Нашу страну принято было называть самой читающей. Однако большая часть советской читательской публики привыкла к демократичным изданиям - "все для народа". Сегодня коллекционирование книжного антиквариата входит в моду, и собиратели уже не считаются затворниками и чудаками. И вот в прошлом году начал выходить новый журнал для библиофилов - "Про книги". Он предназначен для любителей антикварных (до 1917 года) и редких изданий и ориентирован не столько на "темы", "жанры" и "исторический колорит", сколько на историю издательского и книжного дела. Солидная обложка с тиснением, прекрасные фотографии, материалы, посвященные интересным вопросам книгоиздания и собирательства... Мало того, журнал, подобно научным изданиям, снабжен именным и даже предметным указателем.
Закономерно, что за истекший год "Про книги" сам стал редкостью. Новый (третий в этом году) номер, только что вышедший в свет, обещает немало интересного. Михаил Сеславинский на первых страницах отдает должное памяти Солженицына. Член Международной конфедерации антикваров и артдилеров России и СНГ Анатолий Боровков знакомит читателя с книгами ярчайшего художника начала прошлого века Михаила Ларионова. О том, как собирают коллекцию Эрмитажа, рассказывает заведующий сектором новых поступлений музея Виктор Файбисович. Здесь же - фотографии редких изданий: книги, включающей псалмы Давида и молитвослов (1764 год) императрицы Марии Федоровны, и даже... рукописи Четвероевангелия на армянском языке XIV (!) века. Литературоведам можно настоятельно порекомендовать материал Лякишева "В тени усадебных библиотек". Ведь знания по истории литературы должны непременно включать в себя и представления о ее "среде обитания". В самом деле, чтобы понять, к примеру, что стоит за хрестоматийно-пушкинским "отрядом книг уставил полку", важно еще знать, что именно могло находиться в то время на онегинской полке, какая литература была в цене, как ее издавали, хранили и как обустраивали в дворянских усадьбах кабинеты с книгами, на чем сидели во время чтения. Открывая статью Лякишева, узнаешь, что представляли собой библиотечные комнаты XIX века, "заставленные томами в кожаных золототисненых переплетах"... Например, что такое "стул всадника" с подставкой для книг - на который садились лицом к спинке, чтобы не помять во время чтения фалды фрака. Или почему столики-геридоны были выше обыкновенного стола и как выглядели пресс-бювары из бронзы и малахита. А сведения о том, что с середины XIX века дворяне не только открывали школы для крестьянских детей, но и сами преподавали в них, станут откровением для тех, кто знает историю в рамках школьного курса.
В последнее время вслед за эксклюзивными авто, марочными винами и живописью людей известных и состоятельных заинтересовал книжный "винтаж". Думается, тенденция эта будет развиваться. Тем более что на волне кризиса в пику падающим акциям и дешевеющей недвижимости растут вложения в "вечные ценности".
Источник: Итоги
18.11.08