Россия: Интернет как отдушина в условиях цензуры

Принимая решение о снятии с эфира репортажа о систематическом сносе объектов историко-архитектурного наследия Москвы, правление НТВ, вероятно, не могло и представить, что это лишь прибавит популярности и сюжету, и его автору.

События вокруг фильма Андрея Лошака 'Теперь здесь офис' служат ярким примером того, какую роль Интернет и глянцевые журналы играют в России, где животрепещущие вопросы зачастую предпочитают не обсуждать - либо в силу осторожности представителей правления государственных телекомпаний и прочих медиа-ресурсов, либо из-за прямых цензурных ограничений.

Фильм представляет собой не столько журналистское расследование, сколько грустное размышление на тему, волнующую представителей интеллигенции и прочих заинтересованных жителей крупнейших городов России, а именно - исчезновение исторических зданий и разрушение годами складывавшихся традиций и соседских взаимоотношений.

На создание двадцатипятиминутного сюжета, по словам автора, ушло три года работы. Источником вдохновения послужила атмосфера Москвы восьмидесятых годов. Показ был назначен на 28 июня, в эфире еженедельной программы 'Профессия: репортер' на канале НТВ, ранее известном скандальным освещением новостей, но после прихода к власти Владимира Путина в 2000 году подвергшемся сокрушительной атаке Кремля.

Бывший владелец НТВ Владимир Гусинский был арестован и некоторое время сидел в тюрьме, а затем бежал из страны. Каналом в 2001 году завладел 'Газпром', управляемая Кремлем корпорация-монополист по добыче природного газа. Теперь НТВ специализируется на программах об уголовных расследованиях.

Главной темой своего фильма Лошак сделал постепенный уход в прошлое старой Москвы, жители которой в один голос со специалистами утверждают, что аварийные дома сносятся, а на их месте строятся либо офисные и жилые здания, приносящие прибыль только тем инвесторам, у которых хорошие связи, либо безвкусные осовремененные копии.

'Я знаю, в чем дух старой Москвы', - сказал Лошак в интервью, данном в расположенном неподалеку от телестудии НТВ клубе Twin Pigs, где часто собираются журналисты.

'Я знаю, что он потерян. Это был совершенно другой город, в нем можно было встретить стариков и детей, играющих во дворах'.

Фильм показали на Дальнем Востоке (где время на несколько часов опережает московское), но до остальных частей России он не дошел. Представители правления канала выступили с заявлением, согласно которому потребовались 'дальнейшие консультации с юристами', а указать время выхода фильма в эфир не представляется возможным.

'Генеральный директор выразил беспокойство не в связи с содержанием фильма, а в связи с юридическими аспектами вопросов, затронутых в нем', - говорилось в заявлении. Речь шла о генеральном директоре НТВ Владимире Кулистикове.

21 июля фильм появился на веб-ресурсе RuTube - это российский клон и конкурент YouTube'а. С момента публикации его посмотрели более 230 тысяч раз. Лошак стал знаменитостью - и знаменитостью скандальной. В августе на страницах журнала OK!, до того не замеченного в выступлениях со смелыми заявлениями, появилась семистраничная статья Лошака, в которой он обрушился с критикой на могущественного мэра Москвы Юрия Лужкова и его жену Елену Батурину, строительного магната и обладательницу состояния, исчисляющегося миллиардами. Недавно Батурина купила дом в Лондоне, за который заплатила, как сообщается, пятьдесят миллионов фунтов стерлингов (около 95 млн. долларов США).

'Почему-то нам не полагается обращать внимание на тот факт, что на восстановление памятников якобы нет денег, а главный человек в городе покупает второй по величине дом в Лондоне. Не уверен, что подобные вещи можно печатать в журнале OK!' - говорит Лошак.

В статье также приводилось высказывание одного телевизионного журналиста о том, что 'глянцевые журналы являются последним пристанищем' свободы прессы, так как власти не так сильно следят за ними и к тому же большая часть из них принадлежит западным издательствам, 'которые труднее контролировать'.

Впрочем, год назад Батурина выиграла судебный процесс о клевете у редактора российского издания журнала Forbes. Как и OK!, он принадлежит немецкому холдингу Axel Springer.

Власть 'руки Кремля' чувствуется и в повседневной жизни: в новостях все меньше говорят о политике, они теперь посвящены успехам президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.

Итак, разговоры о текущих делах пропали из эфира. Газеты теперь полнятся сплетнями и сообщениями о преступлениях, а в остальном придерживаются 'линии партии'.

По словам одного из управляющих компанией СУП (хозяев ресурса livejournal.ru) Антона Носика, снятие фильма Лошака с эфира было со стороны НТВ 'рефлекторной реакцией'.

'Это индустрия цензуры. Они выработали эти механизмы, эту реакцию на телевидение. Возможно, кроме них, никто уже и не смотрит телевизор, но они все равно думают, что телевидение - это крайне важно', - сказал Носик.

Не только глянцевые журналы, но и сайты Интернета пока что не затронуты подобным пристальным наблюдением; по мнению экспертов, это объясняется малочисленностью их аудитории. НТВ смотрят миллионы телезрителей; RuTube посещают по четыреста тысяч человек в день, а журнал OK! выходит тиражом в 130 тысяч экземпляров.

По мнению наблюдателей, Кремль допускает относительную свободу высказываний в Интернете и тем самым обеспечивает себе возможность использовать его как доказательство существования в России свободы слова.

Однако уголовное дело, недавно возбужденное против блоггера Саввы Терентьева, может оказаться дурным предзнаменованием.

Двадцатидвухлетний музыкант из Республики Коми (на севере России) был обвинен в 'разжигании ненависти или вражды' за то, что назвал милиционеров 'тупейшими и необразованнейшими представителями животного мира', которых надо сжигать в печах, 'как в Аушвице'. Суд приговорил его к году тюремного заключения условно.

'Скорее всего, данный приговор должен послужить предупреждением для всех: придержите языки в Интернете', - заявила председатель правозащитной организации 'Москва-Хельсинки' Людмила Алексеева в интервью, данном информационному агентству 'Интерфакс'.

Интернет приобретает все большую и большую популярность в России. В июне московский неправительственный фонд 'Общественное мнение' сообщил, что за последние шесть месяцев Интернетом хотя бы раз воспользовались 32,7 миллиона россиян в возрасте от восемнадцати лет и старше. За аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 28,7 миллиона; таким образом, рост составил почти 14 процентов. Численность пользователей, выходящих в Сеть ежедневно, выросла за этот же период на сорок процентов - с 11,2 до 15,7 миллиона человек.

Широкополосная связь пока распространена мало, в особенности за пределами центральных районов крупных городов, однако, согласно опубликованным в этом году результатам исследования, проведенного TNS Gallup Media, россияне, имеющие доступ к Интернету дома, стали проводить у телевизора на семнадцать процентов меньше времени.

Сорокадвухлетний президент Медведев заявлял, что регулярно выходит в Сеть, и призывал россиян, в частности, чиновников, пользоваться ею более активно. Одним из подразделений 'Газпрома', в котором Медведев дважды занимал пост председателя совета директоров, является 'Газпром-медиа', динамичная вещательная компания, в настоящее время ведущая переговоры о приобретении пакета акций сайта RuTube.

Фильм Лошака распространялся через различные блоги, затем - через социальную сеть VKontakte (клон сети Facebook), затем появился на сайте видеороликов RuTube, где его можно посмотреть и сейчас.

В фильме показывают молодых британских журналистов, работающих в Москве и решивших основать Общество защиты московской архитектуры, а также супермодель Наталию Водянову. Водянова сидит в своем деревенском доме в Англии и расхваливает британские традиции охраны архитектурных памятников.

В фильме показывают и архитектурного критика Григория Ревзина с его рассказом о поездке в Венецию вместе с главным строительным чиновником Москвы и близким соратником мэра Лужкова Владимиром Ресиным. По словам Ревзина, Ресин был в шоке от того, в каком состоянии находится Венеция, и пожалел, что нельзя приехать туда с бригадой московских строителей и навести порядок.

Сильнейший момент фильма - это рассказ художника Евгения Филатова, семья которого на протяжении пяти поколений жила в старом доме в районе тихой улицы Остоженка поблизости от Кремля. Старый деревянный дом семьи Филатовых, в котором, кстати, некогда жил и другой известный художник Виктор Попков, снесли, а на его месте построили нечто вроде макета особняка XIX века. Как ни странно, на новом здании красуется та же табличка, что и на старом. В табличке говорится: перед вами памятника культуры XIX века, дом, в котором жил художник Попков.

Художники облюбовали и другой уголок центра Москвы, тихий Печатников переулок с уютными дворами и видом на древний монастырь. Теперь почти все здания в переулке сносят, чтобы построить новые (или же стилизованные под старые) здания, которые испортят вид на монастырь.

Филатов говорит, что чиновники и нечистые на руку бизнесмены 'так тесно связаны, что их не разделить'. Сам он переехал в советскую многоэтажку на востоке Москвы.

Разрушение исторического центра Москвы перекинулось и на Санкт-Петербург, а так же на другие города, разбогатевшие на нефтяном и сырьевом изобилии, но, по словам тридцатипятилетнего Лошака, доставляет большие страдания тем, кому за тридцать.

Видимо, ареной протеста теперь станет Сеть. Вот что написал некий тридцатидвухлетний юрист и блоггер, подписавшийся именем 'Александр', после просмотра фильма Лошака:

'Все на баррикады, уничтожим сволочей-бюрократов, которые готовы не только родную мать продать, но и всю свою семью отдадут ради сделки! Больше так жить нельзя, а то в одно прекрасное утро мы проснемся и узнаем, что нас уже продали'.

Мать и дочь Розали Кородзиевская и Эмили Сутель ведут борьбу (как они опасаются, напрасную) за семейный ресторан в Москве, открытый в 1989 году и популярный среди иностранцев. К ресторану активно подбирается богатый делец.

'Безмолвный протест - это бессмыслица', - говорит Эмили. 'Что такое Интернет? Там в основном одни подростки. Конечно, хорошо, что они читают об этом, но ведь читают они только из любопытства. Они не занимают гражданскую позицию и, наверное, никогда не займут'.

Источник: ИноСМИ.ru

02.09.2008