Мировой кризис изменит прессу в России

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-no-proof:yes;} p.defscrRUSTxtStyleText, li.defscrRUSTxtStyleText, div.defscrRUSTxtStyleText {mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleText; margin-top:6.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:21.25pt; mso-pagination:none; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; mso-no-proof:yes;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> МОСКВА. 7 сентября. ВОСТОК-МЕДИА - Развивающийся в России хозяйственный кризис может вскоре серьезно повлиять на отечественные средства массовой информации.
К такому выводу пришли в Институте глобализации и социальных движений, оценив характер экономических перемен происходящих в стране. Хозяйственный спад ухудшит материальное положение россиян, но приведет к переменам в их интересах. Общее негативное воздействие кризиса на «индустрию» прессы будет неравномерным и не абсолютным. Одни содержательные направления ожидает упадок, но другие смогут поднять свой вес.

Как сообщили в пресс-службе ИГСО, в России продолжается падение фондового рынка. С мая его потери составляют уже порядка 40%. «Массовое сбрасывание ценных бумаг вызвано удешевлением нефти и снижением продаж на внутреннем рынке страны, обусловленным в немалой степени инфляционным сокращением доходов населения»,- отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. Банковская система продолжает накапливать проблемы. Возрастает число должников просрочивающих платежи. Строительная отрасль находится в застое. Резкое снижение стоимости акций лишает компании возможности привлекать дополнительные средства. Падение рентабельности осложняет оплату кредитов. В России складываются предпосылки для общехозяйственного падения, роста безработицы и ускорения инфляции.

 

Дальнейшее развитие кризиса в России неминуемо отразится на рынке прессы и рекламной отрасли. Первое вероятное следствие – снижение объемов продаж бумажных изданий из-за финансового ослабления потребителей. Потерять часть аудитории могут и электронные СМИ, включая телевидение и радио (особенно развлекательные станции). С наибольшим оттоком читателей столкнутся, видимо, глянцевые издания. При этом, как отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов, осенью можно ожидать рост рекламных заказов. «Затруднения в сбыте товаров будут толкать компании, несмотря на любые материальные проблемы, к наращиванию рекламного воздействия»,- говорит он. Однако эффективность рекламы продолжит снижаться. В дальнейшем рекламы станет значительно меньше. Многие рекламные СМИ ожидает крах.

 

Кризис приведет к изменению приоритетов аудитории. По словам Алексея Козлова, сотрудника ИГСО и главного редактора «Рабкор.ру», общественные проблемы, экономика и политика, начнут привлекать больше внимания. Уровень критического восприятия информации поднимется. Люди будут чаще сопоставлять получаемые сведения с собственным опытом. Интерес к развлечениям, популярной культуре и моде будет снижаться. Эти направления могут неожиданно столкнуться с этико-эстетическим подпольем (наподобие субкультуры панка 1970-х годов) лучше сочетающимся с проблемным периодом в экономике. Постепенно можно ожидать возрождение интереса к независимой от правительства политической журналистике. Возрастет также потребность в серьезном анализе хозяйственных проблем страны.

 

Конкуренция среди изданий неминуемо усилится. Во многих СМИ возможны со временем сокращения штатов. Экономический кризис, безусловно, станет сложным периодом для российской прессы. Одни СМИ окажутся в выигрыше, другие вынуждены будут уйти с рынка. Кризис нанесет мощный удар по корпоративным изданиям, они, вероятно, пострадают очень сильно. Компании, минимализируя расходы, будут сокращать свои медийные затраты. Правительство, вероятно, наоборот начнет их наращивать.

Источник: РИА "Восток Медиа",

09.09.2008