Все меньше людей в России читает газеты. Преимущественно это касается регионов. Скажем, по официальным данным, процент опрошенного населения Северной Осетии, не читающего газет вообще в 2007 году, по сравнению с 2005 годом, значительно вырос, возрос и удельный вес респондентов, которые практически ничего не читают.
Особенно в незавидном положении оказались районные издания. Перспективы их недалекой судьбы можно оценивать по - разному. С одной стороны, положение районок может кардинально усугубиться с введением в действие федерального Закона "О местном самоуправлении". Вместе с тем этот же закон открывает и дополнительные возможности для предприимчивых газетчиков, которые могут упрочить свое материальное положение.
Состоянию и перспективам развития районной прессы Северной Осетии недавно было посвящено специальное заседание комитета по науке, образованию, культуре, и информационной политике Парламента Северной Осетии совместно с Коллегией республиканского комитета по печати и делам издательств.
Ситуация была оценена как довольно тревожная. Она, по мнению председателя вышеназванного парламентского комитета Людмилы Токаевой, "отражает целый спектр проблем, переживаемых сегодня населением республики - в частности, и России - в целом, и он должен стать объектом внимания и депутатов парламента республики".
Называлось много причин, среди них - постоянный рост цен на почтовую услугу по доставке периодических изданий. Проявление посредников в организации подписки вызвало обязательные денежные сборы с издателей за включение периодических печатных изданий в единый каталог.
Федеральной антимонопольной службой России в первом квартале 2007 года в Правительство Российской Федерации были внесены предложения по механизму и объемам государственной поддержки института подписки, подготовленные Мининформсвязи России при участии "Роспечати" и ряда федеральных органов исполнительной власти. В случае их реализации стоимость подписки для населения должна была бы уменьшиться, что по оценкам экспертов, привело бы к росту подписных тиражей на 15 - 20 процентов. Однако на сегодняшний день действительность обратная - в Северной Осетии наблюдается падение подписных тиражей, особенно в сельской местности.
Между тем на территории Северной Осетии в настоящее время зарегистрировано и издается более 60 газет и журналов всех видов собственности. К сожалению, многим жителям сельских районов и небольших городов приходится отказываться от подписки. В последние 5 - 6 лет тарифы на доставку газет и журналов возрастают, а издатель вынужден придерживаться прежней каталожной цены, чтобы сделать общеподписную цену доступной для читателя. Понесенные в результате убытки приходится погашать за счет других финансовых источников, что, по мнению издателей, сказывается на качестве и содержании изданий. И все же согласно проведенным опросам, местные издания остаются наиболее популярными.
Чтобы выправить ситуацию парламентарии Северной Осетии предлагают изменить статус подписки на периодическую печать в Российской Федерации, трансформировать ее из коммерческой в общедоступную, социально значимую услугу почтовой связи, которая бы регулировалась государством.
Законодатели Северной Осетии предлагают внести в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годов " поправку, касающуюся увеличения субсидий в 2008 году и последующие годы на покрытие убытков ФГУП "Почта России". Эти убытки почты связаны именно с организацией подписки и распространением печатных изданий. Также перелагается бесплатно включить региональные издания в общероссийский каталог. После прохождения необходимых процедур в республиканском парламенте эти предложения будут направлены в федеральные органы власти.
По мнению председателя Союза журналистов Северной Осетии Булата Фидарова, "местной прессе нужна государственная поддержка в форме регулирования цен на почтовые услуги".
Но правильно ли во всем обвинять государство и, что самое главное, рассчитывать на ее помощь. Тезис Фидарова более чем актуальный для него самого, учитывая, что тираж газеты "Раестдзинад", которую он возглавляет, за время его руководства сократился почти вдвое. Напомним "Раестдзинад" единственная республиканская газета, выходящая на осетинском языке, имеющая давние традиции, газета, в которой работали и с которой сотрудничали многие выдающиеся деятели осетинской творческой интеллигенции. Ситуация на самом деле экстраординарная и, думается, что связана не только с недостаточной государственной помощью - в данном случае этой газете. В современных рыночных условиях ставить вопросы подобным образом заведомо обречены на провал и могут лишь служить характеристикой неумелого руководства печатным изданием. Ни одна уважающая себя газета, если даже соучредителями ее являются государственные органы власти, не может добровольно желать полной зависимости от государства. Зависимость, как известно, напрямую связана с материальной стороной. Кто платит, тот и заказывает музыку. Никому - ни читателям, ни самому коллективу редакции не выгодно, чтобы "музыку" эту полностью заказывала власть. В таком случае, вот как сейчас это происходит с "Раестдзинад", газета всегда будет неинтересной читателю, и тираж ее будет падать всегда, а сами журналисты газеты, в конце концов, будут влачить жалкое существование.
Как добиться того, чтобы газета стала материально независимой от того же самого государства и благополучной. Этого добилась, например, "Северная Осетия", ни копейки не получающая от местных властей, но которая юридически находится в такой же соучредительной компании, как и их коллеги из осетинской газеты. Добилась этого, кстати, не за счет превосходства творческого потенциала, которым, скорее всего, осетинское издание обладает в большей мере, однако грамотная экономическая политика, современные методы и формы работы привели к тому, что "Северная Осетия" сегодня выходит тиражом в более чем 36 тысяч экземпляров, а "Раестдзинад" с неполными десятью тысячами. И никому за это не стыдно. Грамотный менеджмент, вот что спасает "Северную Осетию"..
Успешная экономическая деятельность, выражающаяся в различных инновационных проектах, в поисках новых форм развития приносят определенные материальные блага, что не может не подстегивать журналистов и к свободе слова. И хотя, применительно к "Северной Осетии" об этом можно говорить с определенными оговорками, однако в жилищно-коммунальной и социальной сфере газета взяла бразды в свои руки, а этими проблемами "страдающие" люди и являются основной частью подписчиков газеты. Естественно, высокий тираж газеты не может не увеличивать и желающих поместить свою рекламу на ее страницах.
Всего этого, к большому сожалению, нет в "Раестдзинад" и было бы глупо все причины сводить на то, что в Осетии меньше, если не сказать мало, читают по-осетински. Проблема эта непременно присутствует, более того, она имеет общенациональные масштабы и здесь, наверное, было бы уместно сказать, что именно газета "Раестдзинад" своим высоким профессионализмом, твердой жизненной и активной гражданской позицией, непреклонным и заинтересованным отстаиванием интересов Осетии, образцовым осетинским языком способствовала бы и преодолению этого серьезного вопроса. Но, опять - таки, к великому сожалению, газета очень слабая во всех отношениях. Невозможно пусть даже очень увлекательными и интересными, но единичными материалами об истории и традициях осетинского народа сделать газету привлекательной и популярной. Кто лучше самих журналистов знает, что у читателя должна быть потребность прочитать газету. Потребность естественная. Как вода, как хлеб. Некрасиво навязывать себя, взывая к национальным чувствам. От этого тираж газеты увеличится ненамного.
Сегодня "Раестдзинад" - это вчерашняя "Северная Осетия" в ее худшем исполнении. Нельзя называться почему - то народной газетой и быть такой непростительно серой. Прямо скажем, ненародной. Ведь были же времена и не очень далекие, когда тираж газеты был намного больше при худших, чем сегодня, условиях.
Газета "Раестдзинад" всегда занимала свое особенное место в культурной жизни Осетии. Думается, что в нынешних условиях ее ответственность особенно высока в силу стоящих перед Осетией очень серьезных общественных, политических, культурных задач. "Раестдзинад" - не просто газета - она должна быть брендом современной осетинской журналистики. Передовой и прогрессивной во всех отношениях. И это должны сделать отдельные личности, увлеченные этой идеей журналисты, а не государство. И тогда тиражи вырастут как на дрожжах.
Источник: Осетинское радио и телевидение
24.07.08