Вместо того чтобы ходить по ресторанам, американцы читают рецепты. Их примеру последуют и россияне

 

В условиях финансового кризиса одной из немногочисленных отдушин для потребителей становятся журналы о еде. Вместо того, чтобы ходить по ресторанам, люди начинают читать рецепты. Эта тенденция в полную силу уже проявилась в США. Теперь же - после того, как проблемы американской ипотеки перекинулись и на Россию, заменить рестораны журналами, возможно, придется и нашим соотечественникам.

 

Есть дома стало входить в моду в США еще до кризиса. Новая поросль домашних шеф-поваров породила целую галерею новых журналов и веб-сайтов, посвященных еде, кулинарии и эпикурейскому образу жизни. По данным организации National Directory of Magazines, в этом году число таких журналов достигнет 336, это почти на треть больше, чем в 2003.

 

Неприятности с ипотечными кредитами отбили у многих желание запускать новые проекты, но только не на кулинарном рынке - на этом поле становится все более многолюдно. Например, издательский дом Hearst Corp. недавно запустил интернет-проект Delish в партнерстве с Microsoft Corp., а в следующем месяце Hearst запускает тестовую версию журнала Food Network.

 

Кризису вопреки

 

Медиакомпании не пугает даже спад на рекламном рынке. В первом полугодии, по данным Информационного бюро, объем рекламы в журналах упал в США на 7,4%, причем кулинарные издания не стали исключениями - реклама в журнале "Гурман" Cond? Nast упала на 18,5%.

 

И дальше будет только хуже. Прогнозы по рекламному рынку в американских СМИ на этот год несколько раз снижались. Причем это происходило еще до нынешнего кризиса на Уолл-стрит.

 

Многие издатели, разумеется, уверяют, что если у нового проекта достаточно четкое позиционирование, то он привлечет достаточно внимания аудитории и рекламных денег. Однако статистика по рекламным сборам свидетельствует, скорей, об обратном. "На рынке сейчас много кулинарного контента, а журнальной рекламы для его поддержки может оказаться недостаточно", - говорит директор отдела инвестиций MediaVest, входящей в Publicis Groupe, Робин Стайнберг.

 

И хотя количество рекламных материалов от различных компаний, связанных с продовольствием, достаточно стабильно, кулинарные журналы не обязательно от этого выигрывают. К примеру, в журнале "Гурман" одним из основных рекламодателей была туристическая индустрия, сильно пострадавшая от кризиса, а журнал Cooking Light был сильно привязан к рекламодателям из сферы недвижимости.

 

Закономерный вопрос: если все так зыбко, так отчего кулинарные проекты запускаются один за другим?

 

Издания для домашних развлечений

 

Интерес медиакомпаний к сегменту не случаен. Из-за сократившихся под влиянием кризиса доходов люди предпочитают развлекаться и питаться дома, что повышает спрос на рецепты и кулинарные советы.

 

Это, разумеется, сказывается на тиражах. Розничные продажи издания Everyday Food выросли за первое полугодие на 8,9%, а продажи журнала "Гурман" (Gourmet) - на 3,5%, и это на фоне общего спада продаж журналов потребительского направления на 6,3%.

 

Растет интерес потребителей и к кулинарным сайтам. В США число уникальных посетителей кулинарных сайтов, по данным comScore, в целом выросло за год на 6%.

 

Как пишет Wall Street Journal, наиболее успешно развиваются сайты с интерактивными функциями - например, позволяющие пользователям публиковать собственные рецепты в цифровом формате или находить рецепты по набору имеющихся у них ингредиентов.

 

Россияне тоже откажутся от ресторанов

 

Пока финансовый кризис еще не сказался на потреблении россиян, но обязательно скажется. Иван Калинин, руководитель отдела развития консалтинговой компании MOST Marketing, уверен, что уже в ближайшие месяцы работы могут лишиться порядка 20% москвичей, занимающихся сейчас консалтингом, финансами и обслуживанием финансовых операций. И это станет серьезным ударом для компаний потребительского сектора, в том числе магазинов, кафе, ресторанов. По подсчетам Калинина, сейчас в столице в финансово-инвестиционном и консалтинговом бизнесе трудится каждый пятый постоянный работник. В течение 2-6 месяцев эти люди все еще будут жить по старинке. Но потом им все-таки придется пересмотреть свое потребительское поведение, то есть они станут меньше покупать в магазинах и реже бывать в ресторанах, объясняет RB.ru эксперт.

 

Но будут ли из-за этого россияне чаще читать о еде? Издатель журнала "Афиша-Еда" Елена Вольцингер считает, что всплеск интереса к изданиям о еде вполне возможен. "Но скорей всего это произойдет не потому, что кризис отразится на жизненных паттернах, а в связи с тем, что людям интересно, что они едят. Есть ли деньги, нет ли, люди все равно будут читать о том, куда ходить в рестораны или что им приготовить дома", - объясняет Вольцингер.

 

Есть место под солнцем и для интернет-проектов. Игорь Громов, экс-директор по развитию компании "Энтертайм" (сайт "Гурман.Ru"), говорит RB.ru, что российскому потребителю качественный кулинарный сайт (аналог rouxbe.com) не помешает. "Ведь в ТВ таких программ на каждом канале - стало быть смотрят. И если найдётся тот, кто создаст этот русский rouxbe.com - будет здорово", - говорит Громов и тут же предостерегает тех, кто намерен заняться кулинарной журналистикой: "А вот рекламодатели пока, мне кажется, не готовы. К тому же даже rouxbe зарабатывает не рекламой, а продаже доступа к своему реально очень качественному контенту".

 

Издаваемый Вольцингер журнал появился в продаже в сентябре этого года. Однако как говорит Ольга Яковлева, менеджер по маркетингу "Афиши-Еды", связи между финансовым кризисом и появлением издания искать не стоит. Решение о запуске проекта было принято еще осенью 2007 г., то есть задолго до того, как американская ипотека стала портить жизнь и россиянам.

Источник: RB.ru

01.10.08