Открыл заседание М.Ю. Люлин докладом на тему «Реализация
печатной продукции в киосковой сети в условиях существующего рынка: затраты,
доходность, присутствие «социально значимой литературы». Главная задача системы
распространения прессы в цивилизованном государстве, заметил докладчик, состоит
в том, чтобы гарантировать издателю и его изданиям свободный доступ на рынок
без какой-либо дискриминации и обеспечить на условиях нейтральности предложение
потенциальному потребителю всего ассортимента изданий, если они востребованы
читателем. При этом система распространения должна быть экономически здорова, и
функционировать с рентабельностью каждого своего сегмента не ниже среднего по
отрасли. Перемены на рынке средств массовой информации неизбежны. Сегодня
рентабельность распространительского бизнеса в розничной сети снижается. Участниками на рынке распространения печатных СМИ являются и распространители и
издатели. Все их действия взаимосвязаны. Поэтому снижение привлекательности
данного сегмента для распространителей не может не отразиться на издателях. В
сложившейся ситуации от издателя требуется постоянное повышение качества
печатной продукции, а от дистрибьютора – совершенствование системы
распространения печатной продукции.
Если исключить влияние ценового фактора (исходя из данных по
индексу потребительских цен на непродовольственные товары) на рост выручки, то
мы получим прирост за 2007 год порядка 1,6%.
Средняя наценка на печатную прессу в розничном направлении в
ГК “ДМ-Distribution» за тот же период выросла всего на 3% (с 85% до 88%), что
более чем в два раза уступает среднему по РФ росту стоимости потребительских
непродовольственных товаров. Таким образом, в 2007 году продукция, реализуемая киосковой сетью, дорожала в 2,1 раза
медленнее, чем потребительские непродовольственные товары в целом по РФ. Это
показывает как раз то, что распространитель вынужден мириться со снижением
дохода от реализации. Никто также не оспаривает необходимость присутствия
социально-значимой периодики в сетях распространения.
М.Ю. Люлин напомнил основные принципы взаимодействия,
которые существуют на рынке дистрибуции печатной продукции. Первым он назвал
принцип «доступности» прессы для читателей, независимо от места проживания. Для
выполнения данного принципа киосковая сеть должна просто существовать
физически. Чтобы соответствовать этому принципу, необходимо обеспечить работу
торговой точки в удобном для покупателя месте.
Докладчик привёл конкретные суммы расходов, которые несут
дистрибуторы. Стоимость киоска 280-370 тыс. рублей. Развитие киосковой сети обходится в 500 тыс.
рублей на одну торговую точку. Выделение данных денежных ресурсов, требует от
предприятия значительных оборотных средств. Для поддержания киоска в рабочем
состоянии необходимо тратить 2 – 4 тыс. рублей ежемесячно. Окладная часть
киоскера в настоящее время в Москве - 13 000 рублей в месяц. В целом заработная
плата составляет до 13% от выручки. Стремительный рост торговых сетей, центров
и т.п. приводит к большому дефициту сотрудников по данной категории,
единственный путь это увеличение зарплаты с одновременным улучшением условий
работы. Аренда автотранспорта для доставки товара на торговую точку – 350
рублей за час. Рост стоимости услуг при том, что данный вид услуг для розничного
распространения является постоянными затратами, а не как у всех - переменными.
Принцип доступности включает и ассортимент предлагаемой покупателю продукции. Вместе
с тем, широкий ассортимент требует высоких затрат распространителя
(транспортные услуги, хранение и обработка издания).
Принцип «возможности» заключается в свободном доступе в сеть распространения всем
изданиям без оплаты за право вхождения в сеть распространения и присутствие
издания с первого до последнего дня продаж при нормированном возврате. Для
реализации данного принципа дистрибутор должен иметь гарантированный доход от
ассортиментного перечня, присутствующего в сети. А это во многом зависит от спроса
на продаваемый продукт. При отсутствии спроса, издатель должен гарантировать
компенсацию понесённых дистрибутором расходов.
Распространитель в большинстве случаев не может варьировать
затратами, как это делает издатель, в зависимости от тиража. К тому же
периодическая печатная продукция не являются товаром первой необходимости,
прогнозировать динамику спроса с высокой точностью неимоверно сложно, именно
поэтому существует ряд «допусков» при планировании тиражей и конечно их можно
было бы ещё более качественно оптимизировать, владея дополнительным
высококачественным информационным обеспечением.
Согласно принципу «равенства» дистрибутору предоставляются равные
права на допуск к дистрибуции всех изданий, а издателю право свободно управлять
своим продуктом. Для выполнения этого принципа нужен «единый» договор по всей
территории России и утверждённые сообществом общие нормы на условия отпуска
изданий в реализацию. Равные права распространителя на допуск к дистрибуции всех
изданий, а издателя свободно распоряжаться своими изданиями - обеспечивает
конкурентный ассортимент в торговой точке.
Соответствие основным принципам работы распространения печатной
продукции возможно только при заинтересованности всех участников процесса и в
условиях положительной рентабельности распространительного бизнеса. Поэтому, подчеркнул докладчик, для
сформирования взаимовыгодной цены, издателям и распространителям следует совместно
разработать отраслевые нормы.
Руководствуясь стремлением сделать прозрачным распространительский бизнес, три
компании, занимающие ведущие позиции на столичном рынке розничных продаж прессы
- ГК «ДМ-Distribution», ЗАО «Центропечать»
и ООО «Наша пресса» - обменялись сведениями, относительно расходов на
реализацию 1 экземпляра издания и доходов, которые должен получать дистрибутор
киосковой сети, чтобы не стать убыточным. Оказалось, что результаты во всех трёх компаниях примерно одинаковы. При
этом выяснилось, что уровень рентабельности не должен быть ниже 10 %.
М.Ю. Люлин внёс предложение принять в виде проекта для
членов АРПП средние (усредненный результат ГК «ДМ-Distribution», ЗАО «Центропечать»,
ООО «Наша пресса») нормы расходов для дистрибьюторов московского киоскового
сегмента. В будущем учитывать данное нормирование при реализации общественных
проектов в рамках развития отрасли.
После доклада развернулась дискуссия. Коммерческий директор ООО «ИД «Пресс-Курьер» С.А. Ашурков задал вопрос: не несут ли дополнительные расходы финансово благополучные СМИ, доплачивая до необходимого уровня рентабельности за так называемые социально значимые издания. М.Ю. Люлин ответил отрицательно. Его дополнил А.В. Попов, который сообщил, что списки социально значимых изданий утверждают местные власти, а убытки в данном случае ложатся на плечи дистрибуторов, равно как и убытки от нереализованных тиражей тех изданий, на которые издатели не предоставляют право возврата.
Директор коммерческого управления ООО «Бурда Дистрибьюшен
Сервисез» Р.Н. Дорошенко не согласился с основным докладчиком в том, что издатель
должен гарантировать компенсацию понесённых дистрибутором расходов. Каждый участник рынка, подчеркнул
он, должен жить по средствам, не
рассчитывая на то, что развитие его предприятия будет оплачиваться партнёром. Р.Н.
Дорошенко предложил дистрибуторам следующий вариант налаживания взаимодействия.
Выберите, сказал он, 10-15 издателей, дающих вам основной доход, и давайте
встретимся для обсуждения наших общих проблем.
Д.В. Мартынов заметил, что в настоящей дискуссии не следует заниматься не взаимными
упрёками, а поиском решения общих задач отрасли. К ним он, в частности, отнёс и
проблему неработающих из-за нехватки персонала киосков, и угрозу разорения
владельцев региональных киосковых сетей в случае перевода их с ЕНВД на общую
схему налогообложения, и низкие цены на издания, и постоянно сокращаемый
ассортимент киосковых сетей. Д.В. Мартынов призвал собравшихся, сосредоточится
на вопросах взаимодействия, взаимовыгодного сотрудничества издателей и
распространителей.
Т.А. Истратий заметил, что и издателям и дистрибуторам
необходимо снижать расходы. Привёл пример своего предприятия, которое вынуждено
отказаться от аренды дополнительных складских площадей, планируемых для сбора
возврата. Мы не будем устанавливать новые киоски, а сконцентрируем внимание на
повышении эффективности работы уже действующих.
Генеральный директор ООО «Группа компаний «Кардос» О.А.
Бережной высказал мнение, что необходим переход на совершенно новые рельсы
сотрудничества издателей и распространителей. Нужна, выделил он, полная
прозрачность. И слово здесь за издателями. Дистрибутор должен быть в
зависимости от издателя, но при этом он должен получить гарантию своей
экономической безопасности.
Генеральный директор ЗАО «Сейлс» А.Н. Богданов заявил, что
его предприятие полностью прозрачно. Проблему рентабельности должны решать сами
дистрибуторы. Распространитель не должен просить издателя, а должен предлагать
варианты взаимодействия.
В дискуссии также приняли участие генеральный директор ООО
«Агентство «Сегодня-Пресс-Байкал» И.В. Лекомцева, генеральный директор ООО
«КПК-Газеты в розницу» В.Н. Хитров, директор по дистрибуции ЗАО «МДП «Маарт»
Д.М. Нестеров, заместитель генерального директора по развитию ООО
«Финанс-Медиа» А.А. Ковальков и др.
Семинар продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП
10.10.08