Фильм представляет собой не столько журналистское расследование, сколько грустное размышление на тему, волнующую представителей интеллигенции и прочих заинтересованных жителей крупнейших городов России, а именно - исчезновение исторических зданий и разрушение годами складывавшихся традиций и соседских взаимоотношений.
На создание двадцатипятиминутного сюжета, по словам
автора, ушло три года работы. Источником вдохновения послужила атмосфера Москвы
восьмидесятых годов. Показ был назначен на 28 июня, в эфире еженедельной
программы 'Профессия: репортер' на канале НТВ, ранее известном скандальным
освещением новостей, но после прихода к власти Владимира Путина в 2000 году
подвергшемся сокрушительной атаке Кремля.
Бывший владелец НТВ Владимир Гусинский был арестован и некоторое время сидел в
тюрьме, а затем бежал из страны. Каналом в 2001 году завладел 'Газпром',
управляемая Кремлем корпорация-монополист по добыче природного газа. Теперь НТВ
специализируется на программах об уголовных расследованиях.
Главной темой своего фильма Лошак сделал постепенный уход в прошлое старой
Москвы, жители которой в один голос со специалистами утверждают, что аварийные
дома сносятся, а на их месте строятся либо офисные и жилые здания, приносящие
прибыль только тем инвесторам, у которых хорошие связи, либо безвкусные
осовремененные копии.
'Я знаю, в чем дух старой Москвы', - сказал Лошак в интервью, данном в расположенном
неподалеку от телестудии НТВ клубе Twin Pigs, где часто собираются журналисты.
'Я знаю, что он потерян. Это был совершенно другой город, в нем можно было
встретить стариков и детей, играющих во дворах'.
Фильм показали на Дальнем Востоке (где время на несколько часов опережает
московское), но до остальных частей России он не дошел. Представители правления
канала выступили с заявлением, согласно которому потребовались 'дальнейшие
консультации с юристами', а указать время выхода фильма в эфир не представляется
возможным.
'Генеральный директор выразил беспокойство не в связи с содержанием фильма, а в
связи с юридическими аспектами вопросов, затронутых в нем', - говорилось в
заявлении. Речь шла о генеральном директоре НТВ Владимире Кулистикове.
21 июля фильм появился на веб-ресурсе RuTube - это российский клон и конкурент
YouTube'а. С момента публикации его посмотрели более 230 тысяч раз. Лошак стал
знаменитостью - и знаменитостью скандальной. В августе на страницах журнала
OK!, до того не замеченного в выступлениях со смелыми заявлениями, появилась
семистраничная статья Лошака, в которой он обрушился с критикой на
могущественного мэра Москвы Юрия Лужкова и его жену Елену Батурину,
строительного магната и обладательницу состояния, исчисляющегося миллиардами.
Недавно Батурина купила дом в Лондоне, за который заплатила, как сообщается,
пятьдесят миллионов фунтов стерлингов (около 95 млн. долларов США).
'Почему-то нам не полагается обращать внимание на тот факт, что на
восстановление памятников якобы нет денег, а главный человек в городе покупает
второй по величине дом в Лондоне. Не уверен, что подобные вещи можно печатать в
журнале OK!' - говорит Лошак.
В статье также приводилось высказывание одного телевизионного журналиста о том,
что 'глянцевые журналы являются последним пристанищем' свободы прессы, так как
власти не так сильно следят за ними и к тому же большая часть из них
принадлежит западным издательствам, 'которые труднее контролировать'.
Впрочем, год назад Батурина выиграла судебный процесс о клевете у редактора
российского издания журнала Forbes. Как и OK!, он принадлежит немецкому
холдингу Axel Springer.
Власть 'руки Кремля' чувствуется и в повседневной жизни: в новостях все меньше
говорят о политике, они теперь посвящены успехам президента Дмитрия Медведева и
премьер-министра Владимира Путина.
Итак, разговоры о текущих делах пропали из эфира. Газеты теперь полнятся
сплетнями и сообщениями о преступлениях, а в остальном придерживаются 'линии
партии'.
По словам одного из управляющих компанией СУП (хозяев ресурса livejournal.ru) Антона
Носика, снятие фильма Лошака с эфира было со стороны НТВ 'рефлекторной
реакцией'.
'Это индустрия цензуры. Они выработали эти механизмы, эту реакцию на
телевидение. Возможно, кроме них, никто уже и не смотрит телевизор, но они все
равно думают, что телевидение - это крайне важно', - сказал Носик.
Не только глянцевые журналы, но и сайты Интернета пока что не затронуты
подобным пристальным наблюдением; по мнению экспертов, это объясняется
малочисленностью их аудитории. НТВ смотрят миллионы телезрителей; RuTube
посещают по четыреста тысяч человек в день, а журнал OK! выходит тиражом в 130
тысяч экземпляров.
По мнению наблюдателей, Кремль допускает относительную свободу высказываний в
Интернете и тем самым обеспечивает себе возможность использовать его как
доказательство существования в России свободы слова.
Однако уголовное дело, недавно возбужденное против блоггера Саввы Терентьева,
может оказаться дурным предзнаменованием.
Двадцатидвухлетний музыкант из Республики Коми (на севере России) был обвинен в
'разжигании ненависти или вражды' за то, что назвал милиционеров 'тупейшими и
необразованнейшими представителями животного мира', которых надо сжигать в
печах, 'как в Аушвице'. Суд приговорил его к году тюремного заключения условно.
'Скорее всего, данный приговор должен послужить предупреждением для всех:
придержите языки в Интернете', - заявила председатель правозащитной организации
'Москва-Хельсинки' Людмила Алексеева в интервью, данном информационному
агентству 'Интерфакс'.
Интернет приобретает все большую и большую популярность в России. В июне
московский неправительственный фонд 'Общественное мнение' сообщил, что за
последние шесть месяцев Интернетом хотя бы раз воспользовались 32,7 миллиона
россиян в возрасте от восемнадцати лет и старше. За аналогичный период прошлого
года эта цифра составляла 28,7 миллиона; таким образом, рост составил почти 14
процентов. Численность пользователей, выходящих в Сеть ежедневно, выросла за
этот же период на сорок процентов - с 11,2 до 15,7 миллиона человек.
Широкополосная связь пока распространена мало, в особенности за пределами
центральных районов крупных городов, однако, согласно опубликованным в этом
году результатам исследования, проведенного TNS Gallup Media, россияне, имеющие
доступ к Интернету дома, стали проводить у телевизора на семнадцать процентов
меньше времени.
Сорокадвухлетний президент Медведев заявлял, что регулярно выходит в Сеть, и
призывал россиян, в частности, чиновников, пользоваться ею более активно. Одним
из подразделений 'Газпрома', в котором Медведев дважды занимал пост
председателя совета директоров, является 'Газпром-медиа', динамичная
вещательная компания, в настоящее время ведущая переговоры о приобретении
пакета акций сайта RuTube.
Фильм Лошака распространялся через различные блоги, затем - через социальную
сеть VKontakte (клон сети Facebook), затем появился на сайте видеороликов
RuTube, где его можно посмотреть и сейчас.
В фильме показывают молодых британских журналистов, работающих в Москве и
решивших основать Общество защиты московской архитектуры, а также супермодель Наталию
Водянову. Водянова сидит в своем деревенском доме в Англии и расхваливает
британские традиции охраны архитектурных памятников.
В фильме показывают и архитектурного критика Григория Ревзина с его рассказом о
поездке в Венецию вместе с главным строительным чиновником Москвы и близким
соратником мэра Лужкова Владимиром Ресиным. По словам Ревзина, Ресин был в шоке
от того, в каком состоянии находится Венеция, и пожалел, что нельзя приехать
туда с бригадой московских строителей и навести порядок.
Сильнейший момент фильма - это рассказ художника Евгения Филатова, семья
которого на протяжении пяти поколений жила в старом доме в районе тихой улицы
Остоженка поблизости от Кремля. Старый деревянный дом семьи Филатовых, в
котором, кстати, некогда жил и другой известный художник Виктор Попков, снесли,
а на его месте построили нечто вроде макета особняка XIX века. Как ни странно,
на новом здании красуется та же табличка, что и на старом. В табличке
говорится: перед вами памятника культуры XIX века, дом, в котором жил художник
Попков.
Художники облюбовали и другой уголок центра Москвы, тихий Печатников переулок с
уютными дворами и видом на древний монастырь. Теперь почти все здания в
переулке сносят, чтобы построить новые (или же стилизованные под старые)
здания, которые испортят вид на монастырь.
Филатов говорит, что чиновники и нечистые на руку бизнесмены 'так тесно
связаны, что их не разделить'. Сам он переехал в советскую многоэтажку на
востоке Москвы.
Разрушение исторического центра Москвы перекинулось и на Санкт-Петербург, а так
же на другие города, разбогатевшие на нефтяном и сырьевом изобилии, но, по
словам тридцатипятилетнего Лошака, доставляет большие страдания тем, кому за
тридцать.
Видимо, ареной протеста теперь станет Сеть. Вот что написал некий
тридцатидвухлетний юрист и блоггер, подписавшийся именем 'Александр', после
просмотра фильма Лошака:
'Все на баррикады, уничтожим сволочей-бюрократов, которые готовы не только
родную мать продать, но и всю свою семью отдадут ради сделки! Больше так жить
нельзя, а то в одно прекрасное утро мы проснемся и узнаем, что нас уже
продали'.
Мать и дочь Розали Кородзиевская и Эмили Сутель ведут борьбу (как они
опасаются, напрасную) за семейный ресторан в Москве, открытый в 1989 году и популярный
среди иностранцев. К ресторану активно подбирается богатый делец.
'Безмолвный протест - это бессмыслица', - говорит Эмили. 'Что такое Интернет?
Там в основном одни подростки. Конечно, хорошо, что они читают об этом, но ведь
читают они только из любопытства. Они не занимают гражданскую позицию и,
наверное, никогда не займут'.
Источник: ИноСМИ.ru
02.09.2008