Участники совещания отмечали, что в настоящее время в сфере печатных СМИ усиливаются негативные тенденции, вызванные глобальным финансовым кризисом. Операторы рынка ощущают нехватку кредитных средств, падает спрос на печатную продукцию, резко обостряется проблема платежей со стороны ритейла, издатели снижают расходы на проведение промо-акций. На будущий год прогнозируется сокращение объёмов продаж газет и журналов на 10-20%, уменьшение рекламных бюджетов на 20-30% и рост цен на печатную продукцию. Отмена ЕНВД больно ударит по киосковым сетям в регионах России, вызовет рост цен на печатную продукцию и падение тиражей, дальнейшее снижение рентабельности, спровоцирует закрытие значительного числа торговых объектов прессы.
По оценкам участников совещания, кризис с новой силой продемонстрировал нерыночный подход ряда издательских домов, требующих полной или частичной предоплаты за свои издания. В нынешних условиях подобная практика делает сотрудничество дистрибуторов с ними крайне проблематичным, идёт в разрез с интересами подавляющей части издательского сообщества.
Собравшиеся наметили комплекс мер по преодолению кризисных явлений. В частности, принято решение обратиться к властным структурам федерального и регионального уровней с просьбой поддержать операторов медиаотрасли. Наряду с этим предложить всем участникам рынка прессы, общественным организациям отрасли предпринять совместные усилия по минимизации негативных воздействий на систему распространения печатной продукции, которой необходимо законодательно придать статус социально-значимого сектора экономики, оказывающего важную социальную услугу населению.
На совещании подчёркивалась необходимость сохранения действующего порядка налогообложения для предприятий, распространяющих газеты и журналы. Принято решение продолжить взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти по проблеме ЕНВД с целью внесения соответствующих поправок в законодательство РФ.
Присутствующие на встрече высоко оценили меры, предпринимаемые столичными властями, по оказанию помощи медийному бизнесу. В связи с этим была высказана единодушная поддержка усилиям Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы по преодолению кризисных явлений в отрасли, в том числе путем расширения ассортимента в киосковых сетях, введения льготных тарифов на электроэнергию и аренду, обеспечение простаивающих киосков рабочей силой.
Участники совещания сформировали рабочую группу в целях координации оперативного взаимодействия в сфере распространения прессы и осуществления антикризисных мер на рынке СМИ.
Пресс-служба АРПП
26.11.08