Юрий Ровенский, Генеральный директор РосБизнесКонсалтинг
- Кризис так или иначе коснулся всех отраслей экономики, в том числе вероятно и СМИ, так ли это?
- Действительно, это так. В первую очередь финансовый кризис на себе почувствуют те СМИ, которые смогли выстроить эффективный бизнес, основанный на доходах от рекламы. Рекламный рынок - это производное от общего состояния экономики. Он растет при потребительском буме и наличии в экономике свободных средств для инвестиционных проектов, которые нуждаются в имиджевом продвижении. Если на рынке кризис ликвидности - инвестиционные проекты замораживаются, рекламные бюджеты сокращаются. Однако никаких причин для паники нет. Финансовый кризис для российских СМИ не проявится неожиданно, в один день, ведь рекламные кампании планируются заранее. Так что у нас всех есть время подготовиться. Сейчас планируются бюджеты на следующий год - и, соответственно, уже нужно вносить коррективы в свои планы на 2008г. Бюджеты рекламодателей будут более консервативными - это связано с тем, что бизнес сейчас очень осторожно прогнозирует и свое будущее, и будущие объемы продаж. Скорее всего, наиболее масштабных сокращений рекламных бюджетов следует ожидать от финансового сектора, ритейлеров и девелоперов.
Думаю, что по итогам этого и следующего года мы получим замедление темпов роста рекламного рынка - гораздо ниже прогнозов, однако, в любом случае, отрасль будет расти значительно быстрее, чем вся экономика в целом, и показатель роста будет двузначным.
По опыту прошлых кризисов, после достижения пика, рынок в течении двух месяцев 'отстаивается' и первой начинает расти именно реклама. Поэтому когда кризис еще только начинается, реклама все еще идет, и даже когда еще рынок только начинает оправляться от него, реклама уже начинает идти снова, что показывает минимальную паузу в развитии среди всех отраслей.
- В СМИ появляется информация о том, что начались сокращения в СМИ, связанные с экономическим кризисом.
- В этом нет ничего удивительного. Эксперты единогласно говорят о том, что кризис затягивается. Проблемы мировой экономики будут решаться не в один день. И чем быстрее компании начнут принимать превентивные меры, чтобы снизить риски, тем лучше будет для их бизнеса. Тем более, что подобные сокращения правильно проводить раз в три года.
- Вашу компанию называют среди других. Насколько серьезно коснулся кризис Вашей компании? Будут ли или уже есть в Вашей компании сокращения?
- РБК вынужден адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию и корректировать свои приоритеты. Если раньше для нас в первую очередь были важны инвестиции в долгосрочные проекты, то сегодня компания в первую очередь занимается теми проектами, которые могут принести прибыль в самое ближайшее время. Мы урезаем расходы - в том числе и на персонал. Мы оптимизируем управление компанией. Однако сокращения расходов не коснется тех проектов , которые показывали высокую маржу. РБК стал одним из ведущих российских медиахолдингов благодаря тому, что нам удалось выстроить эффективный бизнес. И сегодня перед компанией стоит сложная задача - несмотря на финансовый кризис, оставаться высокорентабельным бизнес-проектом. Для достижения этого рассматриваются различные варианты и сценарии развития. Общее в них одно - поддержание высоких темпов роста.
- Нам бы хотелось понять - это слухи, или это действительно так. С другой стороны, это действительно - результат кризиса, или это результат каких-то изменений в стратегиях компании?
- Хотелось бы особо отметить, что мы не ограничиваемся сокращением расходов и ротацией кадров. В соответствие с представленной в 2006г. стратегией развития, мы продолжаем диверсифицировать свои источники дохода и активно осваиваем рынок электронной коммерции. Компания уже пару лет занимается развитием массовых сервисов и инвестирует в социальные сети, чтобы иметь возможность увеличить долю доходов за счет платежей от интернет-пользователей. Для проведения электронных платежей в сети мы создали на основе приобретенной платежной системы Rupay и РБК-Банка принципиально новую платежную систему RBK Money. Если в первой половине 2007 года доля доходов от платных сервисов составляла 6% (2,4 млн. долл. США), то в первой половине этого года платные сервисы обеспечили нам уже 18% в общей структуре доходов (10,8 млн. долл. США). Мы планируем, что к 2010 году электронная коммерция принесет компании 30% доходов. Наконец, мы продолжим локализацию нашего контента на волне интереса к бизнес-новостям в регионах (редакции РБК-ТВ открыты в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове, локальные выпуски газеты РБК daily выходят в Санкт-Петербурге и Ростове). Мы продолжим развивать и наши неделовые web-проекты - это связано с тем, что российская аудитория интернет-пользователей растет, сеть стала уделом не только молодежи, здесь растет доля людей с высокими доходами - в целом, это очень перспективная аудитория, и мы намерены бороться за ее внимание. Как видите, серьезных изменений в стратегии компании из-за кризиса не произошло.
Источник: Кремль.org
06.10.08