Когда работа в Академии наук и раскопки древних городов перестали приносить доход Федору Овчинникову, он затеял в родном Сыктывкаре рискованный бизнес - открыл сеть книжных магазинов "Сила ума" <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-no-proof:yes;} p.defscrRUSTxtStyleText, li.defscrRUSTxtStyleText, div.defscrRUSTxtStyleText {mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleText; margin-top:6.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:21.25pt; mso-pagination:none; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; mso-no-proof:yes;} p.defscrRUSTxtStyleTextPar, li.defscrRUSTxtStyleTextPar, div.defscrRUSTxtStyleTextPar {mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleTextPar; margin-top:6.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:21.25pt; mso-pagination:none; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; font-weight:bold; mso-bidi-font-weight:normal; mso-no-proof:yes;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Я всегда жил с идеей своего бизнеса и был уверен, что когда-нибудь его начну", - рассказывает Овчинников. Первый магазин интеллектуальной книги археолог открыл в ноябре 2006 г., взяв потребительский кредит (400 000 руб.) в Сбербанке и еще 100 000 руб. заняв у родственников. Из них 50 000 руб. сразу пошли на закупку торгового оборудования, еще 300 000 руб. - книг (первый ассортимент составил порядка 4000 наименований), оставшиеся деньги - на рекламу, оформление магазина, аренду помещения (28 000 руб. в месяц) и наем трех продавцов, зарплата которых составляла тогда 7000-8000 руб. "Для сыктывкарской розницы тогда это была добротная зарплата, ко мне приходили люди с опытом", - говорит предприниматель. За месяц до того, как открыть магазин, Овчинников завел интернет-блог, в котором стал отчитываться о каждом шаге. "Многие не верили, что такой бизнес приживется в нашем городе, - вспоминает Овчинников. - А некоторых смущало то, что я сразу же начал выдавать всю информацию по выручке".

 

Блог как приманка

 

Магазин расположился на шестом этаже торгового центра (предприниматель арендовал под него 33 кв. м). "А блог стал приманкой, - улыбается Овчинников. - Чтобы продвинуть рискованный бизнес, нужно было интригующее решение: одни затаив дыхание ожидали, разорится ли молодой человек, другим было интересно, как, собственно, открывают бизнес и во что вкладывают деньги". В ноябре 2006 г. оборот компании составил 330 000 руб., а в прошлом месяце нынешнего года - уже 4 млн руб. (чистая прибыль - 400 000 руб.). 2,5 млн руб., по словам предпринимателя, приносит розница, остальное компания получает за счет дистрибуции прессы, поставки книг и учебников в библиотеки и школы, а также оптовой продажи. Сейчас у сети "Сила ума" восемь магазинов: шесть в Сыктывкаре, один в Воркуте и еще один в Усинске. "Даже спустя два года на рынке еще много места", - считает Овчиннников.

 

Книжная розница, несмотря на значительное число сетевых операторов, - один из наименее развитых сегментов розничной торговли, отмечает Дмитрий Чумаков, гендиректор агентства Vector Market Research. По его мнению, это в том числе иллюстрируется ограниченным дополнительным предложением (кофейни, досуг и т. д.), низким качеством обслуживания и часто некомфортной атмосферой в магазинах.

 

Продался за миллион

 

Блог сыграл роль в привлечении не только покупателей, но и инвесторов. В мае 2007 г. финансовая группа "Коммунальная энергетика" за 1,2 млн руб. приобрела у Овчинникова 50% бизнеса. Такова была фактическая стоимость активов и товаров на тот момент. "Психологически согласиться на сделку было трудно, - признается бизнесмен, - но я подумал, что лучше владеть 50% от $10 млн, чем 100% от $100 000". Бизнесу нужны были инвестиции: если бы компания упустила время, в город пришла бы та же "Топ-книга", которая хотела открыться в местном гипермаркете "Город мастеров", но в результате там открылся магазин "Книга за книгой" - еще один бренд компании Овчинникова.

 

Один из бывших совладельцев "Коммунальной энергетики" - ныне зампредседателя комитета по законодательству и местному самоуправлению госсовета Республики Коми Василий Попов рассказывает, что магазин Овчинникова "отличался от всего, что было в регионе". "С одной стороны, мы поняли, что ниша розничной торговли книгами в регионе свободна, - говорит Попов. - С другой - нам понравился конструктивный, инновационный подход к ведению бизнеса". По словам Овчинникова, "Коммунальная энергетика" за полтора года выдала компании кредиты на общую сумму 3 млн руб.

 

Ерундой не торгует

 

Компания Овчинникова регулярно проводит встречи с покупателями. Недавно в одном из клубов была организована "Ночь пожирателей книг". В сети работают и программы лояльности. В некоторых библиотеках, например, человеку вместе с читательским билетом выдается карта с растущей скидкой (от 5% и выше). Ее же получают в качестве подарка библиотекари и учителя.

 

"Ассортимент в "Силе ума" такой же, что и у нас, а цены выше", - говорит Елена Адамчук, директор магазина "Букинист". "Конкуренты располагаются на приватизированных площадях старых советских магазинов, мы вынуждены платить за аренду - отсюда и цены", - парирует Овчинников. "Овчинников скорее только позиционирует свою сеть как сеть магазинов интеллектуальной книги, а на самом деле у него всего полно - подарочные книги, учебники, детская литература", - говорит директор магазина "Мир книги" Евгений Мостивенко. "Когда мы приняли решение строить региональную сеть, то создали новый бренд "Книга за книгой". Это уже массовые универсальные магазины", - парирует Овчинников.

 

Овчинников мечтает открыть магазин в Москве, но денег на это у него пока нет. "Мы посчитали бесперспективным выходить на рынок другого региона, пока не отлажена система управления розницей и логистика", - говорит Попов. Прежде чем выходить на Москву, бизнес "должен отшлифоваться" в других городах республики, пояснил он.

Источник: Ведомости,

08.09.2008