В Мэрии прошел VIII московский отраслевой форум СМИ

13 ноября с.г. в здании Мэрии Москвы на Новом Арбате состоялся VIII ежегодный отраслевой форум «Московский Союз Печати. Технологии реализации печатной продукции в г. Москве», организованный Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.

В ходе мероприятия прошла демонстрация инновационных решений в области продвижения и рекламы печатной продукции, представление проектов, позволяющих качественно осуществлять продажи и продвижение прессы в интересах читателя.

С вступительным словом выступил Замуруев В.И., председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Открывая форум, заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы И.П. Ткач вручил награды победителям конкурса профессионального мастерства «Лидеры 2008 года – Московские мастера».

В «Золотую десятку топ-менеджеров» вошли Богданов А.Н. (генеральный директор ЗАО «Сейлс»), Боков А.Ю. (генеральный директор ЗАО «Наша Пресса»), Истратий Т.А. (генеральный директор ООО «Метропресс»), Кокорев В.И. (первый заместитель генерального директора ОАО «Роспечать», генеральный директор ЗАО «Агентстсво подписки и розницы»), Люлин М.Ю. (генеральный директор ООО «Торговый дом прессы» холдинга «Деловой мир»), Мельников Р.П. (генеральный директор ООО «ПрессХаус»), Морулев В.П. (вице-президент по распространению ООО Издательство «Деловой мир»), Муравьева Е.Е. (коммерческий директор ГК «Кардос»), Попов А.В. (генеральный директор ЗАО «Центропечать»), Федотов А.В. (исполнительный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс»).

В продолжение работы форума президент АРПП Д.В. Мартынов представил доклад «Состояние и тенденции на рынке распространения прессы Москвы».

Он отметил, что в условиях экономической нестабильности, вызванной мировым финансовым кризисом, на рынке печатных СМИ в последнее время начали проявляться трудности, затрагивающие всех участников рынка. В своём выступлении Мартынов  уделил внимание основным факторам, определяющим направления изменения и перспективы развития рынка СМИ.

Д.В. Мартынов рассказал о социальной роли системы дистрибуции. Она – технологическое звено, которое должно обеспечивать свободный доступ любого печатного слова, без какой-либо политической дискриминации, в систему распространения, с одной стороны; и обеспечивать возможность любому гражданину страны получить тот источник печатной информации, который ему нужен.

Далее в своем выступлении Д.В. Мартынов проинформировал собравшихся о специфичности такого информационного носителя как печатная продукция. Отметил, что периодическая печатная продукция имеет существенное отличие от всех иных товаров, продающихся в любых розничных сетях. Отличие в том, что он обладает свойством дуалистичности. С одной стороны, это контент на бумажном носителе, а с другой - носитель рекламы.

Ещё одним фактором, оказывающим влияние на рынок, является диверсификация, которая в последнее время всё чаще наблюдается в издательском бизнесе. В данном случае издатель ищет новые пути и способы доставки своего контента до потребителя. На сегодня наиболее яркий и наиболее сильно влияющий как на издательский, так и на дистрибуционный сегменты рынка пример – это развитие сегмента бесплатных газет.

Д.В. Мартынов подробно остановился на тенденциях издательского сегмента. Рынок традиционных газет продолжает испытывать трудности и терять тиражи. Он рассказал собравшимся о фактах и тенденциях рынка печатных СМИ г.Москвы. В настоящее время в Москве издаётся более 40% всей периодики РФ. 90% всех зарегистрированных в Центральном ФО СМИ. 85% всех зарегистрированных в РФ журналов приходится на Москву.

Москва определяет структуру рынка журналов практически полностью. Ситуация с газетами иная. На Москву приходится порядка 10% наименований от всех изданий РФ, остальные распределяются в среднем равномерно по регионам России. В розницу в Москве реализуется порядка 400 наименований ежедневных газет и еженедельников и свыше 3000 журналов.

Сети супермаркетов играют все возрастающую роль в процессе реализации прессы, отметил докладчик. Активное развитие продуктовых торговых сетей, которое наблюдалось на протяжении последних 8 лет в России, способствовало развитию сегмента дистрибуции прессы в этом направлени.

По прогнозам, кризис ритейла, связанный с уменьшением прибыльности на фоне финансового кризиса, приведет к сокращению числа игроков на этом рынке и консолидации розничной торговли. Кроме того, кризис заставляет сети концентрироваться на повышение эффективности работы объектов и извлечение максимальной прибыли.

Киосковый бизнес в России на протяжении десятилетий был одной из самых устойчивых и распространённых форм реализации печатной продукции. Активный рост сегмента киосковых сетей в Москве наблюдался в 2003-2004г. чему способствовало сокращение количества “лоточников” и “ручников”.

На недавно прошедшем конгрессе Distripress в Стамбуле во время обсуждений проблем, с которыми сталкиваются зарубежные участники рынка распространения, неоднократно звучала мысль о том, что киоски и розничные точки продаж в принципе не могут существовать только за счёт продаж прессы.

Ещё одним значительным сегментом распространения печатных СМИ в г. Москве являются сети специализированных магазинов и павильонов по продаже прессы. Их доля в последние годы стремительно увеличивалась в связи с увеличением количества торговых объектов. Но не смотря на то, что формат минимаркетов и павильонов соответствует рыночным требованиям к современным торговым площадям и пр., он до сих пор не получил широкого распространения на рынке РФ.

Д.В. Мартынов отметил ещё один важный фактор – финансоый кризис, который оказывает огромное влияние на всю российскую экономику в целом и медийную отрасть, в частности. Российский медийный рынок вслед за западным негативно отреагировал на мировой финансовый кризис. Крупные медийные компании сокращают штаты сотрудников, приостанавливают развитие новых проектов и отказываются от инвестиций. Уже закрыты два московских издания – “Московский корреспондент” и “Москва: инструкция по применению”.
Проблемы с рекламными бюджетами возникли у целого ряда издательских домов ещё летом этого года, когда крупные западные компании начали сокращать затраты на рекламную деятельность. И, к сожалению, эта тенденция начинает набирать обороты.

По прогнозам развития рынка дистрибуции прессы в супермаркетах, финансовый кризис наиболее серьезно может ударить по дистрибуторам прессы в супермаркеты. Так как «двухсторонние тиски» - между издателем и ритейлом – сожмутся еще жестче.

В условиях кризиса необходимо обеспечить равное положение всех издателей по платежам. Недопустимой является предоплата или любые формы досрочных платежей до завершения реализации продукции или до плановых сроков расчета с сетями супермаркетов.

В связи со складывающейся на российском рынке печатных СМИ сложной ситуацией необходим комплекс мер законодательного характера, отметил Д.В. Мартынов. Печатные издания, на долю которых приходится свыше 80 процентов всех зарегистрированных в стране СМИ, должны рассматриваться как материальная основа обеспечения информационной суверенности российского государства.

В интересах сохранения единства информационного пространства России и реализации конституционного права граждан на доступность информации он обратился с просьбой к Правительству Москвы и Московской городской Думе поддержать следующие инициативы на федеральном уровне:

1. Обеспечить государственную поддержку в области кредитования на период экономического кризиса.

2. Сохранить для киосковых сетей по продаже прессы ЕНВД.

3. Ввести для предприятий, участвующих в создании, производстве и дистрибуции печатной продукции, единый льготный сквозной НДС на уровне 5%.

4. Принять поправки к действующим законам, в частности, придать печатной продукции, за исключением изданий рекламного и эротического характера, статус социально-значимого товара, а услуге по распространению прессы статуса социально-значимой услуги.

В Москве в условиях экономического кризиса Д.В. Мартынов предложил осуществить следующие меры:

1. Создать условия для прямого кредитования системы распространения печатных СМИ и издательского бизнеса;

2. Обеспечить возможность привлечения иностранной рабочей силы в киоски по продаже прессы;

3. Расширить ассортимент товаров народного потребления, реализуемых через розничные сети распространения прессы в целях повышения рентабельности;

4. Упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы;

 

5. Предусмотреть возможность льготных условий аренды для объектов розничного распространения прессы. Снизить для данной категории предприятий налоги и обязательные платежи в бюджет города.

В завершении своего выступления Д.В. Мартынов отметил, что АРПП готова совместно с Комитетом по СМИ Правительства г. Москвы активно содействовать выработке и внедрению стандартов дистрибуции прессы. Основным инструментом в этом процессе по мнению докладчика могли бы стать саморегулируемые организации отрасли, предусмотренные соответствующим федеральным законодательством.

В рамках круглого стола «Технологии управления продажами. Продвижение и реклама печатных СМИ в местах продаж» с докладом «Сеть минимаркетов прессы «Хорошие Новости». Оптимальные механизмы продвижения в условиях финансового кризиса» выступила М.Ю. Карева, начальник отдела рекламы ООО «ПрессХаус».

В своем выступлении М.Ю. Карева рассказала о минимаркетах прессы «Хорошие Новости», показала широту реализуемых форматов и географию расположения торговых точек, а так же остановилась на планах развития компании по всем бизнес-направлениям.

На примере рекламных кампаний, проводимых в сети «Хорошие Новости», М.Ю. Карева показала возможный прирост тиражей при использовании различных рекламных инструментов, предлагаемых компанией «ПрессХаус».

Она подробно остановилась на новых услугах по продвижению печатной продукции в минимаркетах прессы «Хорошие Новости». К таким инструментам относится стойка Next, размещение издания в именном кармане с именной вставкой и LCD мониторы, которые уже сейчас установлены в более чем 80% минимаркетов «Хорошие Новости».

М.Ю. Карева рассказала о планировании рекламных кампаний в новых экономических условиях. Пояснила, что точное определение целей рекламной кампании является главным и определяющим фактором при планировании. Выбор оптимальных услуг, более тщательная проработка рекламных идей и обязательный анализ проведенных рекламных кампаний позволят оптимизировать рекламные предложения и бюджеты издателей.

С докладом на тему «Современные технологии продвижения и рекламы периодической печатной продукции в местах продаж. Новые разработки и инновационные решения» выступила Н.А. Евдокимова, руководитель группы маркетинга и рекламы ЗАО «Центропечать». Она рассказала о стандартных методах продвижения печатной продукции и подробно остановилась на последних инновациях компании.

Так, «Центропечать» разрабатывает новые механизмы для привлечения внимания покупателей и увеличения продаж. Это пакетные предложения для издателей.

Последняя инновацияразмещение на фасадном стекле киоска логотипа газеты или журнала, выполненного из прозрачной цветной пленки или полностью прозрачного стикера. Такие нововведения позволяют стимулировать через киоски метод «спонтанной покупки», при этом являясь имиджевой рекламой.

Сразу нескольких наград было удостоено ЗАО «Центропечать» на форуме «Московский союз печати». Генеральный директор А.В. Попов стал победителем в конкурсе профессионального мастерства «Лидеры 2008 года – Московские мастера», а доклад Евдокимовой Н.А. был отмечен дипломом в конкурсе презентаций «Эффективные решения и инструменты в рекламе изданий». Начальник контрольного отдела Овчарова Т.М. заняла первое место на конкурсе «Менеджер года». ЗАО «Центропечать», владеющее на сегодняшний день 350 киосками, является одной из самых передовых компаний в своем сегменте. Этот факт отмечали и другие игроки рынка в своих выступлениях на форуме.

 

C докладом «Основные маркетинговые инструменты увеличения продаж прессы» выступила Т.С. Власенко, руководитель департамента стратегического маркетинга ГК «Логос». Она отметила, что во всем мире объемы розничных продаж печатных СМИ постепенно снижаются. На развитых рынках эта тенденция уже проявлялась давно, российский рынок в связи с развивающимся кризисом только начинает её испытывать на себе.

Т.С. Власенко рассказала собравшимся об основных инструментах по продвижению периодических печатных СМИ на зарубежных рынках. Сообщила тенденции продвижения периодических печатных СМИ в мире.

И издатели, и распространители во всем мире отмечают тенденцию постепенного сокращения розничных продаж периодики в связи со снижением интереса населения к чтению, а также перетеканию части аудитории в Интернет. В связи с этим со стороны издателей происходит фокусирование на возврате инвестиций в продвижение. Развивающийся финансовый кризис будет способствовать перераспределению рекламных бюджетов в сторону BTL.

Т.С. Власенко сообщила, что всплеск рекламной активности печатных СМИ наблюдается два раза в год – в период проведения подписных кампаний. Издательскими домами используются чаще всего традиционные медиа-носители. В продолжение выступления она рассказала о продвижении печатных изданий в каналах дистрибуции, эффективности мероприятий по продвижению печатных СМИ.

В связи с развивающимся финансовым кризисом и снижением интереса населения к периодической печати в целом, растущее  значение приобретает процесс продвижения периодической печатной продукции.
На форуме также выступили:
Григорян Г.С., генеральный директор агентства «Медиа Партнер», Котов Р.В., директор по распространению ИД «Стронг Мен», Кудий Г.Н., заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, Ларин А.В., заместитель генерального директора по продвижению и рекламе «Ариа-Аиф», Мельников М.А., генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», Митягин Е.А., начальник управления городских мероприятий и мелкорозничной сети департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Михайлов А.В., НП «Издательская инициатива», Михалева Т.В., начальник отдела продвижения печатной продукции «ДМ-пресс», Моисеенко Д., заместитель генерального директора ООО «Пресса.ру», Монуковская С.В., начальник отдела маркетинга КГ «Кардос», Мягков И.В., руководитель отдела маркетинга ООО Агентства «Желдорпресс - ГП», Соколов К.Б., директор по распространению «HFS», Сулейков А.В., генеральный директор ОАО «Московский союз печати».
 

Пресс-служба ГК «Логос»

 14.11.08