Современные "Современники"

 

"Отечественные записки", "Современник", "Вестник Европы". С этими журналами неразрывно связаны имена великих писателей. А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и многие другие гении начинали в них свой творческий путь. В XIX веке, даже во времена жестокой цензуры, жизнь интеллигенции без литературных журналов была немыслима. Каждый номер и в Москве, и в Санкт-Петербурге зачитывался до дыр. Казалось, что подобная периодика никогда не потеряет свою ценность. Но, увы, в XXI веке вряд ли каждый москвич сможет с ходу вспомнить название хоть одного современного литературного журнала.

 

Тема современной серьезной периодики настолько же важна, насколько и малообсуждаема. О положении литературных журналов в России говорили участники "круглого стола" на Московской международной книжной ярмарке. Дискуссия на тему "Литературно-исторический и общекультурный феномен "толстых журналов" в современной российской литературе" проводилась при поддержке Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы. Из просто значимой тема "толстых литжурналов" перешла в действительно актуальную в связи с начавшейся городской программой по пропаганде чтения.

 

- Подобные журналы достойно решают задачу продвижения культуры чтения, - начала обсуждение Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь". - Литературная периодика не только стимулирует интерес к книгам, привлекая как можно больше читателей. "Толстые журналы" помогают держать высокую планку в литературе, не давая ей впасть в гламур. Они развивают в людях не только навык чтения, но и гораздо более важную способность пересказа, анализа, осознания прочитанного.

 

Развивать-то развивают, но только в тех, к кому эти журналы попадают в руки. А таковых очень немного. И здесь дело даже не в культурном дилетантстве. "Толстый" литжурнал можно купить далеко не в каждом обычном киоске. Как оказалось, общепринятые для периодики способы распространения для литературных изданий не очень эффективны. А наладить розничную продажу довольно сложно.

 

- Во-первых, в России нет крупных розничных сетей, а значит, самой возможности через одну фирму распространять журналы по разным городам, - пояснил Андрей Василевский, главный редактор журнала "Новый мир". - Второе препятствие - цена. Литературные журналы в отличие от глянцевых окупаются за счет продаж, а не рекламы. Снижение цены литературной периодики - путь к ее разорению. Плюс ко всему условия реализации изданий в розницу увеличивают первоначальную цену номера. Стоимость может подскочить до 250 рублей. Понятно, что даже рьяный поклонник литературы не станет платить такую сумму.

 

На этом проблемы распространения не закончены. Так как в магазинах литературные журналы почти не продаются, естественно, об их существовании простой горожанин и не догадывается. Следовательно, плохо работает и традиционная подписка. Финансирование библиотек тоже не помогает. Из-за читательской незаинтересованности у них нет стимула выписывать литературные журналы.

 

А ведь благодаря регулярной подписке семья каждый месяц могла бы получать и качественные рассказы и повести, и обзор литературных новинок.

 

- "Толстые" литературные журналы, слава богу, не перешли на гламурный уровень, - вздыхает Наталья Иванова, главный редактор журнала "Знамя". - На страницах "толстушек" по-прежнему нет рекламируемой литературы. Вязкие рыночные отношения нас еще до конца не затянули.

 

Точно сказать, что это плюс, особенно при современных рыночных отношениях, наверное, нельзя. На одном энтузиазме и любви к литературе "толстые журналы" не выживут. И мы это сейчас наблюдаем. Они потихоньку пропадают. Так что немного рекламы не помешало бы. Неприятно, зато журналы хотя бы в киосках появились.

 

Но есть одно достоинство толстых литературных журналов, которое было и в XIX веке, есть и сейчас. Сотрудники журналов и сегодня - не ангажированные эксперты. Они открывают интересных, серьезных писателей в лучших традициях русской словесности. Но эти писатели - не коммерческое явление. Их не пиарят. И такие имена, как Тимур Кибиров, Сергей Гондлевский, Инна Лиснянская, писателей Владимира Маканина, Александра Кабакова, Ольги Славниковой, Михаила Шишкина знает не каждый горожанин. Он лучше купит в киоске детективчик за 100 рублей. И осуждать тут некого, автор детектива примелькался на разных плакатах, билбордах. Такой уж у нас менталитет, мы - жертвы рекламы.

 

- Решить проблему незаинтересованности москвичей в литжурналах можно, - вселила надежду Наталья Иванова. - Вернуть молодежь к чтению можно только с помощью семьи и школы. Трудно повлиять на решение подписаться на "толстушку". Но представьте, если бы школы и вузы обязались подписываться хотя бы на один литературный журнал. Это дало бы возможность преподавателям быть в курсе современной литературы и прививать вкус к ней своим ученикам.

 

Еще один выход - распространение журналов через Интернет. Сергей Костырко, литературный куратор журнала "Новый мир", сообщил, что с 1996 года в сети есть открытый доступ к изданиям на сайте "Журнальный зал". Посещаемость этого ресурса уже достигла 10 тысяч человек в день. Немало, согласитесь. Но опять возникает знакомая проблема. Все они - читатели, а не покупатели. Обычный пользователь даже не имеет представления, как можно оплатить что-либо через интернет, то есть нет навыков пользования банковским счетом через сеть. Появление литературных журналов в интернете восстановило их читаемость, но ослабило возможность физического существования.

 

В ходе дискуссии ее участники все как один пришли к выводу: литературные журналы надо поддерживать! Но каким образом? Сказано было много. Но ответа так и нет. В России нет крупных розничных сетей. И в ближайшее время они не появятся. Интерес читателя к литжурналам упал. И не поднимется, если не пустить в ход рекламу, от которой издатели толстых серьезных журналов так отмахиваются. Другой вопрос - кто даст в литературном журнале рекламу. Андрей Василевский назвал "ужасную" розничную стоимость журнала - 250 рублей. Ну-ка, вспомните, сколько стоят гламурные толстые журналы? И заметьте, за них такие деньги платят. И платят те, кто заинтересован. Это в основном молодые женщины. Читатель литературного журнала - взрослые люди, достигшие определенных высот в жизни. Так почему же они не отдадут за качественное чтиво 250 рублей? Было бы где купить. А вот оплачивать журнал по Интернету никто не станет. По крайней мере сейчас. Опять же русский менталитет. Единственное разумное решение - обязать вузы и школы подписаться на журнал. И то, вполне вероятно, что "толстушки", так ласково прозвали специалисты журналы, будут покоиться в мусорном ведре или мирно валяться на подоконниках.

Источник: Московская правда

26.09.08