Ну вот. Это случилось. Газеты и журналы начинают затягивать пояса. На самом деле рынок СМИ еще не обвалился. Во многих печатных изданиях еще действуют прежние долговременные контракты с рекламодателями. Но в воздухе уже пахнет грозой.
К сожалению, по понятным причинам я не могу назвать имен моих информаторов. Под плохими новостями никто подписываться не хочет. Так что можно считать эту колонку чем-то вроде набора слухов. Надежных слухов.
Самые неприятные новости
Самые неприятные известия поступают из издательских домов "Коммерсантъ" и "Эксперт". У "Коммерсанта", и особенно у его чрезвычайно выгодного приложения Weekend, положение крайне тревожное. Рекламодатели снимают полосы.
На собрании редакторов издательского дома руководство успокоило сотрудников, сообщив, что этот финансовый год был хорошим и премии будут выплачены. Однако с начала 2009 года жизнь радикально изменится. Не исключены масштабные сокращения персонала - до трети сотрудников. Конечно, нужно заметить, что штат "Коммерсанта", по мнению многих моих коллег, значительно раздут. "Возьмите людей" - так, по словам очевидцев, говорило начальство ИД в ответ на любые обращения по поводу реализации тех или иных проектов. И теперь этих людей, видимо, придется уволить.
Но если даже не треть, а четверть сотрудников этого крупного издательского дома окажется на улице, сразу подскочит журналистская безработица и упадет стоимость труда.
В ИД "Эксперт" дело даже не столько в проблемах с рекламой, сколько в том самом пресловутом кризисе ликвидности. Издательский дом взялся за создание телеканала. Телеканал - дорогое удовольствие. Больших денег стоят и сотрудники (телевизионные зарплаты как минимум в полтора раза выше, чем на печатном рынке), и техническая оснастка. Денег заняли много, а отдавать нечем. И перекредитоваться сейчас негде.
Все это вылилось в "зажимание" зарплат журналистам. Так руководство пытается найти дополнительные средства. Я точно знаю, что в журнале "Русский репортер" в сентябре зажали аванс. И говорят, что в других журналах издательского дома возникли те же проблемы.
"Ведомости" затягивают пояса
В газете "Ведомости", на первый взгляд, ситуация довольно стабильная. Сокращениями не грозят. Пока что действуют прежние контракты с рекламодателями и реклама есть.
Хотя командировки в газете теперь нужно оформлять сильно заранее, чтобы купить дешевые билеты, а удобства вроде оплачиваемого компанией такси отменили.
Но недавно руководство провело собрание редакторов и руководителей отделов и объявило, что впереди - сложные времена и рассчитывать на увеличение штата сотрудников и рост зарплат не стоит. Хотя увеличение штата для "Ведомостей" не баловство. Газета изначально была сконструирована так, чтобы максимум функций выполнял минимум сотрудников. Люди зашиваются. Уход одного-двух журналистов из отдела значительно повышает загрузку оставшихся. И порой для некоторых отделов обещание увеличить штат не менее важно, чем обещание повысить зарплату или выплатить премию. Премию, кстати, в конце года заплатить обещали, но урезанную. Об остальном приказано забыть, причем в самой жесткой форме. Кроме того, руководителям отделов рекомендовали по максимуму отказаться от услуг фрилансеров. И негромко посоветовали присмотреться к своим подчиненным и выбрать одного сотрудника на заклание. (Я рекомендую сотрудникам газеты начать приносить своим редакторам на рабочее место кофе и чай с вкусными булочками, предлагать массаж головы и шейно-затылочного участка, наливать по вечерам дорогого коньяка и - самое главное - отчаянно повысить качество репортерской работы.)
Кроме того, руководство планировало запустить двадцатиполосный вариант газеты (10+10). Два раза такие пробные номера уже были выпущены. Но теперь, к радости редакторов отделов, принято решение вернуться к старому шестнадцатиполосному формату (8+8).
Индеп: пока ничего
В целом в ИД Independent Media/Sanoma Magazines, где выходит газета "Ведомости", дела идут не так уж плохо. Какие-то новые проекты отложены, но какие-то запускаются. Скажем, готовится новый женский журнал. Набирают штат.
На тревожном осеннем фоне журнал Esquire, по свидетельствам сотрудников, продолжает чувствовать себя вполне нормально. В августе произошло обещанное повышение заработной платы. До сих пор ни одна полоса рекламы не утеряна. Никаких пугающих заявлений главный редактор и издатель не делали. Впрочем, возможно, это лишь до нового года. Потом кончатся старые рекламные контракты, и невероятно раздувшийся журнал может заметно похудеть. Хотя нужно заметить, что своих денег у издательства много и акционеры у него серьезные. Бизнес диверсифицирован по разным сегментам медиарынка. Как-нибудь выплывут.
Что будет?Суммируя все эти новости, можно сказать, что, скорее всего, до конца года все будет относительно неплохо. Потом начнутся труднопредсказуемые сюрпризы. Пока со всей определенностью можно утверждать одно - количество рекламы снизится. Прежде всего упадет имиджевая и потребительская реклама, особенно luxury. Глянцу, как уже все сказали, сильно "поплохеет". Падение рынка ударит и по деловым газетам, и по еженедельникам. Вопрос только - в какой степени? Кто знает? Поскольку такого типа кризиса мы еще никогда не переживали, ни игроки медиарынка, ни эксперты не могут точно описать, что нас ждет.
Но очевидно одно: если даже в одном "Коммерсанте" начнутся увольнения, если пара-тройка газет и журналов попытается избавиться от фрилансеров, ситуация на журналистском рынке труда станет очень неприятной. Зарплаты и размеры гонораров упадут точно.
Существует еще одна неожиданная, на первый взгляд, угроза. Банки и инвестиционные компании, попадая в долговую яму и находясь на грани банкротства, в первую очередь охотно сокращают экономистов и аналитиков. Эти люди, как правило, умеют писать. И в изданиях, пишущих об экономике, они желанные гости. В нормальные времена эти люди стоят слишком дорого. Работать в СМИ им невыгодно. Но в кризис они могут охотно пойти в журналисты. Один прецедент мне уже известен.
Некая дама готовилась поступить на работу в одно крупное издание. Все уже вроде было решено. Но в последний момент на ее место взяли солидного аналитика из банка, согласившегося работать за меньшие, чем просила она, деньги. Осторожно, аналитики идут!
Горькая ухмылка
Одна из моих знакомых, успешная и высокооплачиваемая журналистка, заметила, что в этой ситуации ее особенно волнует, насколько все эти урезания бюджетов, грядущие увольнения обусловлены действительными экономическими трудностями изданий, а насколько - жадностью или испугом руководства издательских домов. Возможно, все эти разговоры о кризисе лишь повод "урезать косты" и сэкономить на персонале по максимуму? Возможно, пояса затягивают на всякий случай?
Несмотря на то что кризис уже совсем не выглядит игрушечным, некоторые основания для таких подозрений, по-моему, есть. Все знают, как медиаменеджеры любят продемонстрировать своим акционерам бережливость и капиталистическую жесткость в работе с персоналом. Один из моих бывших коллег в конце нашего разговора о кризисе сказал: "Как бы то ни было, но, когда я услышал о замораживании зарплат, мое лицо посетила горькая ухмылка". Кризис не кризис, а возможность сэкономить руководители изданий и издательских домов обязательно используют. Как же иначе?
Там, где тепло и сухо
Что делать? Да, наверно, работать на прежнем месте. Возможно, придется потерпеть и "замораживание", и даже некоторое людоедское снижение зарплаты. Если на рынке будут шататься кучи голодных журналистов, руководство издательств обязательно попытается понизить зарплаты. Обязательно.
Но даже в самых тяжелых ситуациях должна оставаться надежда, должна гореть звезда избавления. И мне кажется, что на роль Авалона, на роль журналистского рая, пребывающего нетронутым в жестокой пучине мировой рецессии, вполне годится сектор B2B и внутрикорпоративных изданий. Что я имею в виду. Мой старый приятель Денис Пикунов, заместитель генерального директора издательского дома "Фабрика журналов", признался мне, что кризис практически не коснулся их бизнеса: "У нас пока слетел лишь один проект. Сеть по продаже электроники отказалась от выпуска потребительского журнала, потому что не сможет набрать туда рекламу. Но с другими проектами все хорошо. Мы выпускаем два вида изданий - внутрикорпоративные журналы и отраслевые. Что касается корпоративных журналов, то, думаю, только очень неразумная компания откажется от такого важного инструмента управления персоналом в период увольнений. Мы им нужны. Да и отраслевые журналы в кризис, по-моему, должны быть весьма востребованы". На недавней конференции по B2B, все коллеги говорили то же самое: пока все нормально. Почему так? Внутрикорпоративные издания не живут от рекламы.
В сложные периоды компании заинтересованы в таких изданиях, потому что во время сокращений зарплат и увольнений внутренний PR- один из важных инструментов управления персоналом. Такие издания обходятся недорого. Они останутся на плаву.
Профессиональные, отраслевые издания тоже могут устоять, потому что в кризис инструменты обмена информацией и каналы для поддержания репутации компаний в профессиональном сообществе востребованы даже больше, чем до кризиса.
Вот они - острова стабильности. Вот где будет сухо и тепло, когда страну затопит вода финансового отчаяния. Правда, стоит понимать, что $ 5000 никто там получать не будет. Зарплаты в этом секторе скромные. Редактор - около $ 2000. Гонорар за статью - $150-400. Зато вовремя и в полном объеме.
Источник: OpenSpace.ru30.10.08