Опасные "клики"


По прошествии первой недели вступительных экзаменов преподаватели снова заговорили о невежестве российской молодежи. Многие из них винят в этом Интернет – новое поколение не считает нужным запоминать то, что легко можно найти в Сети. Эксперты подтверждают – глобальная Сеть действительно изменила мышление молодых людей. Пожертвовав эрудицией, молодежь научилась лучше общаться, анализировать информацию и проявлять себя.

В России всегда охотно цитировались всевозможные опросы, иллюстрирующие невежество американской молодежи, – к примеру, трое из десяти молодых американцев, опрошенных Национальным географическим обществом, не смогли показать на карте Тихий океан или даже собственный штат. Долгое время считалось, что плохая эрудированность – черта западной модели образования – нашей стране не свойственная. Однако в последнее время все чаще появляются свидетельства вопиющего невежества российской молодежи. Так, например, после того как недавно в Интернете прославилось видео с нелепыми ответами американцев на самые простые вопросы, в рунете вскоре появилось сразу несколько аналогичных видеоматериалов, где россияне выглядят ничуть не лучше. "Бывал ли в Москве Юлий Цезарь?" – спрашивает журналист у двух девушек лет 20. "Ну, да!", – подумав, отвечает одна. "Что такое холокост?" Одна из них смущенно молчит, другая тянет: "Ну-у, наверное, берег какой-то". Девушка просто уверена в существовании побережья Holo Coast.

А, например, никто из студентов, желавших специализироваться на кафедре телевидения журфака МГУ, не знал, кто такая Анна Политковская, хотя можно с уверенностью утверждать – Интернетом пользуются они все.

Поколение Google

Те, кто сегодня поступают в вузы, – это одно из первых поколений, с раннего детства пользующееся Интернетом и уже привыкшее, что самую простую информацию держать в голове не нужно: зачем, если она одним "кликом" отыскивается в поисковых системах.

"Интернет – это мощный информационный поток, и не так просто научиться ориентироваться в нем, можно захлебнуться, как в бурной реке, – предупреждает "НИ" президент всероссийского фонда образования Сергей Комков, – чтобы приспособиться к изменениям, нужно несколько поколений, а пока наряду с множеством важных социальных функций Интернет несет в себе и угрозу. Не так давно в Волгограде было заведено дело на школьников и даже учителей за использование Интернет-класса для скачивания и распространения порнографии. Если даже учителя подчас оказываются не готовы к использованию Интернета по назначению, то стоит ли так спешить к подсоединению всех школ к Сети?"

Впрочем, по мнению эксперта, со временем Интернет станет мощным образовательным инструментом, надо лишь научить общество правильно в нем ориентироваться. Такие попытки уже предпринимаются на Западе. Например, в США при школах работают "Интернет няни", которые строго следят, какие сетевые ресурсы посещают школьники.

На Западе Интернет-поколение немного старше, и ему посвящено уже множество исследований. Один из наиболее авторитетных экспертов в этой области – Дон Тэпскотт – утверждает, что проблемы невежества, проблемы в общении или низкого нравственного уровня среди современной молодежи не являются следствием развития Интернета. Просто родители должны уделять своему чаду больше времени и внимания, а не оставлять их сутками наедине с экраном компьютера, чтобы потом свалить на "глобальную паутину" все недостатки воспитания. Сам же по себе Интернет, по его мнению, лишь дает дополнительные возможности для развития важнейших социальных и интеллектуальных навыков.

"Полезно для умных, для глупых вредно"

Мешает или помогает Интернет интеллектуальному развитию – вопрос, который не случайно беспокоит научное сообщество, ведь оно тоже должно пополняться новыми кадрами. Сергей Лопатников, совмещающий в американском штате Дэлавер свои научные изыскания с работой в частной исследовательской компании, постоянно имеет дело с талантливыми молодыми людьми из Интернет-поколения: "По моим наблюдениям, Интернет-среда для умных молодых людей очень полезна, а для глупых – вредна, – сообщил он "НИ", – это ведь только инструмент, которым надо уметь пользоваться правильно". По признанию Сергея, получившего образование в Москве, он плохо понимает секрет этого нового для России способа мышления: "эта система, ориентированная не на объем получения информации, а на навыки ее поиска и анализа, в США уже давно является традиционной, поэтому Интернет здесь лег на благодатную почву. Вообще, глядя на уровень эрудированности американцев, мне сложно понять, как им удается так успешно развивать науку. Видимо, эта конкурентная среда просто позволяет отсеивать среди огромного множества ученых, носящихся со своими, подчас безумными идеями, тех, кто действительно (порой случайно) попадает в точку".

Почти слово в слово повторяют мысль Сергея Лопатникова и европейские исследователи – у них проблемы, как оказалось, аналогичные. Если для зрелого исследователя Интернет – великое благо, то для начинающих студентов он становится фальшивым манком, считает ассистент профессора Брюссельского свободного университета (ULB) Николя Готхельф. Он сам всего лишь пять лет, как получил диплом магистра информатики и экономики, но в первокурсниках видит другое поколение. По его мнению, проблема не в том, что Интернет-поколение держит в голове меньше информации, ведь и раньше в университете главным считалось не зубрежка, а умение искать и анализировать информацию. Проблема в том, что у школьников и студентов нет иммунитета, нет критического подхода к информации. Плохо разбираясь в общем научном контексте, они копируют все, принимая за чистую монету, в том числе самые спорные, явно тенденциозные статьи. Так, например, Интернет-энциклопедия Wikipedia не имеет редколлегии и практически не фильтрует информацию. Попадаются грубые ошибки, множатся скандалы, когда некто с политическим, коммерческим и другим неблаговидным умыслом вбрасывает заведомую ложь.

"Когда не было Сети, студенты даже если и копировали готовые тексты, то попутно хотя бы их читали, и что-то оставалось в голове, – вспоминает Готхельф, – сегодня пальцы бегают по схеме "копировать-вставить", а мозги не пытаются понять. Недавно профессор ULB, ведущий специалист по экономике ЕС Андре Сапир с треском выставил студента, который представил ему "склеенный" из Интернета реферат. Больше всего профессора возмутило не то, что тот принес чужие мысли, а то, что сам написал между ними. Полную околесицу".

В общество через Интернет

Если для научного роста Интернет по-настоящему научились еще использовать не все, то вот навыки ориентации в обществе у молодых людей серьезно продвинулись вперед. "Интернет научил меня правильно общаться с моими друзьями, коллегами по школе и даже с моими родителями, – откровенничает в интервью "НИ" чикагский школьник Стив, – лично я нахожу на его страницах больше полезной для меня информации о жизни людей в моей стране и за рубежом, чем можно почерпнуть из школьных учебников".

Умение находить в Сети полезную и актуальную информацию позволило молодым людям стать куда увереннее в поисках своего места в жизни. Сделать карьеру, например, стало намного проще. "В один прекрасный день Интернет изменил мою жизнь, – рассказала "НИ" 26-летняя Мария, также из Чикаго, – я прочитала в Сети о судьбе одной женщины, которая была намного старше меня – она получила профессиональное образование в одном из колледжей, не бросая своей постоянной работы. И я решила сделать то же самое". По словам Марии, она с удивлением нашла на страницах Всемирной паутины десятки колледжей, предлагавших людям профессиональное обучение без отрыва от работы. Теперь она уже не простой клерк, а финансовый менеджер.

Есть возможность проявить себя и творческой молодежи. Так, например, голливудские продюсеры усовершенствовали свои контакты со зрителями, выспрашивая у них через Интернет идеи постановок новых фильмов. Новый фильм Swarm of Angels – продукт именно такого, сетевого творчества. Стимулирование творческой активности свойственно и российскому сегменту глобальной Сети. Так, например, некоммерческий Интернет-проект rockgeroy.ru позволил многим молодым группам "выплыть" в поле зрение продюсеров, а популярный ныне певец Петр Налич прославился благодаря "самопальному" видеоклипу, быстро распространившемуся по блогам.

"Интернет – это дополнительное коммуникативное пространство, и оно позволяет детям более активно общаться, думаю, что это только плюс", – уверен заслуженный учитель России Ефим Рачевский. Он, в силу своей профессии, постоянно общается со школьниками, но так и не заметил какого-то особо вредного влияния глобальной паутины, и даже скорее наоборот. "Пожалуй, кругозор детей стал немного шире – они стали обладать более оперативной информацией, чуть вырос и словарный запас. Но вообще, сложно заметить какие-то серьезные различия в поколениях, ведь мы, взрослые, тоже сидим в Интернете".

Источник: Новые известия

15.07.08