства ЦДП как признак нестабильности компании?
Нет, такие мысли не приходят. Дело в том, что до июля прошлого года (в течение девяти лет, со дня основания компании) ЦДП возглавлял Дмитрий Гранкин. Игорь Швец проявил себя как антикризисный руководитель, это тоже очень важно. Однако команда, в моем лице, в лице Виталия Непомнящего, Екатерины Шпиневой и многих других, работает как работала. Основной менеджмент, топ-менеджмент компании не меняется. Я тоже не первый год на рынке, с 2002 года работаю в ЦДП, меня лично знают и представители ретейла, и издатели. Поэтому какой-то гарант стабильности присутствует, нет кризиса управления, нет кризиса стратегии развития предприятия. Как мне кажется, ни у ретейла, ни у издателей не возникнет каких-то сомнений в стабильности компании.
- Ждут ли ЦДП какие-либо структурные изменения? Кто теперь займет должность исполнительного директора?
Кадровые назначения планируются, но совершенно не существенные. Все отделы будут функционировать по-прежнему - департамент закупок, департамент продаж и т. д.
Как смену руководства воспринял коллектив ЦДП?
На этот вопрос ответить сложно, сделать это могут только сами сотрудники. У нас проводились встречи, совещания, более того, мы обсудили все эти вопросы с топ-менеджментом на планерке. 17 июня сама лично прошлась по всем подразделениям нашей компании, отвечая на вопросы, которые возникли у рядовых сотрудников. И все это позволяет мне сказать, что смена руководства никак не отразилась на сотрудниках. Везде царит вполне рабочая обстановка, так как в ЦДП собралась команда единомышленников, которая способна на многое.
Каковы планы по развитию предприятия?
- Постоянно идет работа по улучшению качества обслуживания, усовершенствованию технологий. Такова суровая объективность рынка: если мы не совершенствуем технологии, а живем за счет старых наработок, то мы идем назад.
Мы недавно закупили линию по сортировке прямого потока «АЭРО», осенью планируем запустить ее в эксплуатацию.
Также у нас сейчас в разработке очень интересный проект по обслуживанию низкодоходных точек продажи прессы, формата шаговой доступности. Речь идет о тех точках, которые признаны всеми игроками рынка как нерентабельные. Наша цель — доказать, что работать можно даже с такими точками. И это существенно расширит охват рынка, то есть потребитель получит прессу там, где ему удобно, а издатель сможет донести свой продукт до читателя.
К сожалению, пока это все, что я могу сказать об этом проекте, более подробно можно будет поговорить на эту тему через месяц-полтора.
Известно, что инфляция сегодня негативно сказывается на доходности любого бизнеса. Насколько распространительское дело на сегодняшний день рентабельно?
Действительно, инфляция снижает уровень развития бизнеса. Особенности компании-дистрибьютора заключаются в том, что мы служим буфером между издателями и ретейлом. И если издательские дома оперативно отслеживают ситуацию на рынке и повышают цены на свои издания в соответствии с уровнем инфляции, то и маржа дистрибьютора также увеличивается, и мы в меньшей степени зависим от обесценивания денег. Но это, скорее, теория.
На самом деле издательские дома конкурируют между собой в каждой тематической нише, поэтому издатели цен не поднимают, а рентабельность дистрибьютора падает.
Кроме того, из года в год условия сетей становятся все жестче. Ретейл активно развивается, в том числе и используя средства, полученные от поставщиков, от этого страдают и дистрибьютор, и издатель. Поэтому при проведении переговоров с издательскими домами мы призываем их считать свои доходы, поднимать цены на прессу. Наши газеты и журналы стоят дешевле, чем их аналоги за рубежом. Я считаю, что нужно использовать дифференцированный подход к ценообразованию. Необходимо учитывать и характер покупательской аудитории в супермаркетах, и особенности ассортимента. Бояться не надо, есть масса примеров тому, что разумное повышение цены не влияет на спрос, не влияет на продажи, а только увеличивает доходность издателей, дистрибьютора и сети.
На ваш взгляд, сегмент супермаркетов действительно самый перспективный с точки зрения распространения прессы, как утверждают некоторые эксперты?
Для этого сегмента прогнозы самые оптимистичные, абсолютно по всем позициям, начиная от мини-маркетов прессы и заканчивая универсальными гипермаркетами. Уровень продаж в них пока не то что не падает, а очень стабильно растет, как в Москве, так и в регионах. Это связано в первую очередь с тем, что покупатели уже привыкли приобретать печатную продукцию в супермаркетах. Да и сами супермаркеты поняли, что это достаточно доходный продукт, пресса сейчас занимает одно из первых мест по доходности среди нонфуда. Поэтому ей отводятся самые хорошие места на входе или в прикассовой зоне. Я уверена, что рынок еще не насыщен, и в ближайшие годы он будет только расти.
Денис Соколов
Источник: «Курьер печати» № 12/08
11.07.08