Оператор розничных сетей X5 Retail Group замораживает
дорогие долгосрочные проекты, чтобы инвестировать освободившиеся деньги в
покупку дешевеющей недвижимости и ритейлеров, которые сейчас испытывают
финансовые трудности. Далеко не все ритейлеры, однако, могут похвастаться
такими "позитивными последствиями кризиса": им приходится отказываться
от строительства магазинов и искать новые источники финансирования. На то, что
розничные торговцы уже столкнулись с кризисом, указывают и эксперты.
Главный финансовый директор X5 Retail Group
Евгений Корнилов, комментируя сегодня финансовую отчетность компании, заявил,
что сильные финансовые результаты первого полугодия
Корнилов заявил, что компания отслеживает финансовые потоки, чтобы гарантировать
выполнение программы открытий на этот год и реализацию других проектов,
находящихся в стадии активного строительства. При этом он отметил, что
долгосрочные проекты будут заморожены, а деньги планируется использовать более
выгодно: пока коммерческая недвижимость дешевеет и ритейлеры испытывают
финансовые трудности, их надо покупать.
К тому же группа намерена ограничить число своих контрагентов - поставщиков и
девелоперов - высоконадежными компаниями, имеющими стабильное финансовое
положение. Это позволит минимизировать риски X5, говорится в сообщении
компании.
Хорошие планы
Аналитик ИГ "КапиталЪ" Сергей Карыхалин называет планы Х5 Retail
правильными и своевременными. "Х5 - крупный игрок на рынке и вряд ли
испытывает трудности в связи с кризисом. Поэтому его стратегия - хорошая",
- говорит эксперт, отмечая, что кризисной ситуацией может воспользоваться и "Седьмой континент",
а также крупные западные компании.
Такого же мнения придерживается и аналитик "Финама" Максим Клягин,
отмечая, что для X5 Retail период кризиса может пройти относительно
безболезненно, в том числе и потому, что компания имеет доступ к крупным
международным капиталам.
"Таким же путем могут пойти и ряд других ритейлеров. Позволить себе
покупать в условиях кризиса компании и недвижимость с дисконтом могут, пожалуй,
"Магнит", "Седьмой континент", "Дикси" и еще 3-4
игрока на рынке", - говорит Максим Клягин.
Согласно отчету X5, компания увеличила полугодовую прибыль почти в четыре
раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до $160,7 млн (+291%).
Такие результаты аналитиками оцениваются как позитивные.
Ритейлеры под ударом
Те тенденции, которые наблюдаются в последнее время в области ритейла, так или
иначе указывают на то, что кризис добрался и до продавцов. "Основная масса
ритейлеров живут на займы, как правило, краткосрочные, - отмечает Сергей
Карыхалин. - В нынешних условиях привлекать кредиты становится все труднее и
дороже, что ставит розничных продавцов под удар".
Эксперт отмечает, что, помимо ограничения доступа к кредитам, ритейлеры могут
столкнуться и с другой проблемой в условиях кризиса: если темпы роста
потребления начнут сокращаться, выручка компаний будет расти медленнее.
Между тем Максим Клягин в комментарии RB.ru
отмечает, что несмотря на текущую весьма нестабильную ситуацию на финансовом
рынке российский розничный сектор с фундаментальной точки зрения остается
привлекательным для инвестиций.
"Действительно, целый ряд игроков этого сектора, как показывает практика,
уже столкнулся с проблемой дефицита как собственных, так и заемных средств, а
также с резким ростом стоимости обслуживания своих существующих долговых
обязательств. В итоге некоторые даже оказались не в состоянии, грубо говоря,
расплатиться по долгам, в первую очередь публичным. Пока, за некоторыми
исключениями, дело ограничивается техдефолтами. Но вполне вероятно, что для
многих из них это закончится продажей бизнеса", - констатирует эксперт.
Весьма некомфортно, по мнению Клягина, в ближайшем будущем будут чувствовать
себя небольшие компании второго-третьего эшелона российского ритейла. В то
время как лидеры отрасли без критических потерь для бизнеса переживут трудные
времена, благодаря доступу к международным рынкам капитала, позитивному имиджу
и довольно высокому уровню доверия со стороны инвесторов.
С поправкой на кризис
Сейчас девелоперы, лишившись доступного финансирования, откладывают
строительство новых торговых центров, замораживают проекты, что заставит
ритейлеров пересмотреть программы открытия новых магазинов. Некоторые торговые
сети уже скорректировали свои планы, но официально признаваться в этом решаются
далеко не все.
По данным "Коммерсанта",
сеть "Самохвал" решила открывать магазины только в Москве и
Московской области, хотя ранее планировала выход в регионы. А калининградский
ритейлер "Вестер" (около 200 магазинов в 15 российских регионах, а
также в Белоруссии и Казахстане) решил вообще заморозить новые проекты.
"Отдел развития на две недели отправил в отпуск. Принимать какие-либо решения
сейчас бессмысленно: будут ли деньги в виде кредитов, банки нам обещали сказать
не раньше 1 октября. Ждем",- говорит совладелец "Вестера"
Олег Болычев, которого цитирует "Коммерсант".
Недавно сообщалось, что президент "Дикой орхидеи" Александр Федоров
заявил, что компания не будет так активно развивать розничные проекты. В
частности, он имел в виду новый проект - сеть демократичных магазинов
"Дефиле".