XV международный семинар АРПП – День II

 

Второй день работы XV международного семинара АРПП «Рынок печатных СМИ России 2009: тенденции, новые технологии, договорные отношения» открылся пленарным заседанием, посвящённым теме – «Полиграфия и типографии».

С докладом «Журнальное производство в России: надёжность, качество, оперативность. Факторы успеха в работе с издателями глазами партнёров Первого полиграфического комбината» выступил исполнительный директор комбината Д.Ф. Дементьев. Он дал развёрнутую характеристику своего предприятия, рассказал о принципах сотрудничества с издательскими домами. Комбинат оснащён современным печатным и послепечатным оборудованием, выпущенным в 2004-2007 годах. Все единицы техники продублированы. Имеется возможность печатать тиражи объёмом до нескольких миллионов экземпляров на газетных, мелованных и суперкаландрированных бумагах. Большой выбор дополнительных возможностей для спецпроектов заказчика – вкладки, вклейки, вложения. Организация субподряда для непрофильных заказов. Поэкземплярная упаковка и адресация газет on-line. Высокая квалификация производственного и управленческого персонала, гибкость в деловом взаимодействии. Надежная логистика поставок материалов, всегда на складе 3-х недельный запас бумаги. Отгрузка продукции 24 часа в сутки, экспедирование и распространение – комплекс услуг.  Всё это даёт возможность обеспечить надёжность, качество и оперативность, которые так необходимы потенциальным партнёрам – издателям.

О принципах, которыми руководствуются издатели при выборе типографий, рассказала генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» Т.В. Шалыгина. Печать — одна из наиболее дорогих стадий в издательском процессе, поэтому при выборе типографии всегда важна цена. Кроме того, важны сроки производства и качество продукции. Т.В. Шалыгина подробно остановилась на тех параметрах, которые должна обеспечить типография, особо подчеркнула необходимость соблюдения сроков отгрузки, пояснила, что выдача журналов распространителям расписана у издателя по часам, отгружается одновременно несколько изданий, формируется пакет заказов на складе, идет в течение очень ограниченного времени и требует большого количества складских площадей, перенос выдачи тиражей влечет за собой сокращение срока продаж, уменьшение  количества продаж, рост возвратов, возмещение простоя и пустого прогона транспорта, перегрузки складов, и т.п.

 При оценке потенциала типографии издатели, по словам Т.В. Шалыгиной, изучают:

- возможности оборудования, т.е. машинный парк (есть ли дублирование машин, поставок электроэнергии и т.п.), каково программное обеспечение;

- организацию работы, в том числе степень загруженности и план развития типографии, количество сотрудников, контракты с поставщиками и смежниками, наличие склада бумаги и готовой продукции, наличие услуг экспедирования, возможность сортировки и выдачи тиража распространителям;

- качество - опыт и технология работы с цветом, качество материалов (краски, пластины и т.п.), график и характер профилактических работ, климат в цехе и т.д.;

- длительность взаимоотношений с заказчиками;

- чёткость и оперативность документации;

- гибкость в решении вопросов, а именно - возможность работы с разными форматами,  возможность изменения тиража и объема в минимальный до начала печати срок,
возможность постпечатных работ (вложения, приклейки, нестандартные упаковки и т.п.) без изменения сроков производства.

 При выборе типографии для печати одного из своих изданий, сказала Т.В. Шалыгина, мы провели тендер, по результатам которого остановили выбор на Первом полиграфическом комбинате и не жалеем.

 С докладом «Особенности перевода изданий с зарубежной на российскую полиграфическую базу» выступил заместитель директора дирекции по развитию производства ЗАО «Издательство «Семь Дней» А.Ю. Марценкевич. Проводимые компанией «TNS Gallup Media» ежегодные опросы и фокус-группы, заметил он,  показывают высокую долю лояльных читателей, постоянно предпочитающих наши издания, а также большую значимость для потребителя высокого качества полиграфического исполнения. Поэтому, наряду с вопросами качества содержания журналов, качество полиграфии имеет для нас первостепенное значение – вопросы качества очень значимы при выборе полиграфического партнера.

 Специалисты издательства «СЕМЬ ДНЕЙ» хорошо знают финские, немецкие, польские, шведские, а также крупнейшие российские типографии, способные печатать журналы издательского дома, отметил докладчик. Каковы же наши критерии выбора полиграфических партнеров и в чем состоят особенности при переходе с зарубежной на отечественную полиграфическую базу?

При переносе производства в Россию, безусловно, важен выигрыш на доставке и упрощении получения тиража за счет исключения пограничных и таможенных процедур. Нет нужды говорить, заметил А.Ю. Марценкевич, как важно для издания с еженедельным циклом на день раньше оказаться на прилавках. Ведь это дополнительный день продаж. А в первый день продаж, согласно данным Издательства «Семь дней», реализуется 60–70% тиража еженедельников.

С точки зрения логистики, отметил докладчик, российские типографии требуют повышенного внимания к правильности упаковки, к соответствию упаковки составленным документам. На начальном этапе сотрудничества приходится тщательно следить за соблюдением сроков выдачи тиража.

А.Ю. Марценкевич выделил и другую группу критериев выбора типографии и, соответственно, особенностей при переводе в российские типографии – это технологические. Важнейшим условием размещения заказа является дублирование оборудования в типографии, в особенности это касается печатных машин. Это требование остается необходимым и для зарубежных типографий. Однако для российских типографий, где часты остановки, поломки и высока вероятность непредвиденных обстоятельств, требуется самое тщательное выяснение возможностей предприятия по подстраховке основного оборудования, по быстрой переброске заказа на другие печатные машины, пояснил он. Важны также и возможности типографии по работе на разных бумагах и разными красками.

По словам докладчика, очень важен вопрос гибкости типографии. Гибкости технологической: при выполнении сложных рекламных проектов, при использовании разных полиграфических материалов, при оптимизации и совершенствовании печатного процесса. Гибкости организационной: при изменении и уточнении графиков производства и выдачи тиража, при колебаниях объемов и тиражей наших изданий.

Отдельный важнейший критерий оценки типографии, который выделил в своем докладе А.Ю. Марценкевич, это уровень ее кадров. Вопрос кадров тесно связан с вопросом технологического уровня производства.

И последний критерий выбора типографии – цены. По словам докладчика, стоимость услуг отечественных полиграфистов, как правило, превышает стоимость аналогичных услуг за рубежом. В этом велика доля нынешнего проигрышного положения российских полиграфических предприятий перед зарубежными с точки зрения цен на бумагу, полиграфические материалы и оборудование. Издательство «Семь дней», отметил Марценкевич, как предприятие российское полностью поддерживает любые меры, направленные на усиление позиций отечественных полиграфистов.

В обобщение всего сказанного, он сделал вывод, что издательство «Семь Дней» как крупная компания, заинтересованная в долгосрочном сотрудничестве, отдает предпочтение при выборе полиграфического партнера крупным предприятиям и крупным структурам, которые инвестируют в развитие, интенсивно развиваются технологически и организационно. Этим параметрам отвечает Первый полиграфический комбинат, ставший партнёром издательского дома в 2008 году.

Продолжила тему полиграфического производства директор по продажам российского представительства германской компании «Appl» Е.А. Рясенцева, которая осветила современные тенденции западной полиграфии и ответила на вопрос – почему русские издатели печатают за границей. Она сообщила, что на мировом рынке полиграфических услуг доля российских печатников составляет всего 6,3%. Крупнейшие сегменты рынка расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай, Япония и Индия), в Европе и США.. Среди стран-производителей российских изданий на первом месте идёт Финляндия, в которой печатается 32% журналов, за ней следуют Литва – 16%, Словакия – 14%, Польша – 9,7%, Германия – 8%, Чехия и Эстония по 7,4%, Италия и Украина по 1,1%.

Одной из причин, вынуждающих российских издателей сотрудничать с зарубежными полиграфистами, по словам Е.А. Рясенцевой, является экономический фактор. Согласно ее докладу, в настоящее время ставки таможенных пошлин в России составляют:
- на бумагу  15%
- на печатные краски 5%-15%
- на готовую печатную продукцию 5%-10%
- на периодические печатные издания  0%

При пересечении границы необходимо уплатить НДС:
- на бумагу и краску  18%
- на периодические печатные издания  10%.

Зарубежные типографии гарантируют: 
- высокое качество полиграфии; 
- малые сроки изготовления;
- низкие цены; 
- возможность предоставления скидок;
- большой ассортимент полиграфических возможностей;
- собственное полиграфическое оборудование;
- оплата в кредит, рассрочка платежа 
- стабильность компании;
- опыт работы компании;
- известность компании;
- высокий уровень индивидуального сервиса.

Суммируя сказанное, Е.А. Рясенцева перечислила преимущества, которые, по её мнению, даёт печать за рубежом:

Качество:  
Наличие современного оборудования
Используются только новые машины   

Стабильность:  
Гарантия резких скачков цен
Гарантия своевременной печати
Соблюдение договорных условий 

Гибкость:  
Оперативность принятия решений
Наличие большого парка оборудования 

Профессионализм:
Высокое качество обучения персонала
Преемственность поколений

Производительность труда:
Высокий уровень автоматизации
Технологическая дисциплина

Налоговые льготы: 
Отсутствие таможенных пошлин
Льготный НДС.

Далее выступил заместитель генерального директора по дистрибуции ЗАО «Группа Эксперт» Ю.А.. Мухтаров. Он представил концепцию реформирования рынка СМИ в России и, в частности, полиграфической отрасли. Докладчик перечислил те положения в действующих законодательных и правовых актах, которые сдерживают издателя в размещении своих заказов на российских предприятиях и вынуждают работать с зарубежными полиграфическими комплексами.

Концепция реформирования этой сферы деятельности предусматривает обращение к Правительству страны с предложением об изменении политики таможенных пошлин и налогообложения полиграфической отрасли. В случае  принятия этих предложений для российских издателей станет экономически выгодно работать с отечественными полиграфистами.

На семинаре выступил генеральный директор ООО «ТОП-КНИГА» Г.А. Лямин. В своем докладе он осветил основные направления деятельности предприятия и остановился на стратегии его развития. ООО «ТОП-КНИГА», подчеркнул он, является лидером на рынке культурных продуктов (по товарообороту, по количеству магазинов, по географическому охвату). В компании работает 6500 человек.  Специализация торговой сети: торговля продуктами культурного назначения (книги, канцтовары, медиа, пресса). По состоянию на 1 октября 2008 года в предприятии насчитывалось  543 собственных магазина в 223 городах, площадью 142 000 кв. метров, которые обслуживают более 2 млн. покупателей ежемесячно. Размер партнерской сети - более 3000 торговых точек, из них около 300 в супермаркетах.  Товарооборот в 2007г. - 310, в 2008г. - 380 млн. $ (прогноз).
Внедрены ERP и SCM на базе продуктов Oracle.

Предприятие, по словам докладчика, планирует укреплять свое лидирующее положение в данном сегменте рынка, наращивать свое присутствие в области продаж периодической печати. Г.А. Лямин также остановился на принципах деятельности «ТОП-КНИГИ», рассказал о перспективах развития.

Семинар АРПП продолжает свою работу.

Пресс-служба АРПП

08.10.08