В результате под угрозой закрытия I января 2009 года
оказались все предприятия средних и крупных городов России, распространяющие
периодическую печатную продукцию через киосковые сети, т.к. они используют
именно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
(количество газетно-журнальных киосков одного предприятия даже в среднем
российском городе обычно не менее 70-90 единиц, а численность работников -
значительно больше 100 человек). Такой однозначный вывод следует из знания
рентабельности распространительского бизнеса 3-5 %, что существенно ниже
необходимых для развития предприятий 8-10 %.
Казалось бы, выходом из ситуации может стать повышение цен
на печатные СМИ (процентов на 30-35). Однако это решение будет иметь
отрицательные последствия. Во-первых, существенно уменьшатся тиражи (особенно
региональных и районных изданий), Во-вторых, снизится количество киосков, при
том, что по насыщенности газетными киосками РФ отстает от европейских стран: в
России на один киоск приходится 3-5 тысяч жителей, в европейских странах - 1 тысяча. В-третьих, уменьшение числа киосков приведет к уменьшению числа рабочих
мест.
Специфика рынка распространения печатных СМИ состоит в том,
что для него необходимо значительное количество торговых точек (киосков,
павильонов), а, следовательно, и числа работающих, и при этом предприятия,
имеющие большое количество торговых точек, не имеют преимущества в сравнении с
предприятиями, имеющими их малое число. Поэтому перевод первых на общую систему
налогообложения при льготном режиме вторых крайне негативно скажется на
развитии самой системы распространения периодической печатной продукции,
начавшей приобретать цивилизованный характер, и одновременно нарушит принципы
налогового законодательства РФ, предполагающего установление равных условий для
операторов одного сегмента рынка.
Следует также иметь в виду, что низкая рентабельность,
несмотря на наличие в газетно-журнальных киосках большого количества
сопутствующего товара, объясняется искусственным занижением стоимости газет в
целях обеспечения конституционного права всех граждан страны на получение
полной и достоверной информации. При этом система распространения печатных СМИ
является социально значимой.
Выходом из создавшейся ситуации представляется внесение в статью 346.26 Налогового кодекса РФ еще одного подпункта, определяющего, что ограничение среднесписочной численности работников - 100 человек - не распространяется на организации, реализующие периодическую печатную продукцию.
02.10.08 г.