<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-no-proof:yes;} p.defscrRUSTxtStyleTextStl, li.defscrRUSTxtStyleTextStl, div.defscrRUSTxtStyleTextStl {mso-style-name:defscr_RUS_TxtStyleTextStl; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan lines-together; page-break-after:avoid; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; color:black; font-weight:bold; mso-bidi-font-weight:normal; mso-no-proof:yes;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> Экономический кризис заставит россиян читать не развлекательные журналы, а общественно-политические газеты.
На прошлой неделе стало известно о закрытии одного из популярных молодежных журналов, который издавался в России почти десять лет. Аналитики считают, что это только начало вполне закономерного процесса, напрямую связанного с экономикой. Из-за экономического кризиса россияне вслед за гражданами Европы и Америки будут меньше потреблять и больше экономить. И в результате разлюбят глянец, зато начнут с интересом читать экономическую прессу и политическую аналитику.

Мир переживает экономический кризис - растет инфляция, рушатся биржи, ужесточаются условия кредитов, в западных странах увеличивается число граждан, не сумевших расплатиться по ипотеке, разоряются банки, идут массовые увольнения сотрудников. Глобальные проблемы в России привели пока лишь к 15-процентной инфляции, дефолтам нескольких компаний средней руки и сложностям получения ипотечного кредита. Дальше - больше. Замедление экономики и рост цен приведут к уменьшению доходов, и россияне начнут экономить. Как недавно писали "НИ", специалисты уже фиксируют первые признаки - сокращение потребления соков, отказ от некоторых продуктов питания или замена их более дешевыми аналогами.

 

Следующий шаг - отток читателей из глянцевых журналов, крах рекламных СМИ, падение интереса к развлекательным изданиям и программам, считают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Зато усилится интерес россиян к газетам, рассказывающим о проблемах общества и экономики. "Интерес к развлечениям, популярной культуре и моде будет снижаться. Эти направления могут неожиданно столкнуться с этико-эстетическим подпольем (наподобие субкультуры панка 1970-х годов), лучше сочетающимся с проблемным периодом в экономике", - предрекает главный редактор портала Рабкор.ру Алексей Козлов.

 

Рассуждения о падении интереса к глянцу не просто теория. Так, на прошлой неделе стало известно о закрытии молодежного журнала "Молоток", издававшегося с 1999 года.

 

Механизм кризиса глянцевых СМИ очевиден. Если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то читать о них незачем.

 

С другой стороны, рекламодатели увидят падение интереса к глянцу. Одновременно у них станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары. В итоге глянец и рекламные СМИ окажутся без заказчиков рекламы. Краху подобных СМИ поспособствует тот факт, что в РФ слишком много журналов. "По данным Гильдии издателей печатной продукции, зарегистрированных наименований - свыше 23 тыс., что превышает показатели Европы и США. Стоит учитывать, что около 60 % из них это "мертвые" издания, которые никто не читает", - сообщила "НИ" директор отдела спецпроектов издательского дома Independent Media Екатерина Травинская.

 

По наблюдениям г-жи Травинской, рекламные доходы глянца ранее росли примерно на 25% в год, но в будущем они могут немного снизиться. Пока падения заказов она не замечает. "Затруднения в сбыте товаров будут толкать компании, несмотря на любые материальные проблемы, к наращиванию рекламного воздействия", - поясняет руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. В итоге осенью количество рекламы может возрасти, но из-за обеднения читателей это не приведет к росту продаж. Рекламодатели разочаруются в таких изданиях, что может привести некоторые СМИ к разорению.

 

Но есть и хорошие новости. Общеизвестно, что во времена кризисов резко усиливается интерес читателей к новостным СМИ вплоть до того, что к середине дня пустеют полки с газетами в магазинах, а Интернет-сайты перестают работать из-за наплыва посетителей. По мнению Алексея Козлова, общественные проблемы, экономика и политика начнут привлекать больше внимания. Уровень критического восприятия информации поднимется, что возродит интерес к независимой от правительства политической журналистике. Возрастет также потребность в серьезном анализе хозяйственных проблем страны. "Экономический кризис, безусловно, станет сложным периодом для российской прессы. Одни СМИ окажутся в выигрыше, другие вынуждены будут уйти с рынка", - подводят итог эксперты ИГСО.

Источник: Новые Известия

10.09.2008