В Московской городской думе провели круглый стол, посвященный проблемам развития библиотек. Было признано, что из-за хронического недофинансирования перестроечных лет система библиотечного обслуживания многое потеряла. Сейчас идет процесс ее возрождения. В Москве принята Концепция развития системы до 2015 года.
Тем не менее, по мнению библиотекарей, проблем еще очень много, а надвигающийся кризис может весьма негативно сказаться на городском библиотечном хозяйстве.
Самая не читающая?
В конце октября в Москве прошло Всероссийское совещание руководителей федеральных и региональных библиотек на тему "Библиотеки в правовом пространстве", на которое съехались библиотекари со всей России. Это позволило Комиссии по науке и образованию Мосгордумы пригласить на свой круглый стол наиболее известных специалистов отрасли.
Надо сказать, что данные социальных опросов, которые прозвучали на совещании, не внушают оптимизма.
Например, в 1991-м в России ежедневно читали газету или книгу более 60 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. В 2007-м году аналогичный опрос дал цифру менее 20 процентов. В 1991 году более 80 процентов родителей ежедневно читали своим маленьким детям сказки перед сном, в 2007-м - всего лишь около 7 процентов. Это означает, что в России интерес к чтению резко падает. Следовательно, библиотеки в ближайшем будущем станут просто никому не нужны? Именно на такой минорной ноте началось обсуждение проблемы в Мосгордуме.
Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг ситуации со школьными библиотеками. Собравшиеся отметили, что школа, прежде всего начальная, в состоянии поправить ситуацию с чтением в том случае, если привычку к нему ребенок не получил ни в семье, ни в дошкольном учреждении. Но оказалось, что именно со школьными библиотеками дела обстоят хуже всего. Причем даже в Москве, где общая ситуация значительно лучше, чем в большинстве регионов.
Как считает президент Русской ассоциации "Чтение" Наталья Сметанникова, в отношении учебного процесса в последние годы был принят ряд стратегических решений, которые работникам библиотечного сообщества представляются в корне ошибочными.
Во-первых, несколько лет назад решением Минобразования количество часов чтения в начальной школе сократилось с пяти до трех в неделю. В результате многочисленных обращений учителей один час вернули, однако полностью ликвидировали такой предмет, как внеклассное чтение.
Во-вторых, было принято решение, что библиотечные фонды формируются исключительно на тендерной основе. То есть средства, выделяемые школьным библиотекам, поступают в фирму, которая предложила наиболее выгодные для государства условия формирования библиотечных фондов. В результате, по словам Сметанниковой, зачастую школьные библиотеки комплектуются "мусором", который не имеет отношения ни к учебной, ни к методической литературе.
В-третьих, в рамках идущей школьной реформы был фактически отменен экзамен по литературе в традиционной форме сочинения.
По словам президента Ассоциации школьных библиотек Татьяны Жуковой, все это в совокупности заметно снижает интерес подрастающего поколения к литературе как к предмету и к чтению неспециализированных книг в целом.
- Если дело и дальше пойдет такими же темпами, - отметила она, - то через десять лет Россия перестанет быть не только "самой читающей страной", но и просто "читающей". Литература становится второстепенным, можно сказать, "техническим" предметом, который, если судить по отношению к ней, мало кому может пригодиться в жизни.
Если добавить к этому еще и зарплату школьных библиотекарей, которая в среднем по стране не превышает шести тысяч рублей, то картина становится почти трагичной.
Культура и образование: две стороны одной медали
Так что библиомания, "болезнь", распространенная в России ХХ века, нашим потомкам, видимо, не грозит.
Правда, в Москве зарплата библиотекарей в настоящий момент несколько выше - от 7 до 12,5 тыс. рублей.
Кроме того, как сообщил начальник управления Департамента культуры Москвы Евгений Медведев, буквально на днях власти города высказали намерение об увеличении минимальных зарплат ряду категорий работников культуры до 18 тыс. рублей.
Скорее всего, в эту категорию попадут и библиотекари. Однако проблемы школьных библиотек это, в принципе, не решает.
Возможно, сложившаяся ситуация связана с тем, что решение библиотечных проблем в столице в основном шло по линии Департамента культуры города Москвы и Комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям. Благодаря их совместной работе была сохранена сеть публичных библиотек, которая в настоящее время насчитывает 440 учреждений, в число которых входят 5 городских библиотек, 36 централизованных библиотечных сетей и 12 самостоятельных библиотек. Общий книжный и документальный фонд библиотек города насчитывает более 26,6 млн книг и других изданий, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных постоянных пользователей составляет 2,514 миллиона человек, а в течение года библиотеки города не менее 17, 5 млн пользователей.
На базе библиотек города создано 175 информационных интеллект-центров, оборудовано 3,9 тысячи компьютеризованных рабочих мест, все централизованные библиотечные системы подключены к корпоративной информационной системе, имеют каталоги на электронных носителях, доступ в Интернет. На базе библиотек организовано более 150 различных форм обучения, 120 клубов и объединений, студий компьютерной графики и веб-дизайна.
А вот более 2000 школьных библиотек формируются и финансируются по линии образования и, видимо, на все в школах ни средств, ни сил, ни персонала не хватает.
Школьный библиотекарь зарабатывает еще меньше библиотекаря городского, поэтому набрать туда квалифицированных молодых сотрудников практически невозможно. И это при том, что сотрудник в школе должен не просто найти нужное пособие для учеников. По определению он должен быть еще и методистом, в обязанности которого входит отследить и оценить выходящую литературу для учителей, регулярно собирать их и рассказывать о новинках рынка. Все необходимое надо приобретать и рекомендовать педагогам. А перечень такой литературы на сегодняшний день, по оценкам специалистов сети "Книжный мир", включает 200 тысяч различных изданий. Кто взвалит на себя такой труд за такие деньги? Нельзя забывать и о надвигающемся на Москву мировом кризисе. Уже сейчас при обсуждении бюджета депутатов призывают "умерить аппетиты", имея в виду внесенные поправки об увеличении тех или иных расходных статей. В этих условиях дополнительное финансирование школьных библиотек вряд ли возможно.
И все же заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Мосгордумы Татьяна Потяева не теряет оптимизма, считая, что эти проблемы можно решать: - Нам очень повезло, что в рамках одного круглого стола удалось столь четко обрисовать весь блок проблем, связанных с библиотеками, - отметила она, подводя итоги круглого стола. - Мы, конечно, подготовим поправку в бюджет, которая предусматривает увеличение ассигнований на школьные библиотечные фонды. Однако боюсь, что в настоящий момент бюджет уже настолько сбалансирован, что провести ее не удастся, мы несколько опоздали.
Тем не менее как куратор проекта "Библиотеки России" партии "Единая Россия" в Москве я постараюсь сделать все, чтобы школьные московские библиотеки активно включились в этот проект. Пока в первом этапе всероссийского конкурса в рамках проекта приняли участие только три столичных библиотеки, и ни одна не была отмечена. А ведь конкурс предусматривает выплату победителям и лауреатам крупных грантов на приобретение современной оргтехники, пополнение фондов, лично для библиотекарей и методистов, занятых научной работой. Нет сомнения, что такие проекты и конкурсы - это значительный стимул для сотрудников на этапе, когда нет возможности значительно поднять зарплату всем работникам отрасли.
Прямая речь
Евгений ГЕРАСИМОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям:
- С самого образования нашей комиссии в 2002 году мы очень большое внимание уделяем городским библиотекам. Им необходимо было обеспечить средства на ремонт, модернизацию, приобретение оргтехники, новых фондов, решать вопросы с сохранением библиотечных помещений, с арендной платой. В результате удалось сохранить не только систему городских публичных библиотек, но и удержать основные кадры - это уникальное сообщество московских интеллигентов. Большинство городских библиотек сегодня - это современные ресурсные интеллект-центры с солидными фондами и самым широким доступом к информационным базам и потокам. В этом году открыта новая Библиотека киноискусства имени Сергея Эйзенштейна, в которую книги несли любители кино со всего города. А вот в системе школьных библиотек, видимо, что-то упустили. То, что я услышал от участников совещания, действительно вызывает тревогу за наши будущие поколения. Наша комиссия, я лично всегда готовы помочь в этом вопросе подключиться к работе как в Мосгордуме, так и по линии партии "Единая Россия". Дети - это наше общее будущее, и мелочей здесь быть не может.
Источник: Вечерняя Москва
20.11.08