Полиграфия - счастливая отрасль: здесь мало криминала

 

Lenizdat.ru продолжает серию интервью с полиграфистами Санкт-Петербурга. О том, как развивалась отрасль в новой России и в отдельно взятом производстве, а также о перспективах развития полиграфии рассказывает генеральный директор типографии "Любавич" Максим Румянцев.

 

- Как вам пришла идея открыть в 90-х годах свою типографию, в такое нестабильное время?

 

- В 1992 году произошла гайдаровская либерализация цен, поэтому пришлось искать способы прокормить семью. Так как я работал журналистом - ближайшей отраслью в бизнесе для меня оказалась полиграфия.

 

- С какими трудностями приходилось сталкиваться?

 

- Со всеми возможными, но главное было - накопить опыт управленца, так как я никем никогда не руководил. Сам термин "организация бизнеса" был мне чужд. Нужно было выстроить бизнес-процессы, нащупать свою рыночную нишу, провести набор, обучение и мотивацию персонала. Все это надо было сделать, хотя сами термины я не знал - мы все тогда двигались интуитивно. Кого интуиция не подвела - тот и выжил.

 

- Были ли в полиграфической отрасли проблемы с криминалом, какова была доля коррупции, насколько она отличается от нынешней?

 

- Полиграфия в этом плане очень счастливая отрасль, так как здесь криминала достаточно мало и раньше, и сейчас. Причина этого - невысокая рентабельность отрасли, технологическая сложность и еще её скрытость от общих глаз в отличие, например, от розничной торговли. Нельзя не отметить и то, что люди в полиграфии собрались интеллигентные, поэтому разборок с убийствами здесь нет. Сейчас вопросы коррупции не связаны напрямую с работой, а скорее с эксплуатацией помещений. У кого помещение типографии в собственности, тем особенно сложно, у арендаторов меньше проблем, но все равно остаются проблемы пожарной охраны, СЭС, экологии. В начале 2000-х годов правительство приняло решение отменить лицензию на полиграфию, что снизило бюрократические проблемы.

 

- Какая продукция вами изготавливалась в первое время, как она изменялась со временем?

 

- Начали мы с чёрно-белой продукции, производя бланки для поликлиник. Потом усложнили задачу и стали производить трамвайные книги для трамвайных парков города. В 1997 году перешли на цветную печать. Потом появились возможности кредитования, и мы купли более серьёзную технику. На данный момент мы уже печатаем книги в твёрдом и мягком переплётах. Постепенно технологии усовершенствовались, последние достижения - это переход от плёночной технологии к computer top plate, когда формы делаются с компьютеров с помощью лазерных установок. А также печать на цифровых машинах.

 

- Какова роль Союза полиграфистов города в жизни типографий, печатников?

 

- Сильную юридическую роль союз не играет, но эмоционально-объединяющая составляющая, безусловно, присутствует. По сути, это клуб работодателей, обсуждаем общие проблемы, принимаем решения. Другая функция союза - мы, директора, все теперь знаем друг друга. И это важно: в советское время директора типографий все были знакомы, ездили на партхозактивы, семинары, в новой России этого не было.

 

- Какую долю занимает мелованная бумага в общем рынке полиграфии города?

 

- Как мне кажется, около пятидесяти процентов

 

- Ваше мнение по НДС на производство мелованной бумаги?

 

- Для полиграфистов это тяжёлая ситуация, созданная издательским лобби более сильным, чем у полиграфистов. Наша отрасль на фоне других отраслей хорошо развивалась в 90-е годы, тогда несправедливый НДС на ввозимую бумагу не был критичен. И, например, те, кто хотел, смогли заменить весь парк оборудования современными машинами, в то время как остальная обрабатывающая промышленность работала на станках 70-х годов. Но в 2000-е годы ситуация изменилась: таможенные накрутки на импортную мелованную бумагу сильно тормозят отрасль, и сейчас уже ситуация критична.

 

- Какие это создает проблемы?

 

- Цепочка ясна: для издательства становится экономически более выгодно печататься за рубежом, поэтому они отправляют заказы туда, а наши типографии недозагружены на 50 процентов в среднем по стране, падает рентабельность производства, нет возможности для развития.

 

- Какая доля заказов уходит от вас за границу, скажем в Финляндию, Германию?

 

- По экспертным оценкам, цифра колеблется около 50 процентов, в основном это касается журналов.

 

- Какое мнение за рубежом на политику Правительства РФ по отношению к внутренним производителям или им все равно?

 

- Нет, почему, они очень рады этим нашим пошлинам и НДС, в особенности финны, эстонцы, украинцы. И чем дольше будут эти пошлины, тем дольше они будут рады.

 

- Насколько уровень производства за рубежом отличается от отечественного?

 

- Если говорить про ЦБК, уровень западного производства бумаги гораздо выше нашего. У нас неплохого уровня офсетная, газетная бумага, а мелованная бумага у нас практически не производится (то, что выдаёт Госзнак, не выдерживает критики). И перспектив производить ее практически нет. Две основные причины: это и очень капиталоемкий бизнес, и неясно как решить проблему его окупаемости.

 

С точки зрения типографского оборудования можно сказать так: мы отстаём, но очень сильно догоняем. Если в середине 90-х, приезжая в финскую типографию, мы восхищались их оборудованием, то сейчас, во время командировок, видим, что по "железкам" мы не сильно хуже. Пока отстает уровень организации производства.

 

- Оборудование вы закупаете в России или за рубежом?

 

- Практически все мы закупаем за рубежом. Наше полиграфическое машиностроение практически закончилось в 90-е годы. Остался только Рыбинский завод, хотя и он прошел период банкротства. Сейчас его выкупил частный инвестор и пытается восстановить производство ролевых печатных машин. Есть несколько маленьких производителей послепечатной техники.

 

- Если не снять пошлины на мелованную бумагу, то что, в частности, ждёт ваш бизнес?

 

- Произойдёт снижение рентабельности, останутся только крупные типографии, а небольшие будут вынуждены или закрыться, или слиться с другими. В целом судьба всей полиграфии не особенно понятна, так как Интернет все больше и больше распространяет своё влияние. Я согласен с мнением некоторых экспертов, что лет через 25 полиграфия будет заниматься только упаковкой и эксклюзивными изданиями.

 

- С какой целью вы проводите семинары для дизайнеров и руководителей рекламных отделов, у нас есть проблемы с образовательным уровнем?

 

- Да, безусловно, существуют. В полиграфию приходит много людей из других отраслей, особенно это было заметно в 90-е годы. И им требовались краткосрочные курсы для повышения квалификации, так как закончить ВУЗ в короткие сроки некогда без отрыва от производства. Вот мы и предлагали свои курсы. Мы приглашали специалистов проводить семинары по технологии полиграфии, брендингу, рекламе, умению продавать, организации бизнеса. Что касается высшего образования, то в Санкт-Петербурге есть Полиграфический институт (филиал московской Академии печати), он сейчас входит в Университет технологии и дизайна. Три года назад возникла кафедра в Политехническом университете. Но сегодня полиграфическое высшее образование остается не престижным.

 

- В копилке вашей типографии есть призы, награды, благодарности?

 

- Мы в 2004 году стали лауреатами приза "Золотой пеликан" в номинации благотворительность, так как наша полиграфия помогает благотворительным организациям, печатаем для них полиграфическую продукцию.

 

- Какая сейчас ситуация с премиями в полиграфическом бизнес-сообществе: приходится платить, чтобы получить награды или нет?

 

- О коррупции в этой сфере я не слышал. В Москве проводятся разнообразные общероссийские конкурсы на лучшую полиграфическую продукцию в части дизайна и технологии. У них есть спонсоры, которые финансируют эти мероприятия, поэтому жюри принимает объективные решения. По крайней мере петербургские типографии регулярно увозят с собой призы. А была бы коррупция - выигрывали бы москвичи...

 

- У вас современный сайт, почему вы так были щепетильны в вопросе своего интернет-ресурса?

 

- Сайт на данный момент становится самым эффективным рекламоносителем для типографии, хотя это в какой-то мере мы, как полиграфисты, наступаем на горло собственной песне. "Любавич" - типография премиум-класса, поэтому не можем не иметь информационно интересный сайт. Тем более мне, как бывшему журналисту, пиар не чужд.

Источник: lenizdat.ru

25.08.08