Второй день работы XV международного семинара АРПП «Рынок печатных СМИ России 2009: тенденции, новые технологии, договорные отношения» открылся пленарным заседанием, посвящённым теме – «Полиграфия и типографии».
С докладом «Журнальное производство в России: надёжность,
качество, оперативность. Факторы успеха в работе с издателями глазами партнёров
Первого полиграфического комбината» выступил исполнительный директор комбината
Д.Ф. Дементьев. Он дал развёрнутую характеристику своего предприятия, рассказал
о принципах сотрудничества с издательскими домами. Комбинат оснащён современным
печатным и послепечатным оборудованием, выпущенным в 2004-2007 годах. Все
единицы техники продублированы. Имеется возможность печатать тиражи объёмом до
нескольких миллионов экземпляров на газетных, мелованных и суперкаландрированных
бумагах. Большой выбор дополнительных возможностей для спецпроектов заказчика –
вкладки, вклейки, вложения. Организация субподряда для непрофильных заказов. Поэкземплярная
упаковка и адресация газет on-line. Высокая квалификация производственного и
управленческого персонала, гибкость в деловом взаимодействии. Надежная
логистика поставок материалов, всегда на складе 3-х недельный запас бумаги. Отгрузка
продукции 24 часа в сутки, экспедирование и распространение – комплекс услуг. Всё это даёт возможность обеспечить
надёжность, качество и оперативность, которые так необходимы потенциальным
партнёрам – издателям.
О принципах, которыми руководствуются издатели при выборе
типографий, рассказала генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» Т.В. Шалыгина. Печать
— одна из наиболее дорогих стадий в издательском процессе, поэтому при выборе
типографии всегда важна цена. Кроме того, важны сроки производства и качество
продукции. Т.В. Шалыгина подробно остановилась на тех параметрах, которые
должна обеспечить типография, особо подчеркнула необходимость соблюдения сроков
отгрузки, пояснила, что выдача журналов распространителям расписана у издателя по
часам, отгружается одновременно несколько изданий, формируется пакет заказов на
складе, идет в течение очень ограниченного времени и требует большого
количества складских площадей, перенос выдачи тиражей влечет за собой
сокращение срока продаж, уменьшение количества продаж, рост возвратов,
возмещение простоя и пустого прогона транспорта, перегрузки складов, и т.п.
При оценке потенциала
типографии издатели, по словам Т.В. Шалыгиной, изучают:
- возможности оборудования, т.е. машинный парк (есть ли
дублирование машин, поставок электроэнергии и т.п.), каково программное
обеспечение;
- организацию работы, в том числе степень загруженности и
план развития типографии, количество сотрудников, контракты с поставщиками и
смежниками, наличие склада бумаги и готовой продукции, наличие услуг экспедирования, возможность сортировки и
выдачи тиража распространителям;
- качество - опыт и технология работы с цветом, качество
материалов (краски, пластины и т.п.), график и характер профилактических работ,
климат в цехе и т.д.;
- длительность взаимоотношений с заказчиками;
- чёткость и оперативность документации;
- гибкость в решении вопросов, а именно - возможность работы
с разными форматами, возможность
изменения тиража и объема в минимальный до начала печати срок,
возможность постпечатных работ (вложения, приклейки, нестандартные упаковки и
т.п.) без изменения сроков
производства.
При выборе
типографии для печати одного из своих изданий, сказала Т.В. Шалыгина, мы
провели тендер, по результатам которого остановили выбор на Первом
полиграфическом комбинате и не жалеем.
С докладом
«Особенности перевода изданий с зарубежной на российскую полиграфическую базу»
выступил заместитель директора дирекции по развитию производства ЗАО
«Издательство «Семь Дней» А.Ю. Марценкевич. Проводимые компанией «TNS Gallup Media»
ежегодные опросы и фокус-группы, заметил он, показывают высокую долю лояльных читателей,
постоянно предпочитающих наши издания, а также большую значимость для
потребителя высокого качества полиграфического исполнения. Поэтому, наряду с
вопросами качества содержания журналов, качество полиграфии имеет для нас
первостепенное значение – вопросы качества очень значимы при выборе
полиграфического партнера.
Специалисты
издательства «СЕМЬ ДНЕЙ» хорошо знают финские, немецкие, польские, шведские, а
также крупнейшие российские типографии, способные печатать журналы
издательского дома, отметил докладчик. Каковы же наши критерии выбора
полиграфических партнеров и в чем состоят особенности при переходе с зарубежной
на отечественную полиграфическую базу?
При переносе производства в Россию, безусловно, важен
выигрыш на доставке и упрощении получения тиража за счет исключения пограничных
и таможенных процедур. Нет нужды говорить, заметил А.Ю. Марценкевич, как важно
для издания с еженедельным циклом на день раньше оказаться на прилавках. Ведь
это дополнительный день продаж. А в первый день продаж, согласно данным
Издательства «Семь дней», реализуется 60–70% тиража еженедельников.
С точки зрения логистики, отметил докладчик, российские
типографии требуют повышенного внимания
к правильности упаковки, к соответствию упаковки составленным документам. На
начальном этапе сотрудничества приходится тщательно следить за соблюдением
сроков выдачи тиража.
А.Ю. Марценкевич выделил и другую группу критериев выбора
типографии и, соответственно, особенностей при переводе в российские типографии
– это технологические. Важнейшим условием размещения заказа является
дублирование оборудования в типографии, в особенности это касается
печатных машин. Это требование остается необходимым и для зарубежных
типографий. Однако для российских типографий, где часты остановки, поломки и
высока вероятность непредвиденных обстоятельств, требуется самое тщательное
выяснение возможностей предприятия по подстраховке основного оборудования, по
быстрой переброске заказа на другие печатные машины, пояснил он. Важны также и
возможности типографии по работе на разных бумагах и разными красками.
По словам докладчика, очень важен вопрос гибкости
типографии. Гибкости технологической: при выполнении сложных рекламных
проектов, при использовании разных полиграфических материалов, при оптимизации
и совершенствовании печатного процесса. Гибкости организационной: при изменении
и уточнении графиков производства и выдачи тиража, при колебаниях объемов и
тиражей наших изданий.
Отдельный важнейший критерий оценки типографии, который выделил
в своем докладе А.Ю. Марценкевич, это уровень ее кадров. Вопрос кадров тесно
связан с вопросом технологического уровня производства.
И последний критерий выбора типографии – цены. По словам
докладчика, стоимость услуг отечественных полиграфистов, как правило, превышает
стоимость аналогичных услуг за рубежом. В этом велика доля нынешнего проигрышного
положения российских полиграфических предприятий перед зарубежными с точки
зрения цен на бумагу, полиграфические материалы и оборудование. Издательство «Семь
дней», отметил Марценкевич, как предприятие российское полностью поддерживает
любые меры, направленные на усиление позиций отечественных полиграфистов.
В обобщение всего сказанного, он сделал вывод, что
издательство «Семь Дней» как крупная компания, заинтересованная в долгосрочном
сотрудничестве, отдает предпочтение при выборе полиграфического партнера
крупным предприятиям и крупным структурам, которые инвестируют в развитие,
интенсивно развиваются технологически и организационно. Этим параметрам
отвечает Первый полиграфический комбинат, ставший партнёром издательского дома в 2008 году.
Продолжила тему полиграфического производства директор по
продажам российского представительства германской компании «Appl» Е.А.
Рясенцева, которая осветила современные тенденции западной полиграфии и
ответила на вопрос – почему русские издатели печатают за границей. Она
сообщила, что на мировом рынке полиграфических услуг доля российских печатников
составляет всего 6,3%. Крупнейшие сегменты рынка расположены в Азиатско-Тихоокеанском
регионе (Китай, Япония и Индия), в Европе и США.. Среди стран-производителей российских
изданий на первом месте идёт Финляндия, в которой печатается 32% журналов, за
ней следуют Литва – 16%, Словакия – 14%, Польша – 9,7%, Германия – 8%, Чехия и
Эстония по 7,4%, Италия и Украина по 1,1%.
Одной из причин, вынуждающих российских издателей
сотрудничать с зарубежными полиграфистами, по словам Е.А. Рясенцевой, является
экономический фактор. Согласно ее докладу, в настоящее время ставки таможенных
пошлин в России составляют:
- на бумагу 15%
- на печатные краски 5%-15%
- на готовую печатную продукцию 5%-10%
- на периодические печатные издания 0%
- на бумагу и краску 18%
- на периодические печатные издания 10%.
- высокое качество полиграфии;
- малые сроки изготовления;
- низкие цены;
- возможность предоставления скидок;
- большой ассортимент полиграфических возможностей;
- собственное полиграфическое оборудование;
- оплата в кредит, рассрочка платежа
- стабильность
компании;
- опыт работы компании;
- известность компании;
- высокий уровень индивидуального сервиса.
Суммируя сказанное, Е.А. Рясенцева перечислила преимущества, которые, по её мнению, даёт печать за рубежом:
Качество:
Наличие
современного оборудования
Используются
только новые машины
Стабильность:
Гарантия резких скачков цен
Гарантия
своевременной печати
Соблюдение
договорных условий
Гибкость:
Оперативность принятия решений
Наличие большого парка оборудования
Профессионализм:
Высокое качество обучения
персонала
Преемственность
поколений
Производительность труда:
Высокий уровень автоматизации
Технологическая
дисциплина
Налоговые льготы:
Отсутствие
таможенных пошлин
Льготный
НДС.
Далее выступил заместитель генерального директора по
дистрибуции ЗАО «Группа Эксперт» Ю.А.. Мухтаров. Он представил концепцию
реформирования рынка СМИ в России и, в частности, полиграфической отрасли. Докладчик
перечислил те положения в действующих законодательных и правовых актах, которые
сдерживают издателя в размещении своих заказов на российских предприятиях и
вынуждают работать с зарубежными полиграфическими комплексами.
Концепция реформирования этой сферы деятельности
предусматривает обращение к Правительству страны с предложением об изменении
политики таможенных пошлин и налогообложения полиграфической отрасли. В случае принятия этих предложений для российских
издателей станет экономически выгодно работать с отечественными полиграфистами.
На семинаре выступил генеральный директор ООО «ТОП-КНИГА»
Г.А. Лямин. В своем докладе он осветил основные направления деятельности
предприятия и остановился на стратегии его развития. ООО «ТОП-КНИГА»,
подчеркнул он, является лидером на рынке культурных продуктов (по
товарообороту, по количеству магазинов, по географическому охвату). В компании
работает 6500 человек. Специализация торговой сети: торговля продуктами культурного назначения (книги,
канцтовары, медиа, пресса). По состоянию на 1 октября 2008 года в предприятии
насчитывалось 543 собственных магазина в
223 городах, площадью
Внедрены ERP и SCM на базе продуктов Oracle.
Предприятие, по словам докладчика, планирует укреплять свое
лидирующее положение в данном сегменте рынка, наращивать свое присутствие в
области продаж периодической печати. Г.А. Лямин также остановился на принципах
деятельности «ТОП-КНИГИ», рассказал о перспективах развития.
Семинар АРПП продолжает свою работу.
08.10.08