Представим следующую ситуацию: провайдер обнаружил, что его контент незаконно скачивают, т.е. попросту воруют. Он отправляет три предупредительных письма, и если письма проигнорированы, и абонент продолжает скачивать защищенный авторским правом контент, то остается без Интернета на срок до одного года.
Оценку такого развития событий дает генеральный директор ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» Максим Зимин.
- Мы считаем, что это было бы эффективно, хотя бы на первоначальном этапе борьбы с воровством контента. На протяжение уже многих лет мы постоянно сталкиваемся с незаконным скачиванием информации. И в России, пока, во всяком случае, этот процесс власти не ограничивают. Если по предложению автора этой идеи – президента Франции Николя Саркози Европарламент внесет соответствующие поправки к общеевропейскому закону о телекоммуникациях, то эта участь (отключение от Сети на год), может постигнуть всех европейских пользователей файлообменных сетей, скачивающих защищенный авторским правом контент, причем аналогичный законопроект находится в настоящее время и на рассмотрении французского парламента и может быть принят через пару месяцев.
- А как российский издательский дом может защитить свою интеллектуальную собственность, которую без ограничений тиражируют в Сети?
- В «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», например, специальные сотрудники постоянно «мониторят» просторы Сети и пишут письма туда, где выложены выкройки, схемы, модели и описания из более 30 журналов, которые выпускает компания, предварительно заплатив за право публикации каждой из картинок. Часто, пойманные с поличным, провайдеры добровольно закрывают сайты с украденным контентом. Но завтра контрафакт появится уже в другом месте. Шансов выиграть такое дело в суде (подразумевая то законодательство, которое есть) и главное – прекратить это безобразие – пока нет.
- Этот нелегкий путь восстановления справедливости проходят в одиночку все собственники «долгоиграющего» контента?
- К сожалению, именно так. Получается, что для этого каждый издательский дом должен иметь в своем штате определенное количество людей, которые постоянно будут заниматься отслеживанием, рассылкой писем, обзвоном владельцев сайтов, и не всегда чаша весов ущерба, который наносится таким образом, перевешивает трудозатраты по его ликвидации. Так же может быть украден учебник, который автор пишет годами, начинает продажу, а через 3 дня все это находится в Сети бесплатно. Могут быть украдены фотографии, которые продают агентства, фото звезд, коллажи и пр. и неясно как этим бороться. Пока наше законодательство, посвященное этой теме с точки зрения декларирования целей и задач защиты – вполне соответствует западному, но что касается механизмов исполнения судебных решений – абсолютно не эффективно. Можно выиграть судебный процесс в единичном случае, но это не решит проблему и не изменит реальную ситуацию.
- Может быть это потому, что здесь никто не обижает государство, ведь когда дело касается алкоголя – оно довольно жестко карает нарушителей?
- В медийной отрасли, видимо, не так велики обороты и налоги, и это не является первоочередной задачей. Государство же не страдает от того, что новую версию виндоуз за 3 недели до официального релиза можно купить у метро за 100 рублей. И в России никого не волнует, что издатели находятся один на один с фактами воровства, кроме самих издателей, которые вкладывают немалые деньги и оплачивают труд многих людей, чтобы создать качественный журнал, оплатить интеллектуальную собственность и налоги. Как отрадно, что это волнует президента Франции и Европарламент.
- В Интернете факт воровства тяжело зафиксировать, а что касается печатных СМИ?
- Такое же воровство происходит в отношении вязаных моделей из наших журналов. Вот недавний пример. В г. Дзержинске Нижегородской области некие издатели (даже не издательство, а один человек, который регистрирует свои издания в Министерстве печати), издает журналы. Практически все номера двух или трех его журналов (очень дешевых, очень низкого качества, отпечатанных в одну краску на газетной бумаге), на 80-90 % состоят из моделей, которые украдены из разных наших журналов «Сабрина», «Диана», «Наталья», всего перечня. А так же использованы модели из журналов наших конкурентов. Некоторые модели используются вообще без изменений: такое же фото, описание, инструкция, схема и т.д. В некоторых, видимо для того, чтобы как-то замаскировать, перевернуты зеркально фотографии, изменен формат. И все равно определить то, что эта модель именно наша – не составляет труда и для этого не нужна сложная техническая экспертиза, тем более, что узнаваемый ассортимент огромен. Наши попытки решить этот вопрос на уровне переговоров безуспешны. На наши письма с претензиями не было ни ответа, ни какой-то реакции.
- «Вор должен сидеть в тюрьме!» – говорил Жеглов, вы не пытались этого добиться?
- В свое время мы привлекали компанию, которая занимается судебными разбирательствами по нарушению авторских прав, специалисты проанализировали нашу ситуацию и сделали следующий вывод: во-первых, мы дело выиграем, но ничего не получим, а во-вторых, на суд будем приходить в одиночестве. Та сторона не придет, т.к. ее просто не существует как юридического лица – все липовое.
- Но ведь можно приостановить свидетельство о регистрации СМИ в Агентстве печати по массовым коммуникациям этого пиратского издания?
- Отзыв свидетельства о регистрации СМИ на эти контрафактные издания может занять год-полтора, а регистрация журналов на ворованном контенте на новое физическое или юридическое лицо займет 2 недели. Пока мы будем отзывать старое, пираты могут каждый месяц регистрировать еще сто таких изданий. Т.е. механизм, связанный с легальным прекращением всего этого настолько не эффективен, что идти по нему – это только тратить время и силы. В большом бизнесе все понятно: иск одного крупного ИД к другому крупному ИД, у которого миллионные обороты, штат в 50 человек, западный капитал – это серьезное дело. Здесь очевидно, что компания никуда не денется, и, выиграв суд, даже через 3 года можно возместить ущерб. А с маленькими фирмами – как борьба с ветряными мельницами – только что-то сделано, проблема тут же возникает снова. Как и в инете: через 2 часа после закрытия сайт может возникнуть в другом месте даже с тем же названием. Пока в России нет механизма, чтобы это решить, посмотрим, как отреагирует на предложение Саркози Европарламент, может быть потом и в нашей стране попытаются поставить заслон беспрепятственному нарушению авторских прав. Единственный позитив в нашем положении – сознавать, что даже такое беззастенчивое воровство можно считать признанием высокого качества контента наших журналов, потому что плохое – не воруют!
Изабелла Савичева
Источник: ИД "ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА"
18.07.08