В Москве по инициативе столичного Правительства впервые проведен конкурс на лучший книжный магазин

Инициатором конкурса «Лучший книжный магазин города Москвы» выступил Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. В конкурсе приняли участие десятки книготорговых предприятий из всех районов столицы.

Конкурс проводился по двум номинациям: «Лучший магазин» и «Лучший специалист книжной торговли». Для того, чтобы все участники конкурса находились в равных условиях, итоги по первой номинации подводились в трех конкурсных группах – отдельно среди больших, средних и маленьких магазинов. За основу деления на конкурсные группы была принята величина годового товарооборота книготоргового предприятия.

Экономические показатели были далеко не главным критерием оценки деятельности магазина. Конкурсные заявки, которые должны были заполнить участники конкурса, содержали вопросы, касающиеся оформления магазина, услуг, предоставляемых покупателям, новых технологий, условий работы персонала. Особое внимание уделялось активности коллектива в пропаганде книги и чтения, в проведении творческих встреч с писателями и издателями.

Наибольшую активность в конкурсе проявили небольшие магазины, расположенные в спальных районах города. Они по праву считают себя не только торговыми точками, но и своеобразными культурными и досуговыми центрами. Магазин № 47 «Домодедовский» компании «Сейлс», например, провел целую серию акций посвященных Году семьи. Книжная фирма «Лужники» разработала широкую систему скидок для школьников, студентов и многодетных семей. Магазин «Эдельйвес» на улице Молдагуловой в своем торговом зале организовал «Книжную полянку», где регулярно собирает самых маленьких читателей. А книжный клуб «Семейная библиотека» не забывает поздравлять с праздниками и Днями рождения своих постоянных покупателей.

Жесткая конкурентная борьба развернулась в группе самых крупных магазинов. Основными претендентами на победу стали широко известные и любимые москвичами Московский Дом Книги на Новом Арбате и Дом книги «Медведково». Оба магазина прекрасно оформлены, используют самые современные технологии, ведут активную работу по пропаганде книг и продвижению чтения, предоставляют качественный пакет социальных услуг своим сотрудникам. Так, работникам МДК оплачивают обучение, предоставляют льготное питание и даже услуги парикмахера и косметолога. Дом книги «Медведково» проводит разнообразные благотворительные программы для детей с ограниченными возможностями, разработал специальные системы скидок для будущих мам и малышей. По любому аспекту деятельности оба этих магазина безоговорочно могли быть названы лучшими. Решающим стало мнение покупателей. Участники конкурса даже не догадывались о том, что в один из дней к ним в магазин приходили необычные покупатели. Они наблюдали за работой продавцов, сравнивали данные конкурсной заявки с реальным положением дел и опрашивали покупателей, выходивших из магазина. По результатам Exit Pull с небольшим перевесом победителем был признан Московский Дом Книги на Новом Арбате.

Так же, в два этапа, с учетом мнений покупателей определялись победители и в двух других конкурсных группах. Ими стали магазины «Военная книга» на ул. Зорге и «Букбастер» в Митино. «Военная книга» была особо отмечена за активную деятельность по военно-патриотическому воспитанию. В нем регулярно проводятся праздники военной книги, магазин дружит с кадетами Московского морского корпуса и с воспитанниками патриотического центра в г.Ноябрьске. А магазин «Букбастер», хоть и участвовал в конкурсной группе средних по товарообороту магазинов, по своей технической оснащенности и творческой активности вполне мог конкурировать с магазинами-гигантами. Он полностью приспособлен для людей с ограниченными физическими возможностями, располагает справочными компьютерами для поиска книг и аппаратурой для прослушивания и просмотра аудио- и видеопродукции, проводит детские интерактивные спектакли, концерты, автограф-сессии. Чтобы посетителям было уютно и удобно все это смотреть и слушать, в торговом зале предусмотрели даже вешалки для верхней одежды. Неудивительно, что именно этот магазин получил одну из самых высоких оценок в покупательском рейтинге.

Не менее острая борьба развернулась и среди специалистов книжной торговли. Свои заявки на участие подали продавцы, товароведы, директора магазинов. Для участия в конкурсе им пришлось не только подробно рассказать о своей работе, но и пройти тесты на профессиональную компетентность. Анкета, которую заполняли участники конкурса, содержала задания, требующие описать свои действия в сложных ситуациях, которые могут произойти в магазине: кто-то пытается вынести книгу из торгового зала, иностранец хочет что-то купить, но не говорит по-русски и т.п. Но главное испытание участники конкурса прошли в ходе «контрольных закупок», которые по заданию жюри совершали эксперты конкурса. Они задавали продавцам бесконечное количество вопросов, требовали к себе повышенного внимания, провоцировали на конфликт, но в большинстве случаев в ответ получали квалифицированный совет и доброжелательную улыбку. Достойнее всех все этапы конкурса прошел Алексей Щедрин-Киселев, директор магазина № 54 «Пражский» компании «Сейлс». Он признан победителем конкурса в номинации «Лучший специалист книжной торговли».

Решением жюри пять книжных магазинов получили специальные призы за достижения в отдельных направлениях работы. Приз «Информационный прорыв» был единодушно присужден Дому книги «Медведково». Лучшим оформительским решением было признано оформление магазина «Книжная коллекция». Специальный приз «Творческий поиск» получил магазин «Эдельвейс» на улице Молдагуловой. За высокую корпоративную культуру и сплоченность коллектива был учрежден приз «Кадры решают все». Его обладателем стал магазин «Анжелика». Общий стаж работы этого коллектива в книжной торговле насчитывает 380 лет, из них 230 в магазине «Анжелика». Еще один – может быть самый главный - специальный приз назывался «Все для покупателя». Его заслуженно получил магазин «Книжная полка» - обладатель самого высокого покупательского рейтинга, полученного в результате социологических опросов, проведенных в ходе конкурса.

Торжественная церемония награждения состоялась 6 сентября на ВВЦ, в рамках XXI Московской Международной книжной выставки-ярмарки.

Награды вручали председатель жюри, заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы И.П. Ткач, а также другие члены жюри.

На церемонии выступил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции А.В. Оськин. Он поздравил всех лауреатов конкурса, отметил важность роли профессионального конкурса в развитии сети книжных магазинов столицы. Подчеркнул, что книжные магазины, по сути, являются материальной тканью отечественной культуры.

Оськин высоко оценил инициативу Комитета по телекоммуникациям и СМИ в организации проведения данного мероприятия.

Пресс-служба АРПП,

08.09.2008