Елена Евстрахина, директор департамента книжной дистрибуции:
Оптимизации работы склада книжной продукции длительного хранения путем управления товарными запасами
Ряд дистрибьюторских компаний, которые достаточно длительное время успешно работают на книжном рынке, периодически сталкиваются с вопросом повышения эффективности работы склада при хранении книжной продукции. Как правило, большая часть книготорговых компаний удачно для себя решает этот вопрос с начала за счет многоярусного размещение книг и зонирования складских площадей, затем расширяет, если есть такая возможность, существующие складские площади, покупает или арендует склады большей площадью или организовывают так называемые удаленные склады (филиалы). Так же достаточно часто используется модернизация складских информационных систем и складского оборудования. Однако через какой то период времени этого становится недостаточно по ряду объективных причин, к которым относится такой фактор как увеличение темпов роста объема продаж компании за счет интенсивного и\или экстенсивного пути развития. Таким образом, книжный дистрибьютор, начинает решать для себя задачу по оптимизации склада длительного хранения книжной продукции. Для решения этой задачи предлагается рассмотреть такой путь, как «управление товарными запасами».
Данный вопрос не только интересен с экономической точки зрения, но и актуален для многих книготорговых компаний в первую очередь потому, что объем книжного рынка постоянно растет. В 2007 году в России объем книжного рынка вырос по сравнению с предыдущим годом на 12%, что несколько меньше темпов роста 2006 года. Емкость российского книжного рынка в 2007 году составила более $2 млрд. Так же необходимо отметить, что и объем импорта книжной продукции в Россию увеличился на 9,7% и к 2007году составил $192,4 млн. в денежном выражении. Лидером по объемам импорта книжной продукции являлась Германия. Немаловажным является и тот факт, что объем экспорта в 2007 году сократился на 7,25% меньше. Лидерами по объемам экспорта книжной продукции в 2007 году являлись Индия, Иран и США.
Для книготорговых компаний достаточно остро стоит вопрос управления товарными запасами еще и потому, что книготорговые компании, выполняющие функцию дистрибьютора, как правило, имеют небольшие складские площади. Рентабельность же данного бизнеса находится на уровне 10%. Вот и получается, что в условиях постоянно растущего ассортимента книжной продукции оптимизировать складское хранение книжной продукции необходимо и целесообразнее всего начинать с такой функции, как управление товарными запасами.
При выборе политики управления товарными запасами рекомендуется обращать внимание на такие показатели, как «рентабельность продаж» и «оборачиваемость активов» потому, что политика продаж, проводимая Издательскими домами и специфика книжного бизнеса таковы, что пренебрежение этими показателями приводит сначала к стагнации компании, а затем и «смерти» компании в данном бизнесе.
Выбирая способ управления товарными запасами, дистрибьюторским компаниям необходимо учитывать такие критерии, как
- Расходы на содержание необходимого и достаточного товарного запаса на складе;
- Потери компании за счет извлечения из оборота той части капитала, который инвестирован в запасы;
- Полнота выполнение заказов, поступивших из розничных торговых точек, как по наименованиям, так и по экземплярам;
- Сезонные колебания объемов продаж на книжном рынке;
- Планы выхода книжной продукции в Издательских домах;
- Количество обслуживаемых торговых точек;
- Частота поставки книжной продукции в розничные торговые точки;
- Объемы продаж с детализацией по каждой розничной торговой точке;
- Время, затрачиваемое на выполнение заказа;
- Стоимость выполнения заказа;
- Контроль выполнения заказов с момента поступления до момента получения поставки розничной торговой точкой;
На мой взгляд, ключевым фактором для дистрибьюторских книготорговых компаний при построении системы управления товарными запасами на складе длительного хранения является определение величины закупок книжного ассортимента. Есть два достаточно известных подхода к планированию закупок книжного ассортимента. Первый метод основан на управлении товарными запасами с использованием статистических методов моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (этот метод часто называют «от склада»). Данный метод управления товарными запасами подходит тем книготорговым компаниям, которые не управляют продажами ассортимента у своих клиентов. К ним относятся, как правило, оптовые компании, не имеющие своей собственной розничной реализации, а так же не занимаются обслуживанием и независимых розничных торговых точек. Второй метод основан на прогнозах сбыта, контрактах, заключенных с розничными операторами рынка, наличии договоренностей по управлению ассортиментом на розничных торговых точках (метод называют «от продаж»). При таком методе используются факторы планирования заказов, планирование закупок, планирование товарных запасов на складе на основе обработки совокупностей заявок. На сегодня такой метод является более прогрессивным и именно ему отдают предпочтения крупнейшие игроки книжного рынка. Справедливости ради необходимо заметить, что, сочетая эти два метода можно добиться большего экономического эффекта при управлении товарными запасами книжной продукции на складе, если это сочетание не идет в разрез со стратегией развития дистрибьюторской компании.
Основной величиной при управлении товарными запасами является, безусловно, так называемых страховой запас по каждому наименованию книжной продукции, предназначенный для бесперебойного снабжения розничных торговых точек в определенный период времени.
Если обратится к многолетнему опыту работы «Центр дистрибуции прессы», то для дистрибьютора, работающего в FMCG канале, во главу угла ставится 100% выполнении заказов сетей не только в разрезе ассортиментных групп, но и вплоть до каждого наименования книги. При управлении товарными запасами на складе мы в первую очередь обращаем внимание на тот факт, что, работая с FMCG сетями необходимо учитывать ряд непредвиденных обстоятельств, таких как:
· возможная задержка допоставки или отсутствие тиража той или иной книги у Издателя;
· непредвиденное возрастание спроса на автора или на какую-то отдельно взятую книгу;
· яркие и значимые для мировой общественности политические, экономические или светские события, которые освещаются в художественной литературе;
· акционная торговля («Школа», «Детские каникулы», «Новогодние праздники», «Пасха» и.т.д.);
· продвижение книги нового автора.
Безусловно, эти обстоятельства учитываются на построении политики закупок, продвижения ассортимента в сети и как следствие управление товарным запасом на складе. Для нашей компании, которая обслуживает как федеральные, так и местные сети необходимо не только выполнять на 100% заказы сетей по согласованному ассортименту, но и управлять ассортиментом в этих сетях в тех случаях, где это оговорено в условиях работы между нами и сетью. Таким образом, чтобы управлять товарными запасами на складе эффективно, необходимо сочетание двух методов «от склада» и «от продаж».
Совместив эти два метода, разделив всю номенклатуру книжного ассортимента по методикам АВС- и XYZ-анализа позволило нам в кратчайшие сроки определить что закупать, сколько и, самое главное, какой ассортимент и в каком количестве необходимо держать на складе.
Сейчас процесс управления ассортиментом в самом разгаре, но уже сегодня видны реальные результаты.
Сокращение площадей на складе длительного хранения за 1 месяц составило порядка 15%, (всего планируем сократить на 30%). Высвободились денежные средства для развития ряда новых проектов, которые на прямую позволят нам повысить скорость обработки и сборки заказов для сетей как минимум в 2-2,5 раза, в планах так же и увеличить количество обслуживания розничных торговых точек как минимум на 15% и как следствие это увеличение объема продаж.
Источник: Журнал «Логистика и управление», август 2008
04.08.08