Мнения о финансовом кризисе в медиаотрасли

 
Арнд-Фолькер ЛИСТЕВНИК, генеральный директор ИД «Бурда»:
 
- Вопрос кризиса соотносится с прогнозами. Многие издатели и дистрибуторы прессы ожидают, что каждый год будет определенный рост индустрии. А этого не может быть. Потому что такой бурный рост, какой отмечался в последние годы в России, не может более покрываться покупательной способностью. В какой-то момент этот рост должен сократиться. Это абсолютно нормально. Например, если вы посмотрите на картину, которая существует в Германии, то увидите, что многие годы сфера издателей журналов стагнирует, рост там составляет менее 1%. Или, например, что в последний год весь рынок дистрибуции в Германии сократился на 6%. Это связано всего лишь с изменившимся поведением покупателей, с использованием интернета и прочими факторами. Я никогда не рассчитывал на то, что каждый год в России будет рост на 20-30%. Я всегда исходил из того, что в итоге все стабилизируется. И рост перейдет на нормальную меру. Нормальный рост - 5-7% - это великолепно. Таким образом, я рассматриваю процесс, который сейчас происходит на рынке, как знак стабилизации и ни в коем случае не стал бы называть его кризисом.
 
Владимир МОРОЗОВ, исполнительный директор медиахолдинга «Эксперт»:
 
- Мировой экономический кризис, как мы все знаем, подкрадывался уже сравнительно давно, стагнация экономики некоторых значимых государств не была секретом. Россию он охватил с некоторой задержкой, не обошел стороной и СМИ. Сегодня мы все уже не наблюдатели, а участники. Многие компании, как нам известно, в свете возможного (а у кого-то и фактического) сокращения выручки, начали усиленно работать над сокращением издержек.
 
На сегодняшний день все наши издания чувствуют себя достаточно уверенно, то есть будем смотреть, как будет развиваться рекламный рынок. Есть, конечно, определенные опасения, что рекламные бюджеты могут сокращаться - например, в банковском сегменте - но есть также и надежда, что Россия, несмотря на глобальный экономический кризис, остается географическим профит-центром для многих отраслей, что, безусловно, должно оказать поддерживающее влияние на темпы роста рекламы. Сложно делать какие-то прогнозы, так как пока это уравнение со многими неизвестными, однако мы думаем, что в 2009 году речь будет идти о неком падении динамики роста, а не о снижении ее до уровня предыдущих лет. При этом в интернете темпы роста могут вообще остаться на уровне прогнозных 60-70 %. В издательском бизнесе темпы роста рекламы могут снизиться до 10-12 % вместо прогнозных 18-20 %.
 
Александр ОСЬКИН, председатель правления АРПП, вице-президент СИРПП:
 
- Для деятельности любого предприятия нужны финансовые инструменты, допустим, краткосрочные кредиты для решения хозяйственных задач. Кредиты подорожали - некоторые банки предлагают их под 30 % годовых причем, их почти не найдешь - не все их дают. Но это касается любой отрасли. Если брать нашу, то кризис больно ударил по предприятиям отрасли по всем направлениям. Мы ожидаем падение продаж из-за падения тиражей по всей стране. С другой стороны, уже сейчас он привел к снижению покупательной способности населения: стали меньше покупать журнальной продукции, падение спроса - 10-15%. Добавим к этому, что и газеты тоже хуже покупаются - сказывается сильное влияние интернета с его бесплатными изданиями. То есть, поскольку падает спрос на продукцию, то сокращаются продажи вообще. А при падении тиражей тем более! Такая тенденция уже давно в США происходит. Там продажи глянцевых журналов уже упали на 12%. Потому что журнальная продукция, как правило, приобретается по принципу случайной покупки, когда у людей достаточно средств. А если люди ограничены в средствах, то они будут экономить на товарах второй-третьей необходимости, к которым относятся журналы. Если падение спроса на них идет 10-15 %, то, соответственно, это ударяет по издателям, по распространителям, по дистрибуторам. Помимо того, когда рентабельность продаж прессы находится на уровне 5 %, любая негативная тенденция по сокращению тиражей приводит к потере рабочих мест. В нашей отрасли это не только может быть сокращение персонала, но и торговых точек, так как, сокращая киоскеров, мы закрываем сами киоски. То есть, негативные стороны проявляются на всех экономических показателях.
 
Александр СТРАХОВ, генеральный директор холдинга «МедиаЗ»:
 
- Если кризис действительно станет полномасштабным, то, конечно, он затронет всех. В отрасли уже идут разговоры о сокращении рекламных бюджетов крупнейших рекламодателей, что не может не повлиять и на рынок рекламы в печатных СМИ. Однако, по моим ощущениям, пока что это разговоры, а не реальные действия. Сейчас компании выжидают, что будет происходить на рынке в ближайшее время. Многое решат следующие несколько недель, поскольку с одной стороны именно в это время формируются рекламные бюджеты на следующий год, а с другой - если правительство сможет стабилизировать ситуацию, оснований к серьезному сокращению бюджетов будет существенно меньше.
 
В кризисной ситуации проявляются слабости компаний, которые не всегда бывают очевидны в нормальной экономике. Сокращение бюджетов, общее замедление рынка и трудности с привлечением внешнего финансирования могут привести к недостатку денежных средств у издателей. В этой связи не исключаю, что кризис даст импульс сделкам М&А в медиа, что сегодня происходит на других рынках. Продолжится консолидация активов сильными игроками, к каковым мы относим и наш холдинг. У «МедиаЗ» есть типографии и дистрибуция, доходы которых напрямую не зависят от рекламодателей. Это позволяет нам сегодня чувствовать себя уверенно.
 
Павел ФИЛЕНКОВ, коммерческий директор ИД «Коммерсантъ»:
 
- На мой взгляд, элемент кризиса присутствует, но не в виде самого кризиса, а в виде несколько истерического его ожидания. Сказать, что на рынке есть какие-то объективные экономические показатели, позволявшие бы говорить, что кризис наступил - нет. Но поскольку все друг друга гипнотизируют этим словом, то это ожидание на рынке уже сказывается. Можно говорить о том, что у ряда крупных рекламодателей сокращение бюджетов происходит, отчасти применительно к сектору недвижимости, наверное, это хоть каким-то образом оправдано, потому что реально цены вниз не пошли, но количество сделок на рынке особенно с частной недвижимостью сократилось. Говорить о том, что рынок рекламы резко упал, нельзя. Мы, например, планы выполняем. Есть, конечно, некое перераспределение среди рекламодателей, поэтому как такового кризиса у нас я не вижу. Невные разговоры о нем приводят к таким последствиям. Лучше, чем Путин и Медведев не скажу, они, в общем-то, справедливо говорили о том, что поскольку Россия не полностью включена в международную экономическую, финансовую и валютную системы, то это может оказаться преимуществом, в том плане, что мировой кризис нас затронет в меньшей степени.
 
Виктор ШКУЛЕВ, президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev:
 
- Я думаю, что сейчас есть определенное психологическое напряжение и нервозность, вызванная на этот момент состоянием неопределенности, поскольку ряд рекламодателей начинает говорить о том, что, формируя бюджеты на 2009 г., они их не увеличивают и остаются в объемах 2008 г. Другая группа рекламодателей начинает говорить о том, что вероятно снижение рекламных бюджетов на 2009 год, и пока не так много информации относительно конкретных планов рекламодателей, связанных с ростом рекламных бюджетов на будущий год. Но надо сказать, что все сегодня пока еще находятся на стадии планирования. Рекламодатели и издатели сейчас очень сильно зависят от того, как будет развиваться кривая потребительского спроса. При сохранении объемов роста потребительского спроса можно рассчитывать на увеличение рекламных объемов. Если потребительский спрос начнет падать, то тогда, конечно же, нам нужно ожидать падения рынка. Пока определенности еще нет, и это нервозное состояние для рынка и для тех, кто занимается планированием. Тем не менее, оценивая сегодня состояние российского рекламного рынка, можно сказать, что в сравнении с теми процессами, которые происходят в США или Западной Европе, мы пока находимся в другом положении. У нас нет такого глубокого падения, как там, у нас нет рецессии, как в США. И мы сегодня находимся в ситуации, когда мы рассуждаем в формате: упадет ли рынок по темпам роста примерно в два раза, то есть вместо 20% рост составит 10%, что для сегодняшнего состояния российской экономики может быть вполне реалистичным сценарием. Или же рынок останется в объемах 2008 года, хотя может и упасть. Хочется оставаться оптимистами и думать о том, что правительству удастся удержать ситуацию от дальнейшего развития финансового кризиса. Если финансовые рынки не упадут так сильно и не будет крупных банкротств, это не послужит детонатором по всей цепочке: за финансовыми рынками - рынок производителей товаров, ритейл, рынок потребления и т. д. На мой взгляд, именно финансовые рынки сейчас находятся в самом сложном положении. Многое будет зависеть от их поведения.
 
Источник: Новости СМИ
 
16.10.08