В каталоге агентства "Роспечать" на первое полугодие 2009 года около 6 тысяч газет и журналов

 

Открытое акционерное общество Агентство "Роспечать" занимается распространением печатных изданий уже 90 лет. Оно и сейчас остается лидером по подписке газет и журналов, хотя читатели все больше предпочитают покупать прессу в киосках.

Тот, кто получает свои издания на дом, в основном имеет дело с почтой, которая является последним звеном в цепочке распространения. Здесь важна и роль "Роспечати". Генеральный директор компании Светлана Соколова рассказала "РГ", какая ситуация сложилась сегодня на рынке печатной продукции.

Светлана Соколова

В распространении печати в крупных городах лидирующие позиции занимает розница. А основные подписчики у нас в регионах. Розничные сети там развиты недостаточно и ассортимент там скудный. Особенно подписка важна для отдаленных районов страны, в сельской местности. Основные подписчики, как и прежде, рядовые граждане, среди которых много пенсионеров. Кстати, большой популярностью пользуется и "Российская газета". Как показывает практика, люди роднятся с изданиями и даже если подписка дорожает, а в отдаленных регионах она и так недешевая, продолжают выписывать свои газеты и журналы.

Российская газета

Какова здесь роль "Роспечати" и когда можно будет выписать газету через Интернет?

Соколова

Два раза в год мы выпускаем подписной каталог, который можно найти в любом отделении связи. В каталоге на первое полугодие следующего года порядка 6 тысяч наименований печатной продукции. Специальный каталог мы посвятили научно-техническим и учебным изданиям. В нем тысяча наименований. Есть школьные и вузовские пособия. Также в него включены научные издания, в которых публикуют свои труды кандидаты и доктора наук, академики. Кроме того, мы занимаемся таможенным оформлением и сортировкой печатной продукции, привезенной из-за границы. Развиваются существующие издатели, появляются новые. Количество продаваемых изданий в наших розничных сетях растет постоянно. Подписка развивается чуть медленнее, но и здесь мы видим определенную стабилизацию.

Что касается подписки через Интернет, то она существует давно, но количество подписчиков маленькое. Причины разные. Мы вместе с почтовиками стараемся, чтобы эта услуга стала более популярной. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности почтовикам, без них подписка была бы ограничена.

РГ

Какие существуют льготы на подписку газет и журналов?

Соколова

Известно, что согласно социальной программе льготные категории населения получают номера вашей газеты бесплатно. Третье полугодие из бюджетных средств оплачивается подписка на нее ветеранам. Для "Роспечати" социальные моменты имеют большое значение. У компании есть льготные тарифы для включения в каталог ряда изданий для инвалидов, например на языке слепых. Детские журналы также не обделены вниманием, на них мы стараемся держать минимальные тарифы на свои услуги. В последние годы появилось много новых, красочных журналов для малышей, но и традиционные "Мурзилка" и "Веселые картинки" тоже продолжают читать.

РГ

Вы работаете только с российскими подписчиками или доставляете журналы за границу?

Соколова

Мы стараемся поддерживать наших соотечественников за рубежом. И хотя это и не очень выгодно для компании, но все равно доставляем журналы и газеты жителям стран СНГ. У русскоязычного населения подписка пользуется достаточно большой популярностью.

РГ

А что нового появилось в организации подписки?

Соколова

Мы сейчас серьезно работаем над увеличением подписных тиражей. Создана широкая сеть дилеров, которые самостоятельно ведут подписную кампанию и доставляют прессу по адресам. Наши собственные предприятия в регионе развивают корпоративную подписку - распространение периодической печати для юридических лиц. Крупные компании выписывают целый спектр изданий, как аналитических, так и сугубо специальных, профессиональных, связанных с их бизнесом. А такие издания на 95 процентов распространяются исключительно по подписке.

РГ

Как обстоят дела с розничной сетью "Роспечати"?

Соколова

Мы занимаемся ее восстановлением после реорганизации 1990-х годов. И уже охватили 19 регионов. Где-то мы приобрели сеть киосков, а где-то создавали розницу с нуля. Сегодня наша сеть насчитывает около 4 тысяч торговых точек. Мы присутствуем в 178 городах. На нашем предприятии с учетом региональной сети трудятся более 11 тысяч сотрудников. И в дальнейшем мы будем расширять розницу.

За вхождение в сеть издатели не платят денег - это принципиальный момент нашей розничной политики. Мы даем им пробовать себя, три месяца они на условиях маркетинга выставляют продукцию в киосках. Мы вместе с издателями смотрим реакцию населения на новый журнал или газету, после чего издатель принимает решение о дальнейшем распространении своего издания в розницу. Конечно, всю продукцию выставить в киоске сложно. Большой киоск может вместить в себя не больше 1,5 тысячи наименований. Обычно же в рознице представлено 300-400 газет и журналов.

РГ

В чем еще ваше преимущество?

Соколова

Дело в том, что мы самая удобная для них компания - и по охвату розничных сетей, и по возможностям подписки и маркетинга, и по услугам, которые мы оказываем дополнительно. Ко всем издателям относимся внимательно и радушно, не разделяя на крупных и мелких, своих и чужих. Вместе с тем совершенно ясно, что не все издания могут быть одинаково востребованы при такой высокой насыщенности рынка. Мы разработали единую систему продвижения изданий и управления тиражами. Мы искренне рады за тех, кому удалось стать лидерами медиарынка. За время работы в рыночных условиях не было ни одного прецедента кризисных ситуаций ни с одним издателем. Мы всегда исполняли условия договоров, никогда не было задолженностей или невыполненных обязательств. Но главным свидетельством уровня нашей работы служит стабильное пополнение списка постоянных клиентов и приток новых издательских домов.

РГ

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития российского рынка СМИ?

Соколова

Считаю, что он один из самых быстро растущих.

Но кроме экономических есть и всем известные вопросы государственного регулирования отрасли. Сейчас самой острой проблемой является недавнее принятие поправок в Налоговый кодекс. С 2009 года большинство распространителей, как и многие предприятия розничной торговли, перейдут на другую систему налогообложения. По нашим расчетам, это приведет к значительному увеличению затрат и повышению розничных цен на газеты и журналы. Все игроки рынка печати уже высказали опасение, что такая мера может привести к сокращению тиражей издаваемых газет и журналов. К сожалению, однозначной реакции законодателей на просьбу сохранить льготное налогообложение для предприятий, распространяющих периодическую печать, пока нет.

Источник: Российская газета

25.11.08