Ну вот. Это случилось. Газеты и журналы начинают затягивать пояса. На самом деле рынок СМИ еще не обвалился. Во многих печатных изданиях еще действуют прежние долговременные контракты с рекламодателями. Но в воздухе уже пахнет грозой.

К сожалению, по понятным причинам я не могу назвать имен моих информаторов. Под плохими новостями никто подписываться не хочет. Так что можно считать эту колонку чем-то вроде набора слухов. Надежных слухов.

Самые неприятные новости

Самые неприятные известия поступают из издательских домов "Коммерсантъ" и "Эксперт". У "Коммерсанта", и особенно у его чрезвычайно выгодного приложения Weekend, положение крайне тревожное. Рекламодатели снимают полосы.

На собрании редакторов издательского дома руководство успокоило сотрудников, сообщив, что этот финансовый год был хорошим и премии будут выплачены. Однако с начала 2009 года жизнь радикально изменится. Не исключены масштабные сокращения персонала - до трети сотрудников. Конечно, нужно заметить, что штат "Коммерсанта", по мнению многих моих коллег, значительно раздут. "Возьмите людей" - так, по словам очевидцев, говорило начальство ИД в ответ на любые обращения по поводу реализации тех или иных проектов. И теперь этих людей, видимо, придется уволить.

Но если даже не треть, а четверть сотрудников этого крупного издательского дома окажется на улице, сразу подскочит журналистская безработица и упадет стоимость труда.

В ИД "Эксперт" дело даже не столько в проблемах с рекламой, сколько в том самом пресловутом кризисе ликвидности. Издательский дом взялся за создание телеканала. Телеканал - дорогое удовольствие. Больших денег стоят и сотрудники (телевизионные зарплаты как минимум в полтора раза выше, чем на печатном рынке), и техническая оснастка. Денег заняли много, а отдавать нечем. И перекредитоваться сейчас негде.

Все это вылилось в "зажимание" зарплат журналистам. Так руководство пытается найти дополнительные средства. Я точно знаю, что в журнале "Русский репортер" в сентябре зажали аванс. И говорят, что в других журналах издательского дома возникли те же проблемы.

"Ведомости" затягивают пояса

В газете "Ведомости", на первый взгляд, ситуация довольно стабильная. Сокращениями не грозят. Пока что действуют прежние контракты с рекламодателями и реклама есть.

Хотя командировки в газете теперь нужно оформлять сильно заранее, чтобы купить дешевые билеты, а удобства вроде оплачиваемого компанией такси отменили.

Но недавно руководство провело собрание редакторов и руководителей отделов и объявило, что впереди - сложные времена и рассчитывать на увеличение штата сотрудников и рост зарплат не стоит. Хотя увеличение штата для "Ведомостей" не баловство. Газета изначально была сконструирована так, чтобы максимум функций выполнял минимум сотрудников. Люди зашиваются. Уход одного-двух журналистов из отдела значительно повышает загрузку оставшихся. И порой для некоторых отделов обещание увеличить штат не менее важно, чем обещание повысить зарплату или выплатить премию. Премию, кстати, в конце года заплатить обещали, но урезанную. Об остальном приказано забыть, причем в самой жесткой форме. Кроме того, руководителям отделов рекомендовали по максимуму отказаться от услуг фрилансеров. И негромко посоветовали присмотреться к своим подчиненным и выбрать одного сотрудника на заклание. (Я рекомендую сотрудникам газеты начать приносить своим редакторам на рабочее место кофе и чай с вкусными булочками, предлагать массаж головы и шейно-затылочного участка, наливать по вечерам дорогого коньяка и - самое главное - отчаянно повысить качество репортерской работы.)

Кроме того, руководство планировало запустить двадцатиполосный вариант газеты (10+10). Два раза такие пробные номера уже были выпущены. Но теперь, к радости редакторов отделов, принято решение вернуться к старому шестнадцатиполосному формату (8+8).

Индеп: пока ничего

В целом в ИД Independent Media/Sanoma Magazines, где выходит газета "Ведомости", дела идут не так уж плохо. Какие-то новые проекты отложены, но какие-то запускаются. Скажем, готовится новый женский журнал. Набирают штат.

На тревожном осеннем фоне журнал Esquire, по свидетельствам сотрудников, продолжает чувствовать себя вполне нормально. В августе произошло обещанное повышение заработной платы. До сих пор ни одна полоса рекламы не утеряна. Никаких пугающих заявлений главный редактор и издатель не делали. Впрочем, возможно, это лишь до нового года. Потом кончатся старые рекламные контракты, и невероятно раздувшийся журнал может заметно похудеть. Хотя нужно заметить, что своих денег у издательства много и акционеры у него серьезные. Бизнес диверсифицирован по разным сегментам медиарынка. Как-нибудь выплывут.

Что будет?

Суммируя все эти новости, можно сказать, что, скорее всего, до конца года все будет относительно неплохо. Потом начнутся труднопредсказуемые сюрпризы. Пока со всей определенностью можно утверждать одно - количество рекламы снизится. Прежде всего упадет имиджевая и потребительская реклама, особенно luxury. Глянцу, как уже все сказали, сильно "поплохеет". Падение рынка ударит и по деловым газетам, и по еженедельникам. Вопрос только - в какой степени? Кто знает? Поскольку такого типа кризиса мы еще никогда не переживали, ни игроки медиарынка, ни эксперты не могут точно описать, что нас ждет.

Но очевидно одно: если даже в одном "Коммерсанте" начнутся увольнения, если пара-тройка газет и журналов попытается избавиться от фрилансеров, ситуация на журналистском рынке труда станет очень неприятной. Зарплаты и размеры гонораров упадут точно.

Существует еще одна неожиданная, на первый взгляд, угроза. Банки и инвестиционные компании, попадая в долговую яму и находясь на грани банкротства, в первую очередь охотно сокращают экономистов и аналитиков. Эти люди, как правило, умеют писать. И в изданиях, пишущих об экономике, они желанные гости. В нормальные времена эти люди стоят слишком дорого. Работать в СМИ им невыгодно. Но в кризис они могут охотно пойти в журналисты. Один прецедент мне уже известен.

Некая дама готовилась поступить на работу в одно крупное издание. Все уже вроде было решено. Но в последний момент на ее место взяли солидного аналитика из банка, согласившегося работать за меньшие, чем просила она, деньги. Осторожно, аналитики идут!

Горькая ухмылка

Одна из моих знакомых, успешная и высокооплачиваемая журналистка, заметила, что в этой ситуации ее особенно волнует, насколько все эти урезания бюджетов, грядущие увольнения обусловлены действительными экономическими трудностями изданий, а насколько - жадностью или испугом руководства издательских домов. Возможно, все эти разговоры о кризисе лишь повод "урезать косты" и сэкономить на персонале по максимуму? Возможно, пояса затягивают на всякий случай?

Несмотря на то что кризис уже совсем не выглядит игрушечным, некоторые основания для таких подозрений, по-моему, есть. Все знают, как медиаменеджеры любят продемонстрировать своим акционерам бережливость и капиталистическую жесткость в работе с персоналом. Один из моих бывших коллег в конце нашего разговора о кризисе сказал: "Как бы то ни было, но, когда я услышал о замораживании зарплат, мое лицо посетила горькая ухмылка". Кризис не кризис, а возможность сэкономить руководители изданий и издательских домов обязательно используют. Как же иначе?

Там, где тепло и сухо

Что делать? Да, наверно, работать на прежнем месте. Возможно, придется потерпеть и "замораживание", и даже некоторое людоедское снижение зарплаты. Если на рынке будут шататься кучи голодных журналистов, руководство издательств обязательно попытается понизить зарплаты. Обязательно.

Но даже в самых тяжелых ситуациях должна оставаться надежда, должна гореть звезда избавления. И мне кажется, что на роль Авалона, на роль журналистского рая, пребывающего нетронутым в жестокой пучине мировой рецессии, вполне годится сектор B2B и внутрикорпоративных изданий. Что я имею в виду. Мой старый приятель Денис Пикунов, заместитель генерального директора издательского дома "Фабрика журналов", признался мне, что кризис практически не коснулся их бизнеса: "У нас пока слетел лишь один проект. Сеть по продаже электроники отказалась от выпуска потребительского журнала, потому что не сможет набрать туда рекламу. Но с другими проектами все хорошо. Мы выпускаем два вида изданий - внутрикорпоративные журналы и отраслевые. Что касается корпоративных журналов, то, думаю, только очень неразумная компания откажется от такого важного инструмента управления персоналом в период увольнений. Мы им нужны. Да и отраслевые журналы в кризис, по-моему, должны быть весьма востребованы". На недавней конференции по B2B, все коллеги говорили то же самое: пока все нормально. Почему так? Внутрикорпоративные издания не живут от рекламы.

В сложные периоды компании заинтересованы в таких изданиях, потому что во время сокращений зарплат и увольнений внутренний PR- один из важных инструментов управления персоналом. Такие издания обходятся недорого. Они останутся на плаву.

Профессиональные, отраслевые издания тоже могут устоять, потому что в кризис инструменты обмена информацией и каналы для поддержания репутации компаний в профессиональном сообществе востребованы даже больше, чем до кризиса.

Вот они - острова стабильности. Вот где будет сухо и тепло, когда страну затопит вода финансового отчаяния. Правда, стоит понимать, что $ 5000 никто там получать не будет. Зарплаты в этом секторе скромные. Редактор - около $ 2000. Гонорар за статью - $150-400. Зато вовремя и в полном объеме.

Источник: OpenSpace.ru

30.10.08