Многие СМИ уже ощутили на себе последствия финансового кризиса: первым шагом стало сокращение штатных сотрудников. Однако это не единственная проблема, возникшая в медиасреде в результате экономических осложнений. Какими еще трудностями обернулся кризис для печатной отрасли и чего ей ждать в будущем, - корреспонденту Lenizdat.ru рассказали эксперты медиасферы.
Рост цен: сезонное явление или признак кризиса?
Одним из признаков наступившего кризиса могло стать изменение цен на печатную продукцию. По информации экспертов, за последние два месяца они выросли на 20 процентов. Как сообщили корреспонденту Lenizdat.ru работники розничных точек распространения печатной продукции, рост цен действительно заметен. Так, по их словам, газеты подорожали в среднем на 5 рублей, а журналы на 10 рублей.
Осеннее повышение стоимости печатной продукции генеральный директор ЗАО "Роспечать" Олег Вертилецкий считает сезонным и связывает с традиционным ростом цен на печать, бумагу и рекламу.
По его словам, повышение розничных цен на издания чаще всего бывает связано не с политикой компаний-распостранителей, а с изменением "ценника" на продукцию в издательских домах. "У нас цены пока не растут", - сообщил он и добавил, что использование повышения цен издательскими домами в качестве антикризисной меры чревато последствиями: издания могут потерять читателей. "Если цены вырастут, уровень спроса, естественно, снизится. Кризис гуляет по стране, люди скорее будут думать о хлебе насущном, чем о зрелищах", - отмечает Вертилецкий.
С ним согласен Георгий Григорян, генеральный директор компании "Медиапартнер": "В какой-то степени говорить о повышении цен в связи с кризисом можно, но я бы все-таки рассматривал происходящее как сезонное явление. Повышение цен - естественный процесс, но и он имеет свой предел. Вряд ли рост цен будет продолжаться, печать - это не товар первой необходимости".
По мнению генерального директора "Метропресс" Тудора Истратия, наблюдаемое "повышение цен пока никак не связано с кризисом". "Оптовые цены на рынке поднялись еще в августе и сентябре", - рассказал он. По словам Тудора Истратия, подобные изменения связаны не с сетями распространения, а с ценовой политикой издательских домов.
Однако издатели заявляют о том, что не повышали цен на свою продукцию и не планируют этого делать. Так, управляющий директор "Делового Петербурга" Нира Винник говорит о том, что "если и есть рост цен на наше издание, то это связано с ростом цен в сетях распространения. Мы не поднимали цен в текущий период".
По ее мнению, вопрос о повышении цены каждое издательство будет решать самостоятельно в зависимости от того, за счет чего они хотят сохранить свои тиражи в кризисный период.
"Есть несколько стратегий, которыми могут воспользоваться издания. Первая из них - сокращение издержек внутри компании, которое позволяет остаться на том же уровне цен и быть более доступными для своей аудитории. "Деловой Петербург" будет придерживаться именно ее. Вторая - поднимать цены на продукцию, к которой читатели имеют больший интерес", - рассказала Нира Винник.
По словам коммерческого директора издательского дома "Коммерсант" Павла Филенкова, издательский дом не планирует повышать цены на свою продукцию ни в рублевом, ни в долларовом эквиваленте. "В регионах цена изданий может возрасти, но это происходит исключительно из-за роста цен на услуги почты. Мы свою исходную цену ни на розничную продукцию, ни на рекламу не меняем и, более того, не собираемся этого делать", - прокомментировал ситуацию он.
В современных условиях наблюдается перераспределение спроса, а не общее повышение цен на печатную продукцию, как полагает Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. "На одни издания спрос растет, на другие - падает. В целом цены по стране на печатную продукцию остаются стабильными", - считает он.
Первые отраслевые трудности
Видимая проблема отрасли, которая сказывается и на отношениях дистрибьюторов и издателей, и на ценнике для читателя, - приостановка поставок печатных изданий в супермаркеты по России. Эту проблему эксперты констатируют как уже свершившийся факт.
Возникла она из-за того, что сети ритейла задерживают оплату за продукцию, а некоторые супермаркеты полностью прекращают оплату уже поставленных печатных изданий.
По информации Ассоциации распространителей печатной продукции, три большие сети в Москве больше не распространяют прессу в супермаркетах - за неплатежи им прекратили поставки. Проблема, возникшая в отрасли в части движения платежей, может привести к информационному вакууму в стране, как считает Александр Оськин.
"Традиционные каналы сбыта испытывают затруднения, - прокомментировал ситуацию Георгий Григорян. - Возможные последствия кризиса - изменение дислокации точек покупки изданий и снижение лояльности покупателей к печатной продукции".
Стоит отметить, что 27 октября на официальном сайте Ассоциации распространителей печатной продукции появилось открытое письмо к президенту Медведеву, в котором распространители, помимо других проблем отрасли, отмечают следующее: "Издатели и дистрибьюторы с тревогой отмечали, что к имеющимся проблемам кризис добавил новые. Практически все предприятия, торгующие периодической печатной продукцией, вынуждены свернуть свои программы по развитию или модернизации технологий из-за прекращения кредитования".
Возникли трудности и у полиграфистов: они отмечают падение количества заказов на печатную продукцию. Прежде всего, такие изменения говорят о падении платежеспособности клиентов. Так, генеральный директор типографии "Невская печать" Алексей Пагодин опасается, что проблема связана именно с финансовым кризисом.
Ряд сложностей с получением платежей испытывает и гендиректор типографии "Кирилл и Мефодий" Андрей Егоров. По его словам, клиенты задерживают оплату за проделанную работу, объясняя это сложной финансовой ситуацией в связи с кризисом.
Кризис: чего ждать и как спасаться
Стоит отметить, что, в общем, эксперты относятся к наступающему кризису довольно спокойно. По мнению некоторых игроков медиабизнеса, причин для пессимизма сегодня в отрасли нет. Так, Тудор Истратий констатирует прирост продаж по сравнению с сентябрем.
По мнению Александра Оськина, влияние кризиса на отрасль может быть даже благотворным. "Есть много изданий, которые я отношу к издательскому мусору. Это - искусственно поддерживаемые издания, которые не пользуются спросом", - считает он. По словам эксперта, от исчезновения таких изданий на рынке вряд ли что-то изменится. "У нас перепроизводство печатной продукции. В Германии, например, циркулирует всего 5-6 тысяч наименований, а в России - около 80 тысяч газет и журналов, - приводит он данные статистики. - Это сумасшедший дом! Такое количество печатных изданий в России не нужно. Кризис наведет порядок".
На вопрос о том, кто же выживет в результате кризиса, Александр Оськин ответил: "Выживут те издания, которые нужны потребителю и наиболее полно удовлетворяют информационные потребности населения в разных аспектах: от бульварного до делового и политического". Все остальные издания, неадекватные спросу, по словам эксперта, просто канут в небытие.
По мнению Павла Филенкова, грядущие в связи с кризисом перемены коснутся в первую очередь рекламы и вряд ли будут позитивными для рынка. "Издатели живут за счет рекламы, а во время кризисных явлений компании пытаются сократить расходы, чтобы повысить устойчивость бизнеса, - рассказал он. - Реклама, к сожалению, относится к тем секторам, которые "режут" в первую очередь. Но не стоит забывать, что один из способов сохранить бизнес - это повышение рекламной активности. Мы рассчитываем на поведение части рекламодателей именно в таком ключе".
Такой вариант развития событий возможен, учитывая, что, по словам эксперта, кризис может затянуться.
"Мое ощущение, что этот кризис не станет таким глубоким, как в 1998 году, но будет более длительным и нервным, - поделился мнением Павел Филенков. - Рассчитывать на то, что кризисные явления будут исчерпаны за полгода, к сожалению, мы не можем".
Тем не менее, как считает эксперт, то, что происходит в России сейчас. - в большей степени паника, за исключением отраслей, где прослеживаются кризисные явления: это биржевая, инвестиционная, финансовая сферы. "Вне этой сферы, мне кажется, истерическая составляющая рынка гораздо выше, чем реальная. Ситуацию подогревает и то, что кризис официально не объявлен, - убежден он. - Банки закрывают друг другу счета, из-за чего ухудшается финансовое обращение денег".
По мнению экспертов, паника на рынке подрывает и партнерские отношения в медиасфере, чего допускать ни в коем случае нельзя. "Конструктивный диалог всех звеньев медиабизнеса - один из способов преодолеть кризис", - убежден Григорий Григорян. - В подобной ситуации прежде всего страдают партнерские отношения, избежать последствий кризиса можно, только общаясь, обсуждая проблемы за столом переговоров". По словам Григоряна, поиск антикризисных решений в одиночку каждой из сторон вряд ли будет эффективным. "Дистрибьютор примет решение не поставлять издание в связи с кризисом, а издательство, со своей стороны, повысит цены на продукцию", - приводит он пример неконструктивного диалога. По мнению Григория Григоряна, первым антикризисным шагом должен стать ряд мероприятий по обсуждению совместных действий представителей медиасферы в связи с грозящими отрасли проблемами.
Источник: lenizdat.ru05.11.08