Открыл пленарное заседание IV дня семинара генеральный директор ООО «Финанс-Медиа» А.А. Шишлин, который представил подробный доклад о месте Интернет в системе СМИ и его влиянии на печатные носители информации. Имея к началу XXI века аудиторию немногим более 500 млн. человек, сказал докладчик, Интернет в настоящее время нарастил ее до более 2 млрд. пользователей и по популярности почти не уступает телевидению. Если к этому добавить еще один миллиард любителей видеоигр (тоже являющихся средой распространения массовой информации – если не новостей, то рекламы точно), получится, что компьютеры уже играют роль более важную, нежели телеприемники.
Интернет удобен технологически: пользователь Всемирной
паутины не привязан к сетке вещания, как телезритель или радиослушатель, однако
не лишен, подобно читателю традиционных печатных СМИ, возможности доступа к
мультимедийному контенту. Благодаря простоте публикации любительского контента,
Интернет постепенно превращает журналистику в хобби. Так называемую «народную
журналистику» вряд ли стоит оценивать с точки зрения профессионализма поиска,
обработки и публикации новостей, но в жанре репортажа популярные блоги вполне
могут конкурировать с печатными СМИ.
Исследования
специалистов, проведенные в июле 2007 года, показали, что в настоящее время у
каждого четвертого россиянина дома есть компьютер, у 61% мобильный телефон, 17%
имеют возможность пользоваться мобильным Интернетом. Доля владельцев мобильных
телефонов уже выше, чем доля обладателей домашнего телефона (61% против 57%),
тогда как еще в 2005 году домашний телефон был у 48% россиян, а мобильный – у
42%. При этом 6% населения страны вообще ничего не знают о существовании
Интернета, а 73% не имеют возможности им пользоваться.
Если с проникновением сотовой связи дела в России обстоят успешно, то с компьютеризацией и Интернетом – много хуже. По последним данным Мининформсвязи России, сравнительно регулярно Интернетом в стране пользуются 25 млн. человек (около 18% населения).
Для сравнения, проникновение Интернета в Белоруссии сегодня
составляет 56,3% – выше, чем во Франции (54,7%). Из республик бывшего СССР
лидирует по этому показателю Эстония (57,8%). Уступая еще Латвии и Литве,
Россия занимает пятое место, опережая по степени проникновения Интернета
Молдавию, Украину, бывшие закавказские и азиатские республики СССР. Иными
словами, говорить об Интернете «в российских деревнях, которых нет на карте»
еще рано.
Телевидение, являющееся основной медиасредой в России и мире, в качестве источника новостей использует всего 2% населения, имеющего доступ в Интернет. Остальные смотрят телевизор только ради развлечения. В Интернете, напротив, подавляющее большинство пользователей ищут новости, чем заняты от 93% пользователей в возрасте от 15 до 24 лет и до 98% – в возрасте от 40 до 60 лет, и это трудно интерпретировать иначе как локальную победу Интернета над телевизором.
Неглубокое проникновение Интернета является основным
фактором, сдерживающим развитие рынка не только цифрового контента, но и рынка
информационных и коммуникационных технологий. Тем не менее, участники рынка
Интернета концентрируются в ожидании грядущего массового спроса, о первых
признаках которого уже можно говорить в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых
городах-миллионниках. Проникновение широкополосного Интернета в Москве к концу
Таким образом, основная масса российских пользователей
продолжает попадать в Сеть преимущественно через тонкие телефонные нити, при
том, что современные интернет-технологии окупаются лишь после преодоления
определенного порога посещаемости. Скоро, однако, положение должно исправиться.
В конце июля 2007 года Совет безопасности Российской Федерации утвердил
стратегию развития информационного общества в стране, согласно которой к 2015
году широкополосным доступом в Интернет должны быть обеспечены три четверти
российских семей.
Среди множества деталей, преобразивших после 2000 года
мировую Сеть, выделяются пять трендов. Их влияние весьма ощутимо уже сегодня, и
потенциально они способны изменить Интернет до неузнаваемости. Во-первых, в
начале XXI века мировая Сеть родила грандиозные по своим масштабам поисковые
порталы, принесшие с собой в Интернет много рекламы и спама. Во-вторых, за счет
бума пользовательского контента и появления систем анализа поведения, Интернет
стал более социальным. В-третьих, утвердились новые технологии распространения
контента через файлообменные сети, популярность которых пугает традиционные
медиаконцерны и порождает масштабные войны с пиратством. В-четвертых, налицо
тенденция к замещению привычных и дорогих программ вроде Microsoft Office
бесплатными сетевыми сервисами, например от Google. В-пятых, все более значимым
становится исход миллионов людей в виртуальность и, наоборот, экспансия
виртуальности в реальный мир, заключил А.А. Шишлин.
Заместитель генерального директора по дистрибуции ЗАО Группа
Эксперт Ю.А. Мухтаров представил участникам семинара проект Концепции
реформирования отрасли печатных СМИ, подготовленный Медиасоюзом. Он рассказал о
мотивах, послуживших основой для разработки документа, о содержании каждого
раздела Концепции. Особый акцент докладчик сделал на совершенствовании
отношений издателей и распространителей, оптимизации договорной базы, выработке
отраслевых норм и мерах по достижению прозрачности рынка. Ю.А. Мухтаров
предложил создавать рабочие группы по отдельным проблемам, изложенным в Концепции.
По результатам работы таких рабочих групп можно было бы формировать документы и
выносить их на обсуждение всего медиасообщества
Председатель правления АРПП А.В.Оськин поддержал данное
предложение. Он проинформировал, что за последние 4 месяца АРПП провела ряд рабочих
совещаний, на которых детально изучался проект Концепции. В ходе этих заседаний
были высказаны замечания и предложения по проекту, как со стороны издателей,
так и со стороны распространителей. По материалам этих совещаний группа
экспертов АРПП доработала раздел проекта, посвящённый системе распространения
печатной продукции. Данный документ роздан всем участникам семинара для широкой
общественной дискуссии. После чего документ АРПП будет направлен в Медиасоюз.
А.В. Оськин сообщил, что правление ГИПП также рассмотрело
проект Концепции. В Ассоциацию поступило из Гильдии письмо с критическими замечаниями
по данному документу, которые были максимально учтены в подготовленном АРПП
документе.
С презентацией журнала «Что читать» выступил директор
департамента распространения ЗАО «Издательский Дом «Книжное обозрение» Д.А.
Пчёлкин.
Директор регионального развития ООО «Гейм Лэнд» Т.И.
Кошелева выступила с информацией об объединении медиакомпании Gameland и издательского дома Mediasign.
В результате слияния, сказала Т.И. Кошелева, у нас
сформирована лучшая команда профессионалов в этом сегменте, усилились позиции
на рынке, позволяющие нам выйти на лидирующие роли во многих категориях.
Произошло взаимообогащение компетенциями и технологиями. Стали возможными работа в новых тематических нишах и развитие
мультиплатформенности.
В продолжение заседания состоялся круглый стол
«Взаимодействие издателей и дистрибуторов прессы в регионах».
Собрание вели А.А. Ковальков, заместитель генерального
директора по развитию ООО «Финанс-Медиа» и В.В. Холодняк, генеральный директор
ООО «Юг-Медиа Пресс».
Главным вопросом обсуждения являлась предлагаемая некоторыми
участниками рынка распространения схема создания на местах эксклюзивных
территориальных оптовиков, на примере модели, существующей в Германии. С ее
презентацией в частности в рамках этого же семинара 6 октября выступил
генеральный директор ИД «Бурда» г-н Листевник.
С вопросом к аудитории о том, что делать сегодня среднему
или мелкому региональному распространителю, в условиях обсуждения концепции о
едином региональном дистрибьюторе,
обратилась В.В. Холодняк. Мнения, в ответах на поставленный ею вопрос,
разделились.
По словам А.А. Ковалькова, предлагаемая схема работы станет
интересна для одних распространителей и губительна для других. В случае
назначения одного из оптовиков эксклюзивным дистрибутором в регионе, будущее
остальных окажется под угрозой. И хорошо, если они смогут вовремя продать свой
бизнес, однако еще не известно, захочет ли его кто-нибудь купить.
С другой стороны, аудитория поддержала предложенную схему
работы, хотя бы только потому, что при ее внедрении на местах решится
наболевший вопрос с ценовым демпингом. По словам В.Н. Хитрова, генерального
директора ООО «КПК-Газеты в розницу», в настоящее время в регионах конкуренция
ведется, к сожалению, не методом повышения качества работы, а методом занижения
цен на печатную продукцию. Такой ситуации сейчас нет ни в одной европейской
стране. Однако к чему может в итоге привести ценовой демпинг хорошо видно на
примере американского рынка, где, в конечном счете, оптово-розничные продажи
сошли на нет, и в настоящее время практически единственным каналом
распространения печатных СМИ является подписка. По мнению г-на Хитрова, нужно
помнить, что такая же ситуация, если не принимать соответствующие общерыночные
меры, может произойти и на нашем рынке.
Причем беда в том, что с существующим ценовым положением на местах зачастую
согласен и основной участник рынка – издатель, для которого чем меньшей
является конечная цена для потребителя, тем лучше.
Во многом дестабилизирующим фактором является и деятельность
самих оптовиков. По общему мнению участников круглого стола, оптовики, расширяя
свою географию поставок, приходят на новые, не профильные для себя территории.
По словам генерального директора АРПИ «Сибирь» С.Д.
Гаврилова, с учетом всех российских реалий решать вопрос нужно постепенно,
начиная внедрять подобную схему в тех регионах, где эксперимент пройдет
наиболее безболезненно для местных игроков. И такие регионы уже есть. Причем на
начальном этапе выбранному крупному региональному игроку эксклюзив нужно давать
на время, чтобы по истечении срока договора иметь возможность пересмотреть
условия сотрудничества.
И.А. Выговский, генеральный директор ООО «ПрессМарк» (г.
Чебоксары) отметил, что современный издатель зачастую просто не представляет
себе общей ситуации на местах, там, где распространяется его издание. И призвал
всех, прежде чем начинать разработку и внедрение системы эксклюзивной
региональной дистрибуции, внимательно изучить региональные рынки, познакомиться
с условиями их работы и применяемыми технологиями, и лишь сделав
соответствующие выводы приступать к данной работе.
Многие участники круглого стола подвергли сомнению
непосредственно эксклюзивную модель регионального распространения. Отмечалось,
что подобная модель, по сути, ограничивает конкуренцию и делает непредсказуемым
развитие регионального рынка, в том числе в реализации интересов издателей.
Участники круглого стола высказались в целом за проведение экспериментов в этом
направлении и последующей оценке результатов эксперимента на одном из семинаров
АРПП.
На семинаре было озвучено коллективное письмо участников
семинара ООО «АРПИ-Сибирь», состоявшегося в Новосибирске в сентябре с.г. В нём
выражена поддержка обращению АРПП к Президенту Российской Федерации Медведеву
по проблемам, связанным с отменой ЕНВД для региональных киосковых сетей.
Участники семинара в свободное от заседаний время приняли
участие в культурной программе. По приглашению «МДП «Маарт» и группы издателей, сотрудничающих с этой компанией, около 100 участников семинара совершили круиз
на 3-х мачтовой яхте по Средиземному
морю в районе затонувших античных городов. На борту была организована
разнообразная шоу-программа. Кроме того, участники семинара выезжали на
рыбалку, на джип-сафари в горах, поднимались
на воздушном шаре и др.
Пресс-служба АРПП
10.10.08