Исполняется 90 лет такой популярной организации, как ОАО ВТФ "Роспечать"
Киоски "Роспечати" мы воспринимаем как нечто настолько привычное, что кажется, будто они существовали всегда. Меняются арендаторы магазинов, меняется облик улиц; неизменным остается лишь привычка наших сограждан узнавать свежие новости из газет. И хотя облик киосков со временем претерпевает изменения, небольшая быстро "текущая" очередь по утрам за свежей периодикой у окошка киоска так же привычна, как, например, движение автобусов по улицам или вид людей, спешащих на работу.
С чем же пришел коллектив этой важной для людей службы к своему юбилею? В нашей области его подразделением является ОАО Владимирская торговая фирма "Роспечать", возглавляемая генеральным директором Натальей Амелиной.
- Предприятие является бесспорным лидером по розничному распространению печати в регионе, - рассказывает Наталья Владимировна. - Возобновление подписки на периодику через систему "Роспечати" позволило только за последние два года увеличить ее объем более чем в два раза. Ведем постоянный поиск новых форм работы, совершенствуем технологию продаж.
Юбилей - повод вспомнить о том, как все начиналось. До революции распространением печатной продукции занимались артели и частные подписные конторы, на железнодорожных станциях газеты и журналы продавались через сеть киосков "Контрагентство А.С.Суворина". В ноябре 1917 года "Контрагентство А.С.Суворина" было национализировано и переименовано сначала в "Контрагентство ЦИК ССР", а затем в "Агентство ВЦИК". А через год была поставлена задача более широкого продвижения печати в массы, для чего Президиум ВЦИК учредил "Центральное агентство ВЦИК", получившее сокращенное название "Центропечать". Это агентство только в Москве состояло из 22 отделов в три тысячи человек. Всего же в нем работало 17 тысяч сотрудников. С началом 1919 года при всех почтово-телеграфных учреждениях России была организована как розничная продажа газет и журналов, так и распространение периодики по подписке.
Та же задача дальнейшего развития органов распространения печатной продукции была поставлена Советом Народных Комиссаров в августе 1930 года, когда на базе агентства было создано Всесоюзное объединение "Союзпечать".
Менялась структура этой организации, корректировалась численность, но функции оставались прежними: распространение периодики. Активная работа подразделений "Союзпечати" способствовала росту тиражей периодических изданий, воспитывала у населения привычку интересоваться тем, что происходит не только в родном городе или поселке, но также в стране и мире. Значительную роль сыграла поистине героическая, нередко связанная с риском для жизни деятельность распространителей печатной продукции в годы Великой Отечественной войны, когда "Боевые листки" порой значили не меньше, чем снаряды. А разве можно недооценивать в тылу роль таких плакатов, как "Все для фронта, все для победы!", которые тоже распространяла "Союзпечать"? После войны был отменен введенный в трудное время испытаний лимитированный порядок распространения периодики - в основном по организациям. Свободная подписка по мере преодоления послевоенных трудностей набирала обороты.
Система распространения периодики не раз реорганизовывалась и вместе со страной пережила все, что выпало на ее долю. А это не только сложности преобразований, но и техническое переоснащение, укрепление материально-технической базы. К 1980 году, например, "Союзпечать" имела сеть в 34,3 тысячи киосков, 620 магазинов и 11,6 автомата. Впечатляет и количество работающих - 84,8 тыс. человек. В 1987 году подписка была возложена на почтовое ведомство, что, конечно, сузило функции "Союзпечати", за которой осталась в основном розница.
В 1994 году "Союзпечать", согласно программе приватизации, была акционирована, и на ее базе возникло ОАО Агентство "Роспечать".
Как и предшественница "Союзпечать", преемница продолжает испытывать на себе все проблемы, связанные с экономическими и политическими преобразованиями. Дожить до 90-летнего юбилея ей помогло умение учитывать реалии сегодняшнего дня и принимать решения, просчитанные с позиций не только самого агентства, но и читающей публики.
Сегодня во Владимирской области ОАО ВТФ "Роспечать" представлено коллективом в 756 человек, который трудится в основном в торговых точках. А их по области - 245, из них 75 - в областном центре. Как рассказала генеральный директор ОАО ВТФ "Роспечать" Наталья Амелина, за прошлый год товарооборот составил около 433 млн руб.
Сегодня в киосках "Роспечати" реализуются 628 наименований газетно-журнальной продукции. В месяц продается, по словам Натальи Владимировны, в среднем более 1 млн 394 тыс. экземпляров.
Что это за издания - хорошо знают киоскеры, умеющие не просто подать газету или журнал и взять деньги, но и посоветовать, если покупатель сам затрудняется с выбором.
Возможно, кому-то покажется, что киоскеру только и забот, что сидеть да периодику читать в ожидании очередного покупателя, чего ж не посоветовать? Но у киоскеров, как рассказала Амелина, очень большая отчетность, так что на работе особенно не почитаешь. Ведь торгуют здесь сегодня не только традиционной печатной продукцией, но и небольшим, хорошо продуманным ассортиментом сопутствующих товаров по целому ряду направлений.
- Например, нет смысла торговать шампунем с тем или иным определенным эффектом, - делится "секретами" профессиональной "кухни" Наталья Владимировна, - а просто обычный шампунь для любого типа волос мы продаем: мало ли что бывает, забыл человек в магазин зайти, а киоск рядом и торгует допоздна. Или, скажем, подошла мать купить газету либо женский журнал, а с ней ребенок: увидит за стеклом киоска игрушку и выпросит. Недорогие игрушки мы тоже продаем.
Руководство "Роспечати" с пониманием относится к разумным пожеланиям клиентов: вот также с ребенком подошла как-то бабушка к киоску, а там на уровне глаз ребенка оказался журнал из тех, что детям не положены. Все было в соответствии с требованиями законодательства - не на центральном месте, с прикрытием того, что не следует афишировать. Но все же Амелина и коммерческий директор владимирской "Роспечати" Сергей Мочалов согласились с бабушкой, что и того, что осталось на виду, ребенку лучше не показывать, и нашли другое место для размещения "взрослого" журнала.
Многое сделано по компьютеризации деятельности "Роспечати", каждую возможность здесь используют, чтобы улучшить условия работы киоскеров. Но все же эта работа остается нелегкой: киоскер должен не только торговать, но и поддерживать элементарный порядок у своего рабочего меcта, чтобы люди, подходя сюда, не тонули в грязи или снегу.
Но зарплата киоскера зависит от выручки, а выручка - от места расположения. Если в областном центре у киоскеров заработок выходит нормальный, то, как рассказала Амелина, в других населенных пунктах он гораздо скромнее. ОАО ВТФ "Роспечать" постоянно ищет новые пути решения экономических проблем. Сейчас это не только торговля газетно-журнальной продукцией, сопутствующими и сувенирными товарами, но и маркетинговые услуги, продвижение изданий, оплата телекоммуникаций, продажа карт экспресс-оплаты. Но рыночная экономика требует и немалых расходов: одно только подключение электроэнергии чего стоит! А ведь киоски "Роспечати", что ни говори, несут и социальную функцию: в таких населенных пунктах, как поселок Октябрьский Вязниковского района или деревня Пекша Петушинского района киоск - единственный канал получения людьми информации, да и покупки кое-каких товаров. К сожалению, таких особенностей пока не учитывает налоговое законодательство.
Несмотря на скромные заработки, в коллективе есть люди, которые добросовестно трудятся по многу лет. Так, в киоске на ул. Пугачева сложился "семейный подряд": давно трудится здесь Галина Николаевна Зимакова, которая со временем привела за собой дочерей Олю и Тоню. Всегда приветливы, доброжелательны - постоянные покупатели отзываются о них только по-доброму.
42-й год работает киоскером в Юрьев-Польском Тамара Николаевна Романова. Меняются поколения читателей, и для каждого у Тамары Николаевны найдется и добрая улыбка, и хороший совет в выборе печатной продукции.
Слушаешь Наталью Владимировну Амелину и создается впечатление, что о своих работниках она может говорить бесконечно. Но лучше, очевидно, не утомлять читателя, а позже рассказать о маяках этой организации.
Юбилей - повод сказать о том, о чем в суете повседневности мы порой не задумываемся: а ведь многих "собак" принято, не мудрствуя лукаво, вешать на "Роспечать". Кто порой становится "крайним" в политических играх, во время выборных баталий и т.д.? Как говорится, наказание невиновных и награждение непричастных:
А закончить эту статью хочется поздравлением Натальи Владимировны как своему коллективу, так и всем тем, для кого трудится "Роспечать" во Владимирской области:
- Счастья, здоровья, удачи!
Источник: Владимирские ведомости
24.11.08