Мир переживает экономический кризис - растет инфляция, рушатся биржи, ужесточаются условия кредитов, в западных странах увеличивается число граждан, не сумевших расплатиться по ипотеке, разоряются банки, идут массовые увольнения сотрудников. Глобальные проблемы в России привели пока лишь к 15-процентной инфляции, дефолтам нескольких компаний средней руки и сложностям получения ипотечного кредита. Дальше - больше. Замедление экономики и рост цен приведут к уменьшению доходов, и россияне начнут экономить. Как недавно писали "НИ", специалисты уже фиксируют первые признаки - сокращение потребления соков, отказ от некоторых продуктов питания или замена их более дешевыми аналогами.
Следующий шаг - отток читателей из глянцевых журналов, крах рекламных СМИ, падение интереса к развлекательным изданиям и программам, считают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Зато усилится интерес россиян к газетам, рассказывающим о проблемах общества и экономики. "Интерес к развлечениям, популярной культуре и моде будет снижаться. Эти направления могут неожиданно столкнуться с этико-эстетическим подпольем (наподобие субкультуры панка 1970-х годов), лучше сочетающимся с проблемным периодом в экономике", - предрекает главный редактор портала Рабкор.ру Алексей Козлов.
Рассуждения о падении интереса к глянцу не просто теория. Так, на прошлой неделе стало известно о закрытии молодежного журнала "Молоток", издававшегося с 1999 года.
Механизм кризиса глянцевых СМИ очевиден. Если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то читать о них незачем.
С другой стороны, рекламодатели увидят падение интереса к глянцу. Одновременно у них станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары. В итоге глянец и рекламные СМИ окажутся без заказчиков рекламы. Краху подобных СМИ поспособствует тот факт, что в РФ слишком много журналов. "По данным Гильдии издателей печатной продукции, зарегистрированных наименований - свыше 23 тыс., что превышает показатели Европы и США. Стоит учитывать, что около 60 % из них это "мертвые" издания, которые никто не читает", - сообщила "НИ" директор отдела спецпроектов издательского дома Independent Media Екатерина Травинская.
По наблюдениям г-жи Травинской, рекламные доходы глянца ранее росли примерно на 25% в год, но в будущем они могут немного снизиться. Пока падения заказов она не замечает. "Затруднения в сбыте товаров будут толкать компании, несмотря на любые материальные проблемы, к наращиванию рекламного воздействия", - поясняет руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. В итоге осенью количество рекламы может возрасти, но из-за обеднения читателей это не приведет к росту продаж. Рекламодатели разочаруются в таких изданиях, что может привести некоторые СМИ к разорению.
Но есть и хорошие новости. Общеизвестно, что во времена кризисов резко усиливается интерес читателей к новостным СМИ вплоть до того, что к середине дня пустеют полки с газетами в магазинах, а Интернет-сайты перестают работать из-за наплыва посетителей. По мнению Алексея Козлова, общественные проблемы, экономика и политика начнут привлекать больше внимания. Уровень критического восприятия информации поднимется, что возродит интерес к независимой от правительства политической журналистике. Возрастет также потребность в серьезном анализе хозяйственных проблем страны. "Экономический кризис, безусловно, станет сложным периодом для российской прессы. Одни СМИ окажутся в выигрыше, другие вынуждены будут уйти с рынка", - подводят итог эксперты ИГСО.
Источник: Новые Известия
10.09.2008