Расчёты показывают, что введение в действие Федерального
закона № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» может привести к разрушению действующей системы
дистрибуции газет и журналов. Это объясняется специфическими особенностями
распространения прессы. В отрасли продаж печатной продукции в розницу 100
человек – это сотрудники небольшой сети (до 40 киосков). Свыше 50% киосковых
сетей имеют в своем ведении более 40 киосков, а значит, и более 100 человек
персонала. Таким образом, вводимые налоговые изменения затрагивают более
половины рынка розничных продаж прессы в России. В результате налоговое бремя
на большую часть розничных продавцов печатной продукции многократно возрастёт.
Им придётся выплачивать НДС, налог на имущество, налог на прибыль, т.е. те
налоги, от которых они сегодня освобождены. Кроме того с 14% до 26% увеличатся
отчисления с фонда оплаты труда.
Влияние изменений в налогообложении на низкорентабельный
бизнес по розничному распространению печатной продукции настолько значительно,
что дальнейшее развитие ситуации вполне вероятно пойдёт по следующему сценарию:
- средним и крупным сетям грозит реальная угроза
банкротства. Расчёты показывают, что при переходе на классическую схему
налогообложения рентабельность одного киоска из существующей сегодня
положительной величины в 3,2% переходит в отрицательную область и будет
составлять минус 2,6%. Налоговая нагрузка возрастает на предприятие более чем в
3 раза, что – при указанной рентабельности – делает торговлю прессой убыточной. Фактически места розничных продаж
печатной продукции останутся только в метро и в узловых точках массовых
пассажиропотоков;
- игрокам рынка придется повышать розничные цены (на
25-30%);
- повышение цен спровоцирует сокращение объёмов продаж до 20-30%,
учитывая ценовую эластичность спроса, что приведет к падению тиражей у ряда
изданий и читательской аудитории печатных изданий;
- в различных регионах сократится число киосков на 20-40% в
зависимости от разрешённого к реализации в киосках ассортимента;
- средним и крупным сетям будет невозможно развиваться,
уменьшатся инвестиции в отрасль на ее модернизацию и IT-обеспечение, будет
наблюдаться прекращение тенденции повышения прозрачности отрасли;
- произойдёт сокращение продаваемого в киосках ассортимента.
В сетях останутся только издания, доход от продаж которых покрывает издержки на
организацию продаж, сортировку, логистику и обработку ремиссионного потока. А таких, по данным распространителей, на
рынке порядка 70-80 наименований (из более 60 тыс. зарегистрированных в России
печатных СМИ);
- розничная торговля прессой станет бизнесом преимущественно
индивидуальных частных предпринимателей.
Нельзя
сбрасывать со счетов и социальные последствия введения в силу изменений в
налоговом законодательстве. В результате закрытия по стране 20-40% киосков
печати останутся без работы порядка 9-18 тысяч человек (киоскёры, водители, экспедиторы, сортировщики, складские
работники и т.д.).
Кроме
того из-за сокращения точек продаж прессы произойдёт снижение уровня
информированности населения, особенно в небольших городах и сельской местности.
Вместе с тем уже сейчас количество точек розничных продаж периодики в России на
1000 человек населения тоже гораздо меньше, чем в странах Европы и Северной
Америки. Если в России на одну такую точку приходится 3 тыс. человек, то в
Польше – 500, в Чехии – 400.
Таким
образом, можно говорить о серьёзных
системных изменениях на рынке региональной периодической печати. Рост стоимости
распространения печатной продукции приведет к росту стоимости газет и журналов.
Следствие - ощутимый удар по тиражам региональных изданий. Падение тиражей
вызовет сокращение объема рекламного рынка региональных печатных СМИ.
Произойдёт сокращение занятости в региональных издательствах и в предприятиях,
занимающихся дистрибуцией прессы.
В порядке информации сообщаем, что в нашу Ассоциацию поступил
ряд писем с мест, в которых выражается мнение о необходимости оставить в силе
ныне действующий порядок начисления ЕНВД. На имя Д.А. Медведева было также
отправлено коллективное письмо, которое подписали более 100 представителей
издательских и распространительских организаций, участвовавшие в семинаре АРПП по
проблемам медиаотрасли в октябре с.г. В этом письме сформулирован весь комплекс
вопросов, требующих решения в области печатных СМИ на федеральном уровне, в том
числе затронута тема ЕНВД.
С учётом
изложенного, просим Вас, Борис Вячеславович, внимательно отнестись к обращению
Калининградской областной Думы и по возможности положительно решить поднятую
представителями медиаобщественности проблему.
С уважением,
Президент АРПП Д.В. Мартынов
Председатель правления АРПП А.В. Оськин