Для ритейла наступили трудные времена. Кто станет первой жертвой начинающегося кризиса?
Что-то случилось с российскими розничными сетями. Игроки,
еще недавно думавшие лишь об экспансии и не считавшиеся с издержками, отменяют
амбициозные планы. Привычные способы заимствования перестают работать.
Инвесторы, готовые вкладывать чуть не в любой розничный проект, вдруг стали
необычайно осмотрительны. Некоторым сетям уже приходится думать о сокращениях:
до 90 нерентабельных аптек «Ригла» собирается ликвидировать один из
крупнейших фармдистрибуторов «Протек». Закрываются магазины «Патэрсон» и
«Техносила». Сражающийся за свою жизнь «АрбатПрестиж» хочет избавиться от всех
магазинов в регионах. АЛПИ, одна из самых агрессивных сибирских розничных
сетей, по слухам, готовится продать часть своих гипермаркетов, чтобы расплатиться
с долгами, уже превышающими ее выручку. Бум российской розницы, о котором пять
лет подряд твердили все кому не лень, как-то вдруг сошел на нет. Что дальше? В
США коллеги наших сетевых торговцев один за другим становятся банкротами.
Выживают те, кто торгует самым необходимым.
ОСАДОЧЕК ОСТАЛСЯ
Ни для кого не секрет, что розница работает на заемные средства. Это самая кредитоемкая отрасль: на сектор оптовой и розничной торговли, по данным ЦБ, приходится более четверти всех кредитов коммерческих организаций. До недавнего времени ритейлеры активно прибегали к публичным займам, размещая облигации и векселя. Инвесторы были настроены настолько либерально, что на удачное размещение займов на 1 млрд руб. и больше под ставку 11-12% могли рассчитывать не только гранды ритейла, но и малоизвестные компании из регионов с невразумительной отчетностью и планами развития, имеющими немного общего с реальностью. К примеру, такие небольшие компании, как пермская сеть «Виват», кемеровская «Кора», башкирская «Матрица» или печально известная своим банкротством челябинская «Незабудка». «Еще год назад, пока денег было много и не забрезжил финансовый кризис, в инвестсообществе все оправдывали высокую долговую нагрузку ритейлеров тем, что компании быстро развиваются и им нужны средства для обеспечения этой самой скорости, — вспоминает начальник отдела анализа рынка облигаций Банка Москвы Егор Федоров. — Сейчас ситуация кардинально изменилась, приостановились планы быстрого роста, компании столкнулись с проблемами рефинансирования долга, а его высокий уровень стал оказывать на них негативное влияние».
На рынке публичных займов сейчас торгуются облигации и
векселя трех десятков ритейлеров. У десяти из них доходность по облигациям выше
допустимой (а сами бумаги, соответственно, слишком дешевы). Ситуация заметно
ухудшилась за последний год. По данным Банка Москвы на 30 июня
«На позапрошлой неделе было несколько технических дефолтов,
и остался осадок. Первым делом испортится отношение к бумагам третьего эшелона.
Понятно, что хуже всего будет эмитентам, о которых ничего не известно», —
делится аналитик инвестиционного департамента банка «Зенит» Яков Яковлев. Об
общей нервозности инвесторов можно судить, например, по облигациям сети
магазинов женского белья «Дикая орхидея», которая относится как раз к третьему
эшелону. В апреле
СНЕЖНЫЙ КОМ
Другие источники финансирования к тому же дорожают. По
оценкам начальника отдела макроанализа и стратегического планирования Бинбанка
Алексея Белашова, кризис ликвидности на внешних рынках и нехватка денег
заставили банки в течение года увеличить ставки на 3-4 п. п. «В секторе
розничной торговли разброс по ставкам большой, все зависит от кредитного
качества, но в целом они в пределах 14-22%, хотя порой доходят и до
25%», — говорит Белашов. Возникает эффект снежного кома: с одной стороны,
обслуживание дорожающих кредитов приводит к снижению рентабельности, с
другой — банки, оценивающие заемщика по все ухудшающимся финансовым
показателям, легко могут снизить уровень кредитного качества и еще больше
задрать ставки, объясняет вице-президент «Техносилы» Леонид Тюкавкин. Между тем
даже небольшое повышение ставок критично для ритейла, и так работающего с
минимальной прибыльностью: у «Дикси», например, рентабельность по чистой
прибыли в прошлом году составила 1,5%, у Х5 — 2,7%, у «Магнита» —
2,65%. «М.видео» до сих пор не опубликовала итогов
Растут и другие траты. «Никаких объективных причин для высокого роста зарплат нет, есть только высокие ожидания, — жалуется Александр Федоров из “Дикой орхидеи”. — Инфляция у нас — 12%, а зарплаты по сети выросли за год примерно на 25%». Очень чувствительны магазины формата «Дикой орхидеи» и к росту арендных ставок. По данным Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko (CWSR), годовая стоимость аренды помещений до 300 м2 в торговых центрах сейчас составляет $500-3500 за 1 м2 и за последний год увеличилась на 15%. Еще быстрее растут арендные ставки магазинов вне торговых центров. Например, на Тверской аренда подорожала за год на 40%, говорит аналитик отдела исследований торговой недвижимости CWSR Александра Крыжановская. И это не предел. Гендиректор сети дрогери «Подружка» Дмитрий Тамурка утверждает, что аренда его московских магазинов площадью 100-150 м2 подорожала на 30% только за последние полгода и на 70% — за год. Ростом среднего чека это не компенсировать: в «Подружке» он подорожал за полгода на 15%, в «Дикси» — на 16,2% за год.
Темпы роста выручки вообще замедляются. Николай Габышев из Pollyanna Capital Partners предполагает, что по итогам этого года для многих ритейлеров рост выручки будет гораздо ниже прошлогодних 35-50%, «а для некоторых окажется даже отрицательным». Габышев предлагает не обольщаться яркими показателями прироста годовых продаж ритейлеров: «Надо убрать продуктовую инфляцию и эффект мультипликации [рост за счет открытия новых точек. — ], оставив наиболее верно отражающий способности компании к росту показатель like-for-like [рост среднего чека и посещаемости для магазинов, существующих более года. — ]». Косвенно его прогноз может подтвердить необычное затишье на рынке: за последние полгода не было ни одной сделки M&A (за исключением выполнения опциона на приобретение «Карусели» компанией Х5), ни одного размещения или займа, ни одного привлечения инвестиционного фонда в ритейл.
Есть, конечно, и более мягкие прогнозы. По мнению аналитика
БД «Открытие» Ирины Яроцкой, рынок вырастет в этом году на 15-20% (до этого он
рос на 35-40% в год и в прошлом году, по данным Росстата, достиг
$451 млрд). По ее мнению, у крупных сетей в любом случае серьезных
трудностей не будет. Директор департамента казначейства и управления рисками
Х5 Дмитрий Мильштейн также считает, что удорожание кредитов на темпах
открытия новых площадок особо не сказывается, учитывая объемы развития компании
и отдачу на вложенные инвестиции. «Наш инвестиционный план на
Проблемы, однако, не только в деньгах. «Не секрет, что этот год у налоговиков объявлен годом ритейлера. Особенно в секторе бытовой техники и электроники», — напоминает Егор Федоров из Банка Москвы. По его словам, настороженное отношение инвесторов к «Банана-Мама», принадлежащей братьям Олегу и Игорю Яковлевым, второй из которых является основным владельцем сети «Эльдорадо», напрямую связано с налоговыми претензиями к «Эльдорадо» на 8 млрд руб. Не ясна и дальнейшая судьба президента и владельца «АрбатПрестижа» Владимира Некрасова, задержанного по обвинению в неуплате налогов на 50 млн руб.
ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ
К чему приведет это сочетание неблагоприятных обстоятельств? Андрей Рогачев, основатель «Пятерочки» и «Карусели», совладелец Х5, владелец девелоперской инвестиционно-банковской группы Terra On и один из пионеров российского ритейла, розницей больше не занимается. О перспективах отрасли, в которой он проработал почти 10 лет, Рогачев отзывается так: «Наступают самые счастливые времена для профессиональных игроков и для поглощений, и плохо будет тем, кто до сих пор не научился грамотно работать».
Конечно, большинству ритейлеров можно забыть о радужных
планах проведения IPO. Другой вопрос, как далеко зайдет кризис розницы. Рост
расходов на еду и бензин заставляет и американцев, и россиян сокращать прочие
траты — на мебель, одежду, электронику. Эти-то сети и подвергаются
наибольшему риску. На крупных продуктовых ритейлерах вроде Wal-Mart или Target
кризис мало сказывается: их продажи в первой половине
Источник: Start Money
03.10.08