XV международный семинар АРПП в Турции. Проблемы и тенденции рынка подписки


В рамках проходящего в Турции XV международного семинара АРПП состоялся дискуссионный форум «Проблемы и тенденции рынка подписки». Ведущие мероприятия – генеральный директор ЗАО «МДП Маарт», член Правления АРПП А.В. Малинкин и заместитель генерального директора по коммерции ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н. Петренко.
Они дали описание существующей на сегодняшний день системы подписки на периодические печатные издания в нашей стране. А.В. Малинкин познакомил собравшихся с технологией оформления каталожной и редакционной подписки.
По словам А.В. Малинкина, нынешнее активное поколение – люди в возрасте порядка 30 лет – по большому счету не знают, какие преимущества в приобретении печатных СМИ им может давать подписка. Самостоятельно идут на почту и подписываются только те граждане, которые это помнят ещё с советских времен. Однако со временем активное с точки зрения подписки поколение россиян естественным образом постепенно вымывается. И все более очевидным становится, что современная молодежь, не знакомая с подписной системой, сама, по собственному желанию, для оформления подписки на почту не придет. В этом случае все большее значение принимает агитационная работа с молодежью со стороны всех участников подписного рынка. Одним из положительных примеров такой работы, по словам А.В.Малинкина, является проект газеты «Ведомости», направленный на студентов разных курсов российских вузов, участвуя в котором они получают возможность льготной подписки на издание. Таким образом, газета целенаправленно работает над вопросом воспитания своей будущей лояльной читательской аудитории.

В настоящее время в стране большинство изданий при оформлении подписки пользуются каталожной формой. На этом рынке по всей России, помимо «Почты России», работает большое количество крупных и более мелких альтернативных подписных агентств. Как преимущество для потенциального подписчика агентства стараются предоставлять широкую номенклатуру изданий и качественный сервис доставки. Доля почтовой подписки в общем объеме подписки в стране составляет порядка 60%, остальные – за альтернативными операторами подписного рынка. Наиболее привлекательным направлением работы для альтернативных подписных агентств является привлечение корпоративных подписчиков. Агентства каждого отдельного региона страны стремятся заключить договора с наибольшим количеством корпоративных клиентов, среди которых как коммерческие, так и государственные структуры, в частности – библиотеки и школы.

Участники заседания отметили, что на сегодняшний день широкое распространение по стране получила практика использования некоторыми альтернативными подписными агентствами заниженных, демпинговых цен, с целью привлечения большего числа корпоративных подписчиков. Таким образом, данные агентства, при участии в тендерах на подписку, объявляемых, в частности, госучреждениями, получают неоспоримые преимущества, т.к. с целью экономии средств, главным критерием при выборе подписного партнера является цена. Причем эта цена подписки такого агентства, зачастую, даже не покрывает его расходов на её организацию и организацию доставки на издание. Возникает логичный вопрос – каким же образом, в таком случае, подобные «альтернативщики» строят свой бизнес? Согласно мнениям, озвученным на дискуссионном форуме, такие недобросовестные подписные агентства делают ставку на недопоставки полного подписного комплекта. Таким образом, они экономят средства и покрывают издержки, возникающие при формировании заниженных цен. Причем, не всегда ведется полный контроль за поставками подписной периодики, недопоставки зачастую просто остаются неучтенными.

 Кроме того, заметил Малинкин, отмечались факты поставок ксерокопий изданий, а также изданий без приложений. Более того, имелись случаи поставок по альтернативной линии списанных или, так называемых, «левых» тиражей из типографий. Были факты откровенного обмана, когда альтернативное агентство собирало подписку и исчезало с рынка с собранными средствами. 

Подобная «деятельность», отмечалось на форуме, целого ряда существующих подписных агентств, оказываемый ими «сервис» для корпоративных подписчиков и самое главное – демпинговая ценовая политика, подрывают общее состояние подписного рынка.

Обозначив существующую проблему, участники дискуссионного форума единодушно пришли к выводу о необходимости регулирования данной ситуации. Генеральный директор АРПИ «Сибирь», член Правления АРПП С.Д. Гаврилов выступил с предложением к наиболее крупным участникам подписного рынка, а также к АРПП организовать массовую pr-программу «За правильную подписку», направленную на всех существующих и потенциальных подписчиков.

Как возможный выход из положения также было предложено разработать и утвердить на отраслевом уровне стандарты качества работы альтернативного подписного агентства, и реестр, в который будут включаться все добросовестные участники подписного рынка. При этом, при возникновении спорных ситуаций, специальная комиссия АРПП должна будет рассматривать каждый конкретный случай и принимать решение о соответствии или несоответствии агентства принятым отраслевым нормам. При несоответствии такое агентство будет исключаться из реестра, о чем будут оповещены все организации, объявляющие тендеры на корпоративную подписку.

Согласно общему мнению участников дискуссионного форума, работу по выработке указанных отраслевых норм может взять на себя одно из существующих общественных объединений, в частности – рабочая группа по подписке АРПП. В ближайшее время указанное предложение будет направлено участниками форума руководству рабочей группы.

Пресс-служба АРПП

10.10.08