РБК ждет перемен. Компания может продать часть бизнеса до конца года

 

РБК Всего за месяц агентство Standard & Poor's понижало долгосрочный рейтинг РБК дважды, причем второй раз сразу на три пункта (показатель "CCC"). Компании не до рейтингов. РБК занимается продажей части бизнеса, чтобы расплатиться с долгами по кредитам. Эксперты уверяют, что нужно торопиться, ведь в 2009 году капитализация некогда самого быстрорастущего медиахолдинга продолжит стремительное падение.

Еще в начале года капитализация РБК достигала почти 1,5 миллиардов долларов. В октябре-ноябре она сократилась почти в семь раз (данные РТС). Это притом, что худшие времена еще впереди. "В первом полугодии следующего года кризис продолжится. Возможно, это еще более негативно отразится на стоимости компании, потому что их основной доход связан с рекламой, а рекламодатели, формируя бюджеты на 2009 год, скорее всего, будут закладывать гораздо меньшие затраты", - говорит в беседе с Sostav.ru аналитик "Финама" Владислав Кочетков.

О том, что РБК готовится к продаже, Sostav.ru сообщили сразу несколько источников, близких к компании. Медиахолдинг выступил с предложением к ряду крупных игроков о продаже части своих акций. В конце октября стало известно об "эксклюзивных переговорах" с компанией "Газпром-Медиа". Ряд СМИ сообщал о возмножной продаже миноритарного пакета акций. Называлась даже цифра - "около 30%". По словам экспертов, холдингу выгодно продать именно часть компании, а не проекты по отдельности. В этом случае РБК сможет расплатиться с долгами и лелеять надежду на светлое будущее своих активов. По разным оценкам, общий долг компании сегодня может составлять около 200 миллионов долларов, четверть из которых потребуется уже в ноябре на погашение кредита банку Barclays.

В сущности, вопроса остается два: кому будет продан медиахолдинг и каковы его дальнейшие перспективы. Обстоятельства с покупкой пока вырисовываются туманнее. Из всех компаний, которым было сделано предложение, по всей видимости, согласилась только "Газпром-Медиа". "Продажа зарубежному концерну маловероятна (имеется ввиду немецкий Bertelsmann - прим. Sostav.ru). Государство не хочет пускать на медийный рынок иностранных инвесторов", - делится один из участников медиарынка. В "Газпром-Медиа" комментировать ситуацию Sostav.ru отказались.

Владислав Кочетков иронизирует, что если появится вариант иностранного инвестора, РБК будет значительно проще получить госкредиты, "потому что государство будет заинтересовано в том, чтобы не пустить сторонних людей в медийный сектор". Речь идет о кредитах "Внешэкономбанка", которые страна может выделить на терпящие кризис крупные компании с большим числом сотрудников. Но РБК по направлению и масштабам бизнеса не дотягивает до "приоритетной".

"Мы считаем, что сильное давление на акции РБК сохранится до тех пор, пока компания не объявит о заключении соглашения по реструктуризации долга, либо о продаже части бизнеса стратегическому инвестору", - считают в UniCredit Aton. По их мнению, учитывая то, что РБК нужно немедленно расплачиваться с банком Barclays, а операционный денежный поток находится в области отрицательных значений, новости о возможной сделке появятся "уже в ближайшие недели".

"Желательно продаться в этом году и побыстрее, так как в следующем можно получить меньше денег за ту же самую долю", - полагает господин Кочетков из "Финама". Но в то же время крупные сделки не происходят одномоментно. Например, сами по себе переговоры могут затянуться на несколько месяцев. Правда здесь ситуация против отрасли: рынок пока не располагает информацией о том, когда они начались.

Говоря о перспективности холдинга, сегодня все больше экспертов склоняются к тому, что деловая концепция активов РБК может сыграть на руку компании. "В настоящий момент, по крайней мере, на западе, где кризис уже изрядно отыгрался, аудитория бизнес-СМИ только росла", - констатирует президент ассоциации "Интернет и бизнес" Алексей Беляев. Бизнесменам и экономически активным людям интересно что происходит в стране, а потому они все больше обращаются за объективной информацией в специализированные СМИ. Для Росси это не новость: аудитория нишевых ресурсов во время грузино-югоосетинского конфликта выросла в разы. РБК здесь в выигрышной позиции: информагентство и ежедневная газета холдинга берут на себя значительную часть делового информационного поля страны.

"Думаю, что кризис, так или иначе, коснется медийного рынка. Это будет, прежде всего, связано с рекламой, где есть тенденции на её уменьшение по отдельным отраслям. А также, скорее всего, нас ждет увеличение цены на полиграфические услуги, на бумагу, сервисные услуги, особенно связанные с информационными агентствами", - полагает главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев. Газета РБК daily ощутила влияние финансового кризиса одной из первых, причем как позитивную (появление информационных поводов для статей), так и негативную его сторону (сокращение неделовых разделов и количества полос).

Медиахолдинг с некогда завидной репутацией сегодня просто вынужден идти на сокращения. Компанию РБК покинули по разным данным от 5% до 10% персонала, сокращены зарплаты. "На 10% - тем, у кого зарплата до 30 тысяч рублей и на 20% - тем, у кого больше", - сообщил Sostav.ru источник, близкий к компании. Некоторые проекты были приостановлены или оптимизированы. Впрочем, если ситуация с продажей РБК разрешится до нового года, негативные последствия для компании, возможно, получится минимизировать.

Источник: Sostav.ru

18.11.08