В понедельник шеф-редактору уральского информационного агентства "Ura.ru" Аксане Пановой позвонил зампрокурора Свердловской области Сергей Филипович и пригласил побеседовать.
- Почему вы пишете о кризисе? - начал Филипович.
- А почему мы не должны о нем писать? - удивилась журналистка.
- Я объяснила, что мы работаем строго в соответствии с Законом о СМИ, - рассказала нам Аксана Панова. - А он возразил, что мы разжигаем этот самый кризис и сеем панику тем, что пишем о проблемных банках. Но, простите, разве может информагентство, у которого посещаемость сайта 30 тысяч пользователей в день, разжечь мировой финансовый кризис?
По словам Пановой, зампрокурора потребовал назвать источники информации о "проблемных банках". А получив отказ, мягко попросил по возможности не упоминать в журналистских материалах слово "кризис" и вообще постараться избегать этой темы.
- Действительно, сейчас мы ведем проверку фактов атак СМИ на кредитные организации, - рассказала нам начальник пресс-службы Свердловской прокуратуры Римма БОБИНА. - Генпрокуратура дала задание - проверить, как СМИ освещают кризис, не разжигают ли панику. Мы выполняем задание. Если установим факты нарушения законодательства, то в отношении виновных могут последовать дисциплинарные или уголовные меры.
Екатеринбургские журналисты говорят, что отказываться от освещения кризиса не будут.
- Таких слов, как "кризис", "сложная экономическая ситуация" и тому подобных, на страницах нашей газеты мы не избегаем, - рассказала "Комсомолке" редактор одной из уральских газет Ольга ФИЛИНКОВА. - Мы реально смотрим на вещи. Мы не пытаемся спровоцировать панику. Но замалчивать то, например, что на рынке труда в связи с кризисом сложилась трудная ситуация, мы не можем.
В остальных регионах страны прокуратура тоже получила предписания следить за "кризисными" публикациями в СМИ. Например, в Приморском крае нам признались, что если обнаружат "разжигание экономической паники" в газетах или на ТВ, то тут же среагируют рекомендательным письмом в редакцию. Но пока повода взяться за перо у прокурорских не было.
Александра УЗКИХ, Евгений КАТЫХИН ("КП" - Екатеринбург"), Татьяна СИНИЦЫНА, Ирина ФАСОВА ("КП" - Владивосток").
* * *
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Вредная правда
Пришли, видимо, такие времена, когда одна газетная публикация может обрушить банковский рынок целого региона. Все вокруг хрупко. Под всеми трещит лед, и самым циничным из нас хочется под шумок утопить конкурента. Банкиры, например, топят друга друга, распространяя в прессе "заказные" слухи о банкротствах...
Можно долго удивляться идиотизму утопающих, пытающихся выкинуть друг друга из лодки даже с риском ее перевернуть, но суть одна.
Властям ничего не остается, как делать единственно возможные ходы. Грозить желающим подзаработать на панике карой неминуемой, тем самым надеясь восстановить дисциплину.
Вероятно, это даст эффект. Даже скорее всего... По крайней мере банкиры под строгим взглядом органов наверняка присмиреют и вернутся к менее асоциальным способам борьбы со своими конкурентами.
Одно тревожит. Как только благие пожелания властей воплощают в жизнь правоохранительные органы - жди какого-нибудь черного анекдота. Например, из жизни мои коллег из экономических журналов. Опасная нынче у них работа... Написал о банковском рынке - суши сухари. Бегай потом доказывай, что писал правду.
Если раньше наш брат, политический журналист, рисковал попасть под суд за экстремизм (в части клеветы на представителя органа власти), то теперь появляется новое понятие - экстремизм экономический. В таком времени живем. Чрезвычайном.
Источник: Комсомольская правда20.11.08