Google погнался за "Бегуном"


Гигант интернет-поиска Google покупает отечественную систему контекстной рекламы "Бегун" за 140 млн долларов.

В настоящее время 50,1% акций "Бегуна" находится у Rambler, а 49,9% - у аффилированной с ИК "Финам" компании Bannatyne Ltd. Перед продажей Rambler консолидирует актив, выкупив за 69,9 млн долларов долю Bannatyne. Таким образом, Google получит все 100% акций рекламной компании. Завершение сделки ожидается в сентябре. Чистая прибыль Rambler после всех транзакций составит 50 млн долларов, и в распоряжении компании окажется сумма в 100 млн долларов. Эти средства интернет-холдинг планирует пустить на дальнейшие приобретения и инвестиции в поисковые технологии и развлекательные проекты.

Мотивы американского поисковика ясны, аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов отмечает, что Google сразу получит "уникальный и довольно весомый актив" на российском рынке интернет-рекламы. А вот решение Rambler о продаже "Бегуна" весьма неоднозначно и говорит о том, что дела у холдинга идут не очень хорошо. Ведь компания довела свою долю в "Бегуне" до контрольного пакета всего год назад - в июле 2007?го. Тогда Rambler, владевший 25,1% акций "Бегуна", купил за 18 млн долларов недостающие 25% у ИК "Финам". "Rambler продает фактически половину своего бизнеса, причем ту половину, которая могла бы расти", - поделился с корреспондентом "Эксперта" Антон Ворыхалов. Действительно, по итогам прошлого года вклад "Бегуна" в общий прирост выручки Rambler был очень существенный - около 40%. Рынок контекстной рекламы в РФ растет феноменальными темпами: в 2007 году он удвоился и достиг 225 млн долларов. Rambler ожидает, что российский рынок интернет-рекламы будет увеличиваться на 50% в год и в 2010 году достигнет 1 млрд долларов. При этом доли баннерной и контекстной рекламы будут примерно равными.

Решение Rambler назвала странным и вице-президент и директор по маркетингу Mail.ru Анна Артамонова. По ее мнению, компания слишком рано вышла из такого перспективного актива, как "Бегун". "Кроме того, теперь Rambler лишился значительного источника доходов: раньше он и консолидировал показатели "Бегуна" в своей финансовой отчетности, и зарабатывал на размещении его рекламы на своем портале", - отметила Артамонова в беседе с "Экспертом", обратив внимание на то, что последнюю составляющую можно будет компенсировать партнерским соглашением с Google.

Действительно, как рассказали "Эксперту" в пресс-службе Google, по условиям заключенного соглашения результаты поиска Rambler теперь "будут усилены результатами Google", а на страницах отечественного портала появятся рекламные блоки AdSense. Финансовые условия соглашения не раскрываются.

Может показаться, что Google собирается в дальнейшем приобрести и сам Rambler, но пресс-служба крупнейшего интернет-поисковика опровергла это предположение. Сомнение выразил и Антон Ворыхалов: "Всю компанию сложно будет выкупить зараз, что приведет к излишнему росту стоимости сделки. Необходимо будет проводить публичную оферту, договариваться со всеми акционерами". Дело в том, что Rambler Media - публичная компания. Владельцем контрольного пакета ее акций является холдинг "Проф-Медиа" (54,8%), а около 30% акций торгуется на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи. Выручка компании в 2007 году составила 69,1 млн долларов.

Компания "Бегун" появилась в 2002 году. Она размещает контекстную рекламу от 40 тыс. рекламодателей на 143 тыс. партнерских сайтах, среди которых именно Rambler генерировал большую часть трафика.

Источник: Эксперт

22.07.08