Кризис и масс-медиа: время паковать чемоданы

 

Топ-менеджеры российских медиакомпаний рассказали о том, какие последствия может иметь для отечественного кадрового рынка медиа сегодняшняя неоднозначная ситуация на рынке финансов.

Алена Данина, коммерческий директор ООО "Объединенные Медиа".

В связи с экономическим кризисом компании пересматривают собственные бюджеты. Особенно это касается компаний с западным капиталом, действующих на российском рынке. Каким образом финансовая ситуация, которая возникла в настоящий момент, повлияет на кадровый рынок рекламы? Какие специалисты могут оказаться на рекламном рынке "в избытке" в первую очередь?

Алена Данина: В первую очередь могут пострадать сотрудники рекламных агентств и рекламщики со стороны клиента в компаниях с большим штатом отделов маркетинга. При сокращении бюджетов раздутые департаменты - непозволительная роскошь. Работа, с которой ранее справлялись 10-12 человек, легко может лечь на плечи 5-7 сотрудников. Департаменты маркетинга СМИ - это те же клиентские структуры. Они стоятся по тем же принципам, их сокращения затронут, хотя, может быть, и в меньшей степени (некоторая часть промо бюджетов обеспечивается путем обмена рекламными площадями, и сокращение бюджетов на подобную схему не повлияет, на первый взгляд). Но, если посмотреть глубже, общее сокращение расходов (на заработную плату, аренду, денежная часть промо бюджетов) и то, что как таковой бартер в СМИ уже давно не существует, а налоговые платежи теперь тоже экономят, наверняка скажется на более пристальном внимании к составу департаментов маркетинга. Логично, что в последнюю очередь сокращение коснется сотрудников коммерческих служб. Однако наш холдинг ввел дополнительные отчеты об эффективности работы менеджеров по продажам, что позволит нам следить за эффективностью каждого менеджера в отдельности.

Как, по Вашим прогнозам, будут меняться зарплаты?

А.Д.: Падать, как они еще могут меняться? Может быть, некоторые игроки снова решаться перейти на серые схемы оплаты труда. Легче будет выживать тем, кто до сих пор еще от них не отказывался. Мы пока "держим удар". С планами доходов справляться стало сложнее, но нишевое СМИ, и еще экономически ориентированное, в разгар кризиса становится самым востребованным. Рейтинг растет. Первый и второй кварталы 2009 года наверняка будут более тяжелыми, но мы к этому готовимся. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что у нас еще есть вакансии по "до кризисной" ставке. Хорошие специалисты без работы не останутся. Это мое твердое убеждение.

Дмитрий Агарунов, генеральный директор ИД Gameland.

Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок медиа? Какие специалисты могут оказаться на рынке "в избытке" в первую очередь?

Дмитрий Агарунов: В течение 9 месяцев будет закрыто от 15% до 30% медийных проектов. Будут банкротства издательств, рекламных агентств. Таким образом, на рынке будет больше специалистов всего медийного спектра. В основном это будут специалисты среднего и слабого уровня. В большей степени пострадают те, кто не прямо задействован в производственном процессе.

Как, по Вашим прогнозам, будут меняться зарплаты?

Д.А.: Они не будут расти, как минимум.

Борис Гиллер, генеральный директор ИД "Провинция".

Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок медиа? Какие специалисты могут оказаться на рынке "в избытке" в первую очередь?

Борис Гиллер: Те, кто меньше всего влияет на уровень доходов. В каждой компании своя специфика. Например, мы только начали строить свой новостной сайт - сейчас решили погодить это делать. Выпустили несколько номеров интересного журнала "Линия танца" - тоже решили заморозить этот проект. Финансовых проблем пока нет, но экономию нужно наводить заранее.

Как, по Вашим прогнозам, будут меняться зарплаты?

Б.Г.: Я думаю, что зарплаты меняться не будут. Инфляция уменьшит реальный "вес" зарплат. Руководители просто не будут их индексировать.

Григорий Кунис, издатель сети газет "Мой район".

Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок медиа? Какие специалисты могут оказаться на рынке "в избытке" в первую очередь?

Григорий Кунис: Финансовая ситуация пока, на мой взгляд, никак не повлияет на рынок кадров медиа. Потому что мы сейчас наблюдаем только развитие кризиса, а не сам кризис. Но вот если он действительно наступит, то сильно пострадают все. Впрочем, я вижу в этом и положительные моменты. Кризис выявит самых сильных. Начнут закрываться "карманные" издания - нерыночные СМИ, которые создавались не ради бизнеса, а ради прихоти спонсоров. В результате освободятся люди, и это поможет многим издательским домам решить свои кадровые вопросы. Потому что кадровый голод, как ни крути, есть. Проблемы с подбором персонала испытывают все издательства. Не хватает всем нам, работающим на одном рынке, хороших специалистов.

Какие сотрудники окажутся невостребованными в первую очередь? Все. В равных долях. В первую очередь начнут сокращать маркетологов. Поскольку чисто психологически легче отказаться от этих специалистов. На втором месте журналисты. На третьем - продавцы (распространители печатной продукции). Продавцов рекламы это коснется в меньшей степени, потому что реклама приносит деньги, а "продажники" - самые востребованные сегодня кадры.

Как, по Вашим прогнозам, будут меняться зарплаты?

Г.К.: Сомневаюсь, что они будут меняться. По крайней мере, меньше зарплаты не станут. Надеюсь, что ожидания у людей снизятся, а то сейчас рынок "перегрет". Некоторые специалисты необоснованно высоко "поднимают планку" своих зарплатных ожиданий. Мы, кстати, не против того, чтобы хорошо платить сотруднику, и можем позволить себе достаточно дорогих специалистов. Но хорошая зарплата должна быть оправдана вложениями сил и умений самого человека. Если это действительно стоящий специалист, то и получать он будет много.

Евгений Абов, заместитель генерального директора ЗАО "Издательский дом "Проф-Медиа", вице-президент Всемирной газетной ассоциации, вице-президент Гильдии издателей периодической печати.

Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок медиа? Какие специалисты могут оказаться на рынке "в избытке" в первую очередь?

Евгений Абов: Работодатели неизбежно начнут сокращать издержки, избавляясь от тех, которые считают избыточными. В более выгодных условиях окажется персонал, непосредственно обеспечивающий производство, выпуск и распространение продукта. Самые уязвимые позиции - в департаментах PR, развития, маркетинга, анализа. Под частичное сокращение попадут продавцы рекламы: для любого кризиса неизбежно падение рекламных объемов. Сокращение коснется и редакционного, журналисткого состава. В конечном счете, это станет полезным для индустрии. Кризисы "оздоравливают": оптимизируются корпоративные издержки, нормализуется бюджетный баланс, зарплаты приводятся в соответствие с рыночными реалиями. Конечно, для многих последствия окажутся очень болезненными - в такие времена найти аналогичную работу нелегко. Но в долгосрочной перспективе кризисы лишь укрепляют рынок, так как сокращают присутствие неконкурентоспособных, дотируемых продуктов.

Кадровые сокращения воспринимаются руководителями как временная мера. Они уверены, что возродят расформированные службы, после того, как кризис будет преодолен. Когда это произойдет, прогнозировать трудно. Потому что ничего подобного тому, что сегодня происходит в мировой экономике, никогда раньше не было. Отдельные страны и регионы переживали в разные годы разные кризисные периоды, но чтобы сразу все вместе - такого не было. По моим личным ощущениям, благодаря скоординированной политике крупнейших стран пик мирового кризиса уже прошел, но он будет затяжным (хотя некоторые мои коллеги утверждают, что мы сейчас только в начале затяжного падения).

Если сравнить сегодняшнюю ситуацию с памятным августом 1998 года, то печатный сегмент СМИ, благодаря тому кризису, заметно оздоровился. Если кризис будет развиваться, можно прогнозировать, что он негативно отразится в первую очередь на рекламе. Самая дорогие рекламные категории - финансовые услуги, недвижимость, предметы роскоши. Если их объемы сократятся, СМИ это почувствуют достаточно остро. Наиболее уязвимые для кризиса медиа - ТВ, глянец, наружка. Менее уязвимы - газеты, радио, Интернет, где произойдет перераспределение рекламных категорий и оптимизация тарифов.

Как, по Вашим прогнозам, будут меняться зарплаты?

Е.А.: Независимо от того, как будет развиваться кризис, уровень зарплат будет, как минимум, заморожен, с последующим падением средних реальных выплат работникам СМИ, особенно в Москве.

Наталья Селезнева, генеральный директор рекрутингового медиаагентсва Штаты.RU.

Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок медиа? Какие специалисты могут оказаться на рынке "в избытке" в первую очередь?

Наталья Селезнева: Последствия финансового кризиса для рынка труда пока выражены состоянием тревоги за сотрудников, и в первую очередь, менеджеров среднего звена, за сохранность своего рабочего места и уровня зарплат. Известны истории оптимизации бюджетов в связи с сокращением поступлений от рекламы в медиахолдингах; есть случаи приостановления выхода на работу дорогостоящих менеджеров в связи со срочным пересмотром фонда оплаты труда. Рекламные агентства замораживают всегда "массовый" набор менеджеров для Client Service, оставляя заказы на поиск наиболее дефицитных специалистов. Большинство компаний приостановят расширение бизнеса и найм новых сотрудников, но в то же время останется высоким спрос на лучших менеджеров и специалистов, которые могут быть более доступны в период кризиса, чем до того. У нас в агентстве сейчас есть блестящие вакансии Channel Manager и Marketing Manager с работой с Лондоне, так как крупные международные бизнесы не останавливают свое развитие в России и СНГ; есть российские вакансии директоров по маркетингу в крупные издания. Компании не перестанут покупать лучший опыт и мозги, так как стратегия бизнес-развития в условиях кризиса становится еще более острым вопросом.

Источник: dpmoney

22.10.08