В ближайшее время Дума может утвердить поправку к закону о СМИ, которая позволит чиновникам игнорировать право журналистов на внеочередное получение информации от властей. Массмедиа, таким образом, лишаются статуса четвертой власти. Обсуждение проекта в первом чтении обернулось большим скандалом, прессу поддержала Общественная палата, и парламентарии обещали ко второму чтению ошибку исправить.
Проект закона об информоткрытости органов власти всех уровней и вытекающие из него поправки к закону о СМИ были внесены в начале 2007 года правительством Михаила Фрадкова. Но последующие кабинеты интерес к документу явно утратили. После первого чтения в июне того же года и скоростной подготовки ко второму наступила долгая пауза. Прервалась она только вчера - комитет нижней палаты по информполитике обсудил новую редакцию законопроектов и попросил Минэкономразвития побыстрее согласовать их с администрацией президента и внутри самого правительства. Предполагается, что второе чтение состоится в начале декабря - вместе с проектом закона о доступе граждан к решениям судов. Кстати, и закон об информоткрытости теперь будет называться по той же схеме - о доступе граждан к информации о деятельности органов госвласти.
Между тем после внесения правки ко второму чтению в проекте существенных изменений так и не произошло.
Правда, из документа исчезла прямая и грубая формулировка - о том, что СМИ получают информацию в общем порядке, то есть в течение 30 дней. Однако замена скомпрометированного тезиса выглядит не лучше: "Предоставление госорганами информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством РФ о СМИ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов".
Странную фразу глава департамента госрегулирования в экономике МЭР РФ Андрей Шаров прокомментировал столь же экзотическим образом: мол, СМИ смогут сами решать, по какому закону им работать. Определение "странный" тут вполне уместно: во-первых, проблема эта урегулирована, а во-вторых, по закону о СМИ ответ на письменный запрос о той или иной информации должен быть дан в течение семи дней. И трудно себе представить редактора, который выберет для ответа 30-дневный, а не 7-дневный срок.
Каверза в том, что выбирать будет не только вопрошающий, но и отвечающий. И, как объяснил "НГ" один из депутатов, предлагаемая формулировка делает однозначным выбор чиновников на тот счет, по какому закону им общаться со СМИ. Естественно, по тому, который предполагает более долгий срок ответа на вопросы надоедливых журналистов.
Напомним: еще совсем недавно единороссы утверждали - обсуждение любых поправок к закону о СМИ приостановлено. Поскольку, мол, во фракции ЕР есть рабочая группа, которая готовит новую редакцию базового медийного закона. Очевидно, запрет не касается тех случаев, когда требуется одернуть журналистов.
Заметим: отъем прав происходит на фоне расширения спектра обязанностей СМИ. Как стало известно "НГ", группа сенаторов во главе с Людмилой Нарусовой предложила запретить СМИ собирать информацию о частной жизни гражданина без разрешения на это его самого. Сопровождался этот запрет туманной оговоркой - "за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов".
Некоторые депутаты инициативу Нарусовой оценили весьма скептическим. Например, зампред информационного комитета ГД Борис Резник предположил: "Она, видимо, все-таки не имеет перспектив". По мнению депутата, "если кто-то ворует или совершает другие плохие поступки намеренно тихо и незаметно, то что же - у него надо просить разрешения на разоблачение?"
Источник: Независимая газета07.11.08