Когда работа в Академии наук и раскопки древних
городов перестали приносить доход Федору Овчинникову, он затеял в родном
Сыктывкаре рискованный бизнес - открыл сеть книжных магазинов "Сила
ума"
<!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-no-proof:yes;}
p.defscrRUSTxtStyleText, li.defscrRUSTxtStyleText, div.defscrRUSTxtStyleText
{mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleText;
margin-top:6.0pt;
margin-right:0cm;
margin-bottom:0cm;
margin-left:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
text-indent:21.25pt;
mso-pagination:none;
font-size:12.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
color:black;
mso-no-proof:yes;}
p.defscrRUSTxtStyleTextPar, li.defscrRUSTxtStyleTextPar, div.defscrRUSTxtStyleTextPar
{mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleTextPar;
margin-top:6.0pt;
margin-right:0cm;
margin-bottom:0cm;
margin-left:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
text-indent:21.25pt;
mso-pagination:none;
font-size:12.0pt;
mso-bidi-font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
color:black;
font-weight:bold;
mso-bidi-font-weight:normal;
mso-no-proof:yes;}
@page Section1
{size:612.0pt 792.0pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:36.0pt;
mso-footer-margin:36.0pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
-->
Я всегда жил с идеей своего бизнеса и был
уверен, что когда-нибудь его начну", - рассказывает Овчинников. Первый
магазин интеллектуальной книги археолог открыл в ноябре 2006 г., взяв
потребительский кредит (400 000 руб.) в Сбербанке и еще 100 000 руб. заняв у
родственников. Из них 50 000 руб. сразу пошли на закупку торгового
оборудования, еще 300 000 руб. - книг (первый ассортимент составил порядка 4000
наименований), оставшиеся деньги - на рекламу, оформление магазина, аренду
помещения (28 000 руб. в месяц) и наем трех продавцов, зарплата которых
составляла тогда 7000-8000 руб. "Для сыктывкарской розницы тогда это была
добротная зарплата, ко мне приходили люди с опытом", - говорит
предприниматель. За месяц до того, как открыть магазин, Овчинников завел
интернет-блог, в котором стал отчитываться о каждом шаге. "Многие не
верили, что такой бизнес приживется в нашем городе, - вспоминает Овчинников. -
А некоторых смущало то, что я сразу же начал выдавать всю информацию по
выручке".
Блог как приманка
Магазин расположился на шестом этаже торгового
центра (предприниматель арендовал под него 33 кв. м). "А блог
стал приманкой, - улыбается Овчинников. - Чтобы продвинуть рискованный бизнес,
нужно было интригующее решение: одни затаив дыхание ожидали, разорится ли
молодой человек, другим было интересно, как, собственно, открывают бизнес и во
что вкладывают деньги". В ноябре 2006 г. оборот компании составил 330 000 руб.,
а в прошлом месяце нынешнего года - уже 4 млн руб. (чистая прибыль - 400 000
руб.). 2,5 млн руб., по словам предпринимателя, приносит розница, остальное
компания получает за счет дистрибуции прессы, поставки книг и учебников в
библиотеки и школы, а также оптовой продажи. Сейчас у сети "Сила ума"
восемь магазинов: шесть в Сыктывкаре, один в Воркуте и еще один в Усинске.
"Даже спустя два года на рынке еще много места", - считает
Овчиннников.
Книжная розница, несмотря на значительное число
сетевых операторов, - один из наименее развитых сегментов розничной торговли,
отмечает Дмитрий Чумаков, гендиректор агентства Vector Market Research. По его
мнению, это в том числе иллюстрируется ограниченным дополнительным предложением
(кофейни, досуг и т. д.), низким качеством обслуживания и часто некомфортной
атмосферой в магазинах.
Продался за миллион
Блог сыграл роль в привлечении не только
покупателей, но и инвесторов. В мае 2007 г. финансовая группа "Коммунальная
энергетика" за 1,2 млн руб. приобрела у Овчинникова 50% бизнеса. Такова
была фактическая стоимость активов и товаров на тот момент.
"Психологически согласиться на сделку было трудно, - признается бизнесмен,
- но я подумал, что лучше владеть 50% от $10 млн, чем 100% от $100 000".
Бизнесу нужны были инвестиции: если бы компания упустила время, в город пришла
бы та же "Топ-книга", которая хотела открыться в местном гипермаркете
"Город мастеров", но в результате там открылся магазин "Книга за
книгой" - еще один бренд компании Овчинникова.
Один из бывших совладельцев "Коммунальной
энергетики" - ныне зампредседателя комитета по законодательству и местному
самоуправлению госсовета Республики Коми Василий Попов рассказывает, что
магазин Овчинникова "отличался от всего, что было в регионе". "С
одной стороны, мы поняли, что ниша розничной торговли книгами в регионе
свободна, - говорит Попов. - С другой - нам понравился конструктивный,
инновационный подход к ведению бизнеса". По словам Овчинникова,
"Коммунальная энергетика" за полтора года выдала компании кредиты на
общую сумму 3 млн руб.
Ерундой не торгует
Компания Овчинникова регулярно проводит встречи
с покупателями. Недавно в одном из клубов была организована "Ночь
пожирателей книг". В сети работают и программы лояльности. В некоторых
библиотеках, например, человеку вместе с читательским билетом выдается карта с
растущей скидкой (от 5% и выше). Ее же получают в качестве подарка библиотекари
и учителя.
"Ассортимент в "Силе ума" такой
же, что и у нас, а цены выше", - говорит Елена Адамчук, директор магазина
"Букинист". "Конкуренты располагаются на приватизированных
площадях старых советских магазинов, мы вынуждены платить за аренду - отсюда и
цены", - парирует Овчинников. "Овчинников скорее только позиционирует
свою сеть как сеть магазинов интеллектуальной книги, а на самом деле у него
всего полно - подарочные книги, учебники, детская литература", - говорит
директор магазина "Мир книги" Евгений Мостивенко. "Когда мы
приняли решение строить региональную сеть, то создали новый бренд "Книга
за книгой". Это уже массовые универсальные магазины", - парирует
Овчинников.
Овчинников мечтает открыть магазин в Москве, но
денег на это у него пока нет. "Мы посчитали бесперспективным выходить на
рынок другого региона, пока не отлажена система управления розницей и
логистика", - говорит Попов. Прежде чем выходить на Москву, бизнес
"должен отшлифоваться" в других городах республики, пояснил он.
Источник: Ведомости,
08.09.2008