История создания Первого полиграфического комбината из первых рук – результаты пресс-конференции

 

На пресс-конференции, организованной «Первым полиграфическим комбинатом» и его партнерами - manroland и HGS, 15 сентября 2008 года, было объявлено о выводе типографии на полную проектную мощность и запуске в коммерческую эксплуатацию 5 и 6 рулонных журнальных печатных машин (620 мм рубки бумажного полотна). Таким образом, завершено дублирование всего парка печатного оборудования. В результате последних инсталляций годовая проектная мощность, оцениваемая максимально возможной загрузкой оборудования, составляет 21 миллиард краскоотисков или более 240 миллионов журналов объемом не менее 120 полос. Широкий выбор форматов для журналов и газет, за счет использования печатных машин различного размера рубки бумажного полотна - 578 и 620 мм, делают производственную площадку комбината одной из самых гибких на рынке, и позволяет выпускать издания с максимальной экономичностью. Высокое качество продукции зарубежных и отечественных типографий давно уже стало нормой или «входным билетом» на рынок, без которого «в первый ряд уже не пускают». Поэтому для периодики, где время ценится прежде всего, факт выхода тиража из типографии в четко обозначенный срок, становится все более важным.

Интерес к комбинату – как образцовому полиграфическому производству европейского уровня  стал, пожалуй, одним из факторов, послужившим присутствию на брифинге большого числа журналистов, а также представителей компаний-поставщиков комбината и его заказчиков. Как известно, комбинат  был построен для выпуска периодических изданий тиражом свыше 10.000 экземпляров, поэтому начало его работы на полную мощность - это внесение существенных изменений в распределение рыночных долей компаний, работающих в сегменте высокотиражного рулонного офсета. На данный момент невозможно точно сказать, как типографии делят этот рынок – у каждого своя терминология и инструментарий и, следовательно, различные результаты. К сожалению, до недавнего времени, не было проведено ни одного независимого рыночного исследования, но в будущем, все-таки, можно прогнозировать заинтересованность крупных игроков в получении объективной информации и инициирование такого исследования.

Мерой успеха типографий на рынке сегодня служит количество крупных периодических заказов и авторитетность клиентов. Партнерами комбината уже стали 65 крупных заказчиков, среди которых 7 ДНЕЙ, Деловой мир, За рулем, М-видео, Castorama, METRO, и многие другие. Сентябрь – это начало высокого сезона для типографий и издателей. Именно в этот месяц начинается процесс пролонгации и перезаключения годовых контрактов на печать. До конца декабря крупнейшие типографии России и Европы будут бороться за право печатать самые успешные издания. Насколько результативной станет эта борьба для  Первого полиграфического – покажет время, но по мнению и экспертов, и издателей, сейчас у комбината имеется абсолютно все, что необходимо наиболее требовательному заказчику.  

На вопросы журналистов 15 сентября ответили: со стороны Первого полиграфического комбината: генеральный директор Фокин А.Н., исполнительный директор – Дементьев Д.Ф.; со стороны manroland: вице-президент по продажам рулонных машин – Ф. Титше и директор российского представительства manroland М.Байер. Слова благодарности и поддержки прозвучали также от российских партнеров manroland – компании «Центр ХГС», которая производит техническое и сервисное обслуживание печатных машин manroland в России в лице г-на В. Ассума и В.Сидорова.

Все сказанное на пресс-конференции в очередной раз подтвердило то, что проект был создан и находится под руководством очень профессиональной команды. Глубокие экспертные знания руководителей и желание рассказать об опыте создания ППК послужили тому, что пресс-конференцию продлили еще на полчаса: практика проектирования и строительства, выбор оборудования и организация процессов журнального производства вызвали большой интерес собравшихся гостей: не каждый день можно получить информацию из первых рук.

Генеральный подрядчик проекта – компания manroland, на пресс-конференции продемонстрировала свою заинтересованность в дальнейшем укреплении рыночных позиций комбината – от этого зависит, в том числе, скорость окупаемости проекта, а значит и возможность закупать новое оборудование и производить модернизацию ранее установленного. Для немецкого производителя – это самый масштабный российский проект, в котором он выступил в роли генерального подрядчика и разработчика системных решений. Г-н Титше выразил благодарность всей команде Первого полиграфического комбината и в своем кратком выступлении рассказал о результатах встречи участников проекта ППК-manroland в Аугсбурге, в июле 2008 года, посвященной завершению строительства типографии и началу нового этапа совместной работы. Ф.Титше: «До сих пор мы анализируем этот драгоценный опыт, который хотим взять с собой в будущее. Как за такой короткий период можно было реализовать этот масштабный проект? Факторы успеха многочисленны: положительный оптимизм, с которым мы все вошли в работу, совместная разработка общего видения концепции типографии, высокий уровень компетенций всех участников проекта, мы работали в одном векторе мысли, гибкость в подходе к решению проблем, проект под ключ, правильный выбор специалистов, которые стали первопроходцами, вложившими душу в проект». Фокин А.Н. рассказывает о команде специалистов со стороны комбината: «Мы знали деловые качества друг друга, и уже не нужно было притираться – было легко, хотя приходилось, и спорить, и доказывать – но не без этого, но это все рабочие моменты». Ф. Титше продолжил: «Помогала также система коммуникаций, выстроенная с самого начала работы, которая впоследствии доказала свою эффективность. В компании manroland накоплен огромный опыт работы с российскими компаниями, наши специалисты общаются на нескольких языках, в том числе на русском. В итоге – возникли отношения, которые вышли за рамки стандартных, которые обычно появляются между заказчиком и поставщиком. Это прочный фундамент на будущее».

В. Ассум: «Первый полиграфический комбинат стал проектом мирового масштаба, уникальность - не только в оборудовании, а в комплексном подходе. Я очень благодарен руководителям комбината, которые ставили корректные, грамотные и четкие задачи – прежде всего, себе, а также всем остальным участникам проекта. Благодаря этому результат стал прогнозируемым, а работа приятной и согласованной на всех этапах. Участие в строительстве этой типографии – был и есть, своего рода, вызовом для всех его участников. ППК - очень сложный и интересный проект. Справиться с ним можно было только сообща. Грамотный и системный подход, применяемый руководством типографии, позволяет уже сегодня проводить дальнейшие технические и технологические совершенствования оборудования и строить планы на будущие проекты».

Г-н Фокин в своем кратком выступлении и ответах на вопросы рассказал о практике создания типографии в России: «Главной проблемой, с которой мы столкнулись – не 2 суровые зимы подряд, а немыслимая бюрократия при получении всех необходимых разрешений. Так, 240 различных согласований с государственными инстанциями необходимо было совершить, чтобы начать воплощать идеи в жизнь». А.Н. Фокин отметил: «Если бы мы получали все бумажки в строго установленном законом порядке, нам бы не хватило и 20 лет, поэтому мы были вынуждены проводить все работы параллельно. Такой подход позволил значительно сократить срок строительства и ввода объекта и первой очереди оборудования в эксплуатацию. Только на втором этапе удалось сэкономить 6 месяцев за счет синхронизации графиков строительства и пуско-наладки инженерного оборудования, предусмотренных на 1 и 2 этапах. Первый контракт на поставку был заключен 22 декабря 2003 года, а уже к началу 2005 года мы начали печатать свои первые тиражи. Вторым важным моментом стал правильный выбор партнеров-поставщиков оборудования. В тендере на выбор оборудования участвовали очень авторитетные производители – Goss, Heidelberg, KBA, Mitsubishi, manroland. А.Н. Фокин: «Уже на этом этапе мы четко определили стратегию выбора – и для печатного, и поселепечатного, и допечатного оборудования. Мы выбирали только одного поставщика для каждого участка, причем производитель печатного оборудования должен был взять на себя роль генподрядчика, сдав проект типографии под ключ. Не хотелось делать сборную солянку. Венец всему - эксплуатация, а значит надежность и взаимозаменяемость. Одна идеология построения механизмов, системы электроники, обслуживания и т.д. Все это помогает эффективно эксплуатировать оборудование и достигать качественного уровня. Нам было сделано очень много предложений, но также было и много критики в адрес проектной команды ППК – некоторые считали, что мы хотим невозможного – но, как оказалось, все возможно. Оценивалось огромное количество параметров – стен не хватит, чтобы вывести все таблицы и плакаты по оценке конкурентоспособности сделанных нам предложений: 6 производителей и 20 различных комбинаций расстановки оборудования в цехах – работы проделано очень много: спорили, доказывали, переживали. Все эти расчеты и оценки были предоставлены инвестору для дальнейшего выбора. В результате, мanroland был выбран генподрядчиком и поставщиком печатных машин, а Muller Martini включен в проект как наиболее авторитетный производитель, выпускающий одновременно КБС, ВШРА, транспортеры, опрессовочное, упаковочное и прочее оборудование. Для допечатного цеха – был сделан выбор в пользу термальной технологии CtP производства Creo. Сегодня, когда мы видим результат реализации, казавшихся тогда многим нестандартных идей, остается улыбнуться прошлому и смело смотреть в будущее. И компания manroland, и другие поставщики по проекту, сделали большой вклад в создание ППК, и полностью оправдали наши ожидания. Третьим фактором успеха стало правильно спланированное производство и инфраструктура: никаких встречных потоков - сквозная логистика по прямой линии. Выбор одноэтажной концепции размещения и построение всех участков типографии согласно логике производства печатной продукции, исключение встречных материальных потоков – все это послужило тому, что сегодня время на выпуск самого крупного заказа занимает на комбинате не более 3 суток. Учитывая круглосуточный график работы типографии и 24 часовой отгрузки – тираж точно в срок – это уже прогнозируемая реальность».  

На сегодняшний день все оборудование смонтировано и находится в коммерческой эксплуатации: это 6 рулонных печатных машин (578 и 620 мм рубки) и 2 листовые, 5 брошюровочных линий и другое отделочное оборудование. На 29500 кв.м площадей находится производство, включая инфраструктуру - склады бумаги и расходных материалов (4200 кв.м), на которых хранится 2-х недельный запас рулонной бумаги – газетной, суперкаландрированной, мелованной и 3-х недельный – для листовой. Расход бумаги при полной загрузке производства - 150-200 тонн в сутки. 80% бумаги поступает сегодня железнодорожным сообщением, специально для этого на комбинат проведена собственная ж/д ветка, куда, на рампу поступают вагоны для разгрузки.

Исполнительный директор Дементьев Д.Ф. рассказал об организации поставок бумаги по прямым контрактам от ведущих европейских производителей, а также о системах автоматизации Hiflex и Pecom, установленных на комбинате. Большой интерес вызвала технология Hiflex, которая на данный момент находится на стадии тестирования участка производства (80% процент завершения). Реализация проекта внедрения Hiflex на ППК длится уже 2 года и затрагивает полный комплекс полиграфического производства – от логистики материалов, калькуляции заказа и производства готового тиража до его отгрузки. Правда, более подробно рассказать о системе и механизме ее работы руководители комбината обещали на специально организованной для этого пресс-конференции, когда тестирование можно будет объявить завершенным и успешным.   

На вопрос о том, как видит Фокин А.Н. будущее журнальной печати, он ответил с оптимизмом: «Каждый работает в своем секторе, работы хватит всем и надолго. Полиграфия не стоит на месте – выставка Drupa тому подтверждение, рекламный рынок также развивается и подталкивает полиграфистов к новым предложениям. Как бизнес издательское дело будет существовать до тех пор, пока будет существовать бизнес, реклама и рекламные деньги. Полиграфия подстроится под новые потребности издателей – поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Как Вы знаете, пока еще более 50% журналов печатается за рубежом: причины разные. Несмотря на увеличение конкуренции со стороны цифровых носителей, по оценкам экспертов, таких типографий как Первый полиграфический еще можно построить две, а то и три. Но для этого необходимо убрать пресловутый налоговый дисбаланс, мешающий нам нормально конкурировать с зарубежными типографиями.  И все-таки, издания начинают постепенно возвращаться в Россию на наше современное производство. Пример – «7 ДНЕЙ», они осторожно, но уверено ступают на российскую землю, к Новому году мы доведем их тираж на ППК до 400 тыс. экземпляров, качество мы выдаем достойное, сроки соблюдаем». О работе с ТВ-гидом «7 ДНЕЙ», Д.Дементьев сказал: «7 ДНЕЙ – это очень профессиональная команда, мы уже очень многому научились от них и еще много предстоит сделать. Качество каждого отпечатанного тиража внимательно анализируется и выдается подробное резюме с предложениями со стороны заказчика. Мы внимательно изучаем и делаем выводы. Это очень важный для нас клиент и мы, конечно же, стремимся к полному удовлетворению всех его потребностей и взаимному доверию. Вообще, все наши клиенты – это большие профессионалы своего дела, поэтому работать с ними не всегда легко, но приятно».

Итог пресс-конференции подвел Карл Малик, издатель журнала Pre-Media Newsletter и консультант проекта ППК,  уже несколько лет он осуществляет информационную поддержку «Первого полиграфического комбината». К.Малик: «Проект ППК-manroland имеет международный резонанс и обсуждается полиграфическим сообществом разных стран. Зарубежные издательские дома проявляют большой интерес к изучению возможностей российских типографий, поэтому можно смело надеяться на то, что Первый полиграфический комбинат очень быстро сможет загрузить новое оборудование и начать новый, 2009 год, с загрузкой всех мощностей на 80-85%, это оптимальный процент для крупного журнального производства». 

 

По окончанию пресс-конференции состоялась торжественная презентация и запуск печатных машин Lithoman IV и Rotoman 65. Памятным подарком от manroland, который вручил  Франк Титше Александру Фокину, стал традиционный рождественский символ – деревянный Шелкунчик, изготовленный по старинной технологии в городе Зайфен и подаренный Первому полиграфическому комбинату в знак благодарности за сотрудничество и пожелания успехов. Грецкий орех, в дополнение, – как символ того, что заказы на комбинате всегда будут «щелкаться как орешки».

 

Презентация завершилась Бирфестом, который открыл М.Байер, директор российского представительства manroland. Баварская музыка и живое нефильтрованное пиво Андекс дополнили атмосферу традиционного немецкого фестиваля. На память от Первого полиграфического комбината все гости увезли с собой литровую пивную кружку с символикой праздника.

 

Во время проведения всех мероприятий 15 сентября работа на типографии не останавливалась ни на минуту.

 

Благодарим всех Вас за поддержку и приглашаем к дальнейшему общению и сотрудничеству.

 

PR-служба ООО «Первый полиграфический комбинат»

Татьяна Абрамкина

+7 926 550 78 52

+7 495 510 27 80, д.160